Бюджет России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:48, реферат

Описание работы

Лоббирование (от английского lobby — кулуары), то есть продвижение собственных законодательных инициатив через имеющиеся политико-правовые институты, не чуждо как крупным предприятиям, так и субъектам среднего бизнеса. Однако такая процедура, свойственная демократическому обществу, у нас приняла дикий коррупционный образ: для принятия нужных законов представители бизнеса начинают искать «подходы» к видным политическим фигурам и пытаются вручить им вознаграждение в той или иной форме.

Работа содержит 1 файл

Что может способствовать налаживанию диалога между бизнесом и государством в России.docx

— 14.91 Кб (Скачать)

Что может способствовать налаживанию диалога между бизнесом и государством в России? Думаю, серьезное  законодательство о лоббизме.  

Лоббирование (от английского  lobby — кулуары), то есть продвижение собственных законодательных инициатив через имеющиеся политико-правовые институты, не чуждо как крупным предприятиям, так и субъектам среднего бизнеса. Однако такая процедура, свойственная демократическому обществу, у нас приняла дикий коррупционный образ: для принятия нужных законов представители бизнеса начинают искать «подходы» к видным политическим фигурам и пытаются вручить им вознаграждение в той или иной форме. 

Не стоит понимать лоббирование как взятку, передаваемую чиновнику для принятия нужного  решения. Исторически лоббизм зарождался и развивался как ведение диалога  между властью и обществом  в лице отдельных его социальных групп. Общество давало сигнал государству, а государство уже самостоятельно принимало решения.

Одна из наиболее развитых форм лоббизма действует в  США, где эту сферу общественных отношений регулирует специальный  закон, впервые принятый еще в 1946 году. В соответствии с положениями  Конституции США и Акта (закона) о лоббизме и регулировании лоббистской  деятельности, право обратиться в  госорган, в том числе в законодательный  орган, есть у каждого гражданина. При этом лоббизм, в отличие от взяточничества, это прозрачное явление, поэтому для передачи денег и  соответствующих письменных обращений  существует специальная процедура  регистрации таких операций. 

Также закреплен  статус представителя, который, в связи  с такой регламентацией лоббистской  деятельности, «решает вопросы». Проще  говоря, для поддержания того или  иного закона коммерсанту нужно  обратиться к профессиональному  посреднику, который при наличии  других идентичных обращений собирает капитал и продвигает проплаченные идеи в Конгрессе. Такие посредники именуются лоббистами. Рассмотрим на примере одной из самых распространенных услуг лоббистов всего мира — поддержки интересов заказчика в области законотворчества. Только в Америке это приносит лоббистам порядка миллиарда долларов в год. Заказчик платит за разработку законопроекта, согласование документа с ответственными органами власти, поиск релевантного субъекта законодательной инициативы, нейтрализацию потенциальных противников законопроекта, создание коалиций в поддержку законопроекта и множество других сопроводительных услуг. Такая деятельность основана на знании особенностей принятия решений в том или ином органе власти. Ее можно сравнить с работой адвоката. Несмотря на то что все законы имеются в открытом доступе, нужен специальный посредник, который приведет судье убедительные аргументы в пользу позиции клиента. Лоббист — в каком-то смысле тоже адвокат общества в системе законодательной и исполнительной власти. Он ускоряет принятие важных государственных решений и способствует реализации потребностей различных групп, снимая социальные противоречия. 

За последние десятилетия  лоббизм в США подвергается сильному изменению. В соответствии с подписанным  в 1995 году Биллом Клинтоном Актом  о раскрытии лоббистской деятельности, законодатель или чиновник исполнительной власти не может получать более $100 в  год от одного субъекта. Иначе это  нарушение закона. Однако лица, относимые  данным Актом к лоббистам, могут  отчислять и большие суммы. Большинство  таких операций подлежит регистрации, а сами лоббисты должны отчитываться о своей деятельности четыре раза в год. О каждом вознаграждении более $5000 лоббист обязан сообщить в установленном Актом порядке. 

Отчеты лоббистов  постоянно отслеживаются и изучаются  Комитетами по этике, которые, согласно положениям закона, могут оценивать  финансирование и преследовать нарушителей  судебными исками с наложением штрафа в размере до $50 000 за каждый факт нарушения закона. Случаи лоббирования, не зарегистрированные в установленном  законом порядке, подлежат наказанию  в виде тюремного заключения сроком на один год. Таким образом, процесс  продвижения той или иной законодательной  инициативы становится прозрачным и  легко подвергается общественному  контролю. 

В России лоббизма формально  нет. В России нет специального закона, регламентирующего лоббистскую деятельность. Лоббист действует в соответствии с конституцией, гарантирующей гражданам право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей. Основной закон позволяет «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию», а также «распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Реализуя это конституционное право, гражданин может начать самостоятельную лоббистскую деятельность или пойти работать в специализированную фирму, которая оказывает подобные услуги. Он вправе использовать все виды и способы защиты своих прав: обращение в органы власти или в суд, обжалование решений должностных лиц, участие в общественной и политической деятельности, выступление в СМИ.

Регламентированы  пожертвования, которые передаются политическим партиям. Статья 30 ФЗ «О политических партиях» запрещает партиям получать пожертвования от иностранных лиц, любых органов власти, анонимных  лиц, а также зарегистрированных менее чем за год до внесения пожертвования. Сама сумма пожертвований от одного юридического лица не может превышать 43,3 млн рублей в год, а общая сумма пожертвований не должна превышать 4,33 млрд рублей. Сумма довольно приличная. Однако при этом учитываются не только деньги, но и иное имущество, которое при необходимости можно оценить неадекватно. Также в эту сумму не включаются неограниченные бюджетные дотации, вступительные и членские взносы, поступления от хозяйственной деятельности. Например, партия может осуществлять «информационную деятельность», получая за это деньги, или сдавать в аренду принадлежащее ей недвижимое имущество. Таким образом, реальные возможности получения денег политическими партиями почти не ограничены. 

При этом, в отличие от системы, созданной в США, никто не обязан указывать, кем и на лоббирование каких именно законов были направлены переданные партии средства.

Информация о работе Бюджет России