Бюджет и бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:01, реферат

Описание работы

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система. Главной составляющей её является бюджет.
Согласно Бюджетного Кодекса РФ (глава 1, статья 6): «Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Работа содержит 1 файл

Бюджет и бюджетная система.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

    Внебюджетные  фонды государства – это совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления.

    Главная цель их создания – это необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

    Пенсионный  фонд РФ.

    Главными  задачами данного фонда являются:

    1. Выплата государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности.
    2. Предоставление пособий по уходу за ребенком, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат.
    3. Организация и ведение индивидуального учета застрахованных лиц.

    Источниками формирования средств данного фонда выступают:

    - средства, аккумулированные посредством  внесения единого социального  налога;

    - средства федерального бюджета,  которые предназначены для выплаты  пенсий военнослужащим и приравненным  к ним по пенсионному обеспечению  граждан;

    - добровольные взносы юридических и физических лиц;

    - доходы от коммерческих операций.

    Фонд  социального страхования  РФ.

    Главные задачи фонда:

    - обеспечение гарантированных государством  пособий и выплат;

    - участие в разработке и реализации  государственных программ охраны  здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.

    Основные  источники формирования Фонда:

    1. Средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога.
    2. Средства федерального бюджета.
    3. Средства, вырученные системой социального страхования от реализации путевок в санатории и дома отдыха.

    Основные  направления использования:

    - пособия по временной нетрудоспособности;

    - пособия по беременности и  родам;

    - единовременные пособия на погребение;

    - единовременные пособия при рождении  ребенка и т.д.

    Фонды обязательного медицинского страхования.

    Обязательное  медицинское страхование обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме  и на условиях, соответствующих программ обязательного медицинского страхования. 
 
 

11. Содержание и значение  бюджетного контроля. Органы бюджетного  контроля. Виды и  формы бюджетного  контроля.

  Меры ответственности  за нарушение бюджетного  законодательства. 

    Бюджетный контроль  - это составная часть государственного финансового контроля, посредством которого обеспечивается проверка правильности формирования и использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса.

    Цель  бюджетного контроля – обеспечение наиболее полной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, целевое и эффективное использование бюджетных средств.

    Бюджетный контроль подразделяется на:

  1. Предварительный контроль.
  2. Текущий контроль.
  3. Последующий контроль.

    Предварительный контроль предшествует расходованию денежных средств и материальных ценностей. Основная задача текущего контроля – обеспечение расходования бюджетных средств в соответствии с выполнением программ и планов производственных показателей и освоением ранее выделенных средств, предупреждение излишеств в расходовании бюджетных средств.

    Цель  последующего контроля – выявление допущенных нарушений при уплате налогов в бюджет и расходовании бюджетных средств, разработка предложений по их укреплению, укреплению финансовой дисциплины и предупреждению нарушений налогового, бюджетного и иного законодательства РФ.

    Нарушением  бюджетного законодательства признается неисполнение или ненадлежащие исполнение установленных Бюджетным кодексом РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

    К нарушителям могут быть применены  следующие меры:

    1. Предупреждение о ненадлежащем  исполнении бюджетного процесса.

    2. Блокировка расходов.

    3. Изъятие бюджетных средств.

    4. Приостановление операций по  счетам в банках.

    5. Наложение штрафа и иные меры.

      Основания для применения вышеперечисленных  мер:

    -   неисполнение закона о бюджете;

    -   нецелевое использование бюджетных средств;

    - несвоевременное представление  отчетов и других сведений, связанных  с исполнением бюджета;

    -  несоблюдение обязательности зачисления  доходов бюджета, доходов бюджетов  внебюджетных фондов и иных  поступлений в бюджетную систему  РФ;

    -   финансирование расходов не включенных в бюджетную роспись;

    -  финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные  в роспись, и утвержденные лимиты  бюджетных обязательств.  

      12. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ  И ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ  ГОСУДАРСТВА 

      С точки зрения уровня экономики, на который  должно быть направлено воздействие  государства, различают микро- и  макроэкономическую политику.

      Микроэкономическая  политика имеет целью повышение эффективности распределения ресурсов в экономике и направлена на регулирование отдельных рынков и отраслей (политика в области конкуренции, антимонопольная, промышленная, региональная политика, регулирование рынка труда и др.).

      Макроэкономическая  политика имеет целью обеспечение более полного использования ресурсов (полную занятость), стабильность цен, экономический рост и равновесие платежного баланса. В рамках макроэкономической политики обычно выделяют фискальную (бюджетно-налоговую), монетарную (денежно-кредитную) политику, политику обменного курса, политику доходов.

      В зависимости от характера воздействия  на экономическую динамику различают стабилизационную и структурную политику.

      Традиционно считается, что макроэкономическая политика направлена прежде всего на стабилизацию экономики, что достигается с помощью инструментов фискальной и монетарной политики, влияющих на совокупный спрос.

      Задачи  структурной политики решаются с использованием инструментов как микро-, так и макроэкономической политики, воздействие которых направлено в большей мере на совокупное предложение.

      Эффективная макроэкономическая политика осуществляется посредством оптимального сочетания денежно-кредитных и бюджетно-налоговых инструментов, с помощью которых в основном реализуется финансовая политика государства.

      Финансовая политика это часть макроэкономической политики государства, которая является в этом случае совокупностью бюджетно-налоговых, денежно-кредитных и иных финансовых инструментов, нацеленных на формирование и использование финансовых ресурсов государства и всех звеньев финансовой системы страны в соответствии со стратегическими и тактическими целями его макроэкономической политики.

      В кратко- и среднесрочном периодах фискальная политика направлена прежде всего на макроэкономическую стабилизацию. Это достигается путем воздействия мер бюджетно-налогового регулирования на совокупный спрос, динамика которого, в свою очередь, стимулирует изменение уровня дохода (объема выпуска) в национальной экономике.

      С точки зрения направления предполагаемых изменений в экономике фискальная политика может быть стимулирующей (экспансионистской) или сдерживающей (рестриктивной).

      В зависимости от характера самого процесса воздействия на экономику  различают дискреционную фискальную политику (т.е. когда правительство выбирает меры воздействия применительно к каждому конкретному случаю) и недискреционную фискальную политику (т.е. когда правительство неуклонно придерживается уже выработанных норм и правил).

      Следует учитывать, что одни и те же меры фискальной политики могут иметь разные последствия в кратко- и долгосрочном периодах.

      Например, в краткосрочном периоде изменения  в налоговой системе окажут воздействие прежде всего на совокупный спрос, тогда как в долгосрочном периоде они могут привести к изменению совокупного предложения. 
 
 
 
 
 

13. ЗАДАЧИ И КЛАССИФИКАЦИЯ  ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 

      Финансовая  политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

      Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

      В качестве инструментов бюджетно-налоговой  политики чаще всего рассматривают государственные расходы, налоги и трансферты.

      Среди основных задач финансовой политики выделяют следующие:

  1. создание условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  2. установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
  3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  4. выработка финансового механизма и его совершенствование в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  5. создание эффективной системы управления финансами.

      По  длительности действия финансовая политика подразделяется на текущую и долговременную.

      Текущая политика ведется повседневно и  зависит от складывающейся конъюнктуры. Долговременная финансовая политика действует продолжительный период и меняется только при радикальных преобразованиях.

      Состав  финансовой политики определяется характером контрагентов и функциональных финансовых инструментов. По этому признаку финансовую политику государства можно условно дифференцировать по следующим направлениям:

  1. бюджетная;
  2. налоговая;
  3. денежно-кредитная;
  4. валютная;
  5. инвестиционная;
  6. страховая;
  7. ценовая.

      Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.

Информация о работе Бюджет и бюджетная система