Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:43, реферат

Описание работы

Государственный бюджет является центральным элементом финансовой системы страны. А бюджетный процесс – одним из главнейших финансово-экономических процессов, это и обуславливает важность и актуальность темы контрольной работы.
Целью настоящей работы является самостоятельное углубленное изучение важнейших аспектов бюджетной системы Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

бюджетная система РФ.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

       Введение

       На  протяжении последнего десятилетия  бюджетная система Российской Федерации  постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и  экономических процессов, происходящих в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям. Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет. С одной стороны, это объясняется тем, что в условиях рыночных отношений сужаются возможности государства оказывать влияние на экономические процессы. С другой стороны, заметно возрастание роли и значения бюджетов как важнейших инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований.

       В настоящей работе раскрыты важные положения  теории бюджетной системы: бюджетный  процесс и его основные этапы, характеристика участников бюджетного процесса.

       Государственный бюджет является центральным элементом  финансовой системы страны. А бюджетный  процесс – одним из главнейших финансово-экономических процессов, это и обуславливает важность и актуальность темы контрольной  работы.

       Целью настоящей работы является самостоятельное  углубленное изучение важнейших аспектов бюджетной системы Российской Федерации. 

Раскройте содержание основных этапов бюджетного процесса

        Основными этапами бюджетного процесса являются:

    1) составление  проектов бюджетов;

    2) рассмотрение  и утверждение бюджетов;

    3) исполнение  бюджетов;

    4) составление,  внешняя проверка, рассмотрение  и утверждение бюджетной отчетности;

    5) контроль  за исполнением бюджетов.

Составление проектов бюджетов.

      Проект  федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

      Проект  бюджета субъекта Российской Федерации  и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов (проекты местных бюджетов) составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете.

      Бюджетное послание Президента Российской Федерации  направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому  году. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

      Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива  Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и местных администраций муниципальных образований.

      Непосредственное  составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

      Составление проекта бюджета основывается на:

    - бюджетном  послании Президента Российской  Федерации;

    - прогнозе  социально-экономического развития  соответствующей территории;

    - основных  направлениях бюджетной и налоговой  политики.

Рассмотрение  и утверждение  бюджетов.

      В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета.

      Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа соответственно проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в сроки, установленные настоящим Кодексом, проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) и проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации, но не позднее 15 октября текущего года, проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.

      Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года.

      Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.

      Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в первом чтении в  течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

      При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета  Государственная Дума не имеет права  увеличивать доходы и дефицит  федерального бюджета, если на эти изменения  отсутствует положительное заключение Правительства Российской Федерации.

      Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период во втором чтении в  течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении.

      В течение 10 дней Комитет по бюджету  готовит сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов классификации расходов федерального бюджета, рассматриваемым  во втором чтении, и направляет указанные  таблицы в соответствующие профильные комитеты и в Правительство Российской Федерации.

      Государственная Дума рассматривает в третьем  чтении проект федерального закона о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

Исполнение  бюджетов.

      Исполнение  федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета  территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

      Исполнение  бюджетов по доходам предусматривает:

    - зачисление  на единый счет бюджета доходов  от распределения налогов, сборов  и иных поступлений в бюджетную  систему Российской Федерации,  распределяемых по нормативам, действующим  в текущем финансовом году, установленным  настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;

    - возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;

    - зачет  излишне уплаченных или излишне  взысканных сумм в соответствии  с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

    - уточнение  администратором доходов бюджета  платежей в бюджеты бюджетной  системы Российской Федерации;

    - перечисление  Федеральным казначейством средств,  необходимых для осуществления  возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Исполнение  бюджета по расходам предусматривает:

    - принятие  бюджетных обязательств;

    - подтверждение  денежных обязательств;

    - санкционирование  оплаты денежных обязательств;

    - подтверждение  исполнения денежных обязательств.

Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение  бюджетной отчетности.

      Бюджетный учет представляет собой упорядоченную  систему сбора, регистрации и  обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

      Бюджетная отчетность включает:

    1) отчет  об исполнении бюджета;

    2) баланс  исполнения бюджета;

    3) отчет  о финансовых результатах деятельности;

    4) отчет  о движении денежных средств;

    5) пояснительную  записку.

      Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной  классификацией Российской Федерации.

      Баланс  исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.

        Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления.

     Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам классификации операций сектора государственного управления.

      Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания  и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году.

      Главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов  бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств) составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

      Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований составляется соответственно Федеральным казначейством, финансовыми  органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами муниципальных образований на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств.

      Годовой отчет об исполнении бюджета до его  рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. Внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется Счетной палатой Российской Федерации

      По  результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета законодательный (представительный) орган принимает  решение об утверждении либо отклонении закона (решения) об исполнении бюджета.

Контроль  за исполнением бюджетов.

      Законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового  контроля:

    - предварительный  контроль - в ходе обсуждения и  утверждения проектов законов  (решений) о бюджете и иных  проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

    - текущий  контроль - в ходе рассмотрения  отдельных вопросов исполнения  бюджетов на заседаниях комитетов,  комиссий, рабочих групп законодательных  (представительных) органов в ходе  парламентских слушаний и в  связи с депутатскими запросами;

    - последующий  контроль - в ходе рассмотрения  и утверждения отчетов об исполнении  бюджетов.

      Контроль  законодательных (представительных) органов  предусматривает право соответствующих  законодательных (представительных) органов  на:

    - получение от органов исполнительной власти, местных администраций муниципальных образований необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

    - получение  от финансовых органов оперативной  информации об исполнении соответствующих  бюджетов;

    - утверждение  (не утверждение) отчета об исполнении соответствующего бюджета;

    - создание  собственных контрольных органов  (Счетная палата Российской Федерации,  контрольные палаты, иные органы  законодательных (представительных) органов);

    - вынесение  оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты. 
     
     
     
     
     
     

Какие органы законодательной и исполнительной власти являются участниками бюджетного процесса 

      Участниками бюджетного процесса являются:

      - Президент Российской Федерации;

      - высшее должностное лицо субъекта  Российской Федерации, глава муниципального образования;

      - законодательные (представительные) органы государственной власти  и представительные органы местного  самоуправления (далее - законодательные  (представительные) органы);

      - исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

      - Центральный банк Российской  Федерации;

      - органы государственного (муниципального) финансового контроля;

      - органы управления государственными  внебюджетными фондами;

      - главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

      - главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

      - главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита  бюджета;

      - получатели бюджетных средств. 

      Законодательные (представительные) органы

      Законодательные (представительные) органы рассматривают  и утверждают соответствующие бюджеты  и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением  соответствующих бюджетов, формируют  и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.

      Исполнительные  органы государственной  власти

      Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

      Финансовые  органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его  с необходимыми документами и  материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

      Финансовые  органы или иные уполномоченные органы ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета  в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

      Органы  исполнительной власти (органы местной  администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами. 

      Расходование  денежных средств осуществляется через распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей. Распорядители бюджетных средств это государственные и муниципальные органы, которые распределяют бюджетные средства по бюджетополучателям. Это министерства, службы, агентства, а также другие ведомства, которые являются первыми получателями средств из бюджета.

      Распорядители бюджетных средств определяют задания  по предоставлению государственных  и муниципальных услуг бюджетополучателям, утверждают сметы доходов и расходов бюджетополучателей, составляют бюджетную роспись и распределяют лимиты бюджетных обязательств по бюджетополучателям. При этом они выполняют функции контроля за использованием бюджетных средств бюджетополучателями, а также непосредственно расходует бюджетные ресурсы на свое содержание.

      По  окончанию бюджетного года распорядитель  бюджетных средств составляет отчет  о выполнении заданий по предоставлению государственных и муниципальных  услуг, а также составляет отчетную смету доходов и расходов по всем подведомственным бюджетополучателям.

      Бюджетополучатели это бюджетные учреждения или  другие организации, имеющие право  на выделение им бюджетных средств  и использования этих средств  в соответствии с бюджетной росписью.

        При этом бюджетным учреждением  признается организация, созданная органами государственной или местной власти для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и других функций некоммерческого характера, деятельность которых осуществляется на основе сметы доходов и расходов и финансируется из соответствующего бюджета.

      В соответствии с бюджетным законодательством  бюджетополучатели имеют право  на своевременное получение и  использование бюджетных средств  в соответствии с утвержденной бюджетной  росписью, имеют право на своевременное  доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств и право на компенсацию в случае недофинансирования бюджетных расходов.

        При этом бюджетополучатели обязаны: 

      1.Своевременно  подавать бюджетные заявки.

      2.Эффективно  использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением

      3.Своевременно  составлять и предоставлять отчет  и другие сведения об использовании  бюджетных средств.

      К участникам бюджетного процесса, обладающими  бюджетными полномочиями на федеральном  уровне, относятся:

      •      Президент РФ;

      •      Государственная Дума Федерального Собрания РФ (ГД);

      •      Совет Федерации Федерального Собрания РФ (СФ);

      •      Правительство РФ;

      •      орган, ответственный за составление  и исполнение федерального бюджета (Министерство финансов РФ);

      •      орган, осуществляющий казначейское исполнение федерального бюджета (Федеральное  казначейство);

      •      органы, осуществляющие сбор доходов  бюджета;

      •      Банк России;

      •      Счетная палата РФ;

      •      государственные внебюджетные фонды;

      •      главные распорядители и распорядители  бюджетных средств;

      •      иные органы, на которые законодательством  РФ возложены бюджетные, налоговые  и другие полномочия.

      Министерство  финансов РФ является федеральным органом  исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой, валютной политики в РФ, осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

      Федеральное казначейство - это единая централизованная система Минфина РФ, созданная  в целях проведения государственной  бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности  в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением и целевым использованием государственных средств. В его обязанности входят: прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; представление высшим органам государственной власти отчетности об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, отчета о состоянии бюджетной системы РФ; управление и обслуживание совместно с Банком России государственного долга; разработка методологических и инструктивных материалов, ведение операций по учету государственной казны.

      На  органы Федерального казначейства возложены  функции по исполнению бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов. Органы исполнительной власти РФ вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через казначейство на основании соглашений. При этом полномочия органов Федерального казначейства распространяются на организации (включая кредитные организации), осуществляющие операции со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета.

      Заключение

        Бюджетный процесс - определенная законами деятельность органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета на очередной год. В РФ в соответствии с Конституцией (ст. 117) составление бюджета и его исполнение находятся в компетенции органов исполнительной власти — Правительства РФ, министерств, рассмотрение и утверждение федерального бюджета возложено на Президента РФ, Федеральное Собрание РФ — Совет Федерации и Государственную Думу. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местные бюджеты, устанавливают местные налоги и сборы (ст. 132).

         Бюджетный процесс трудоемок и длителен: более полугода составляется проект бюджета, год бюджет исполняется, затем составляется отчет об исполнении бюджета с принятием закона. В среднем это 2—2,5 года. В Б.п. в той или иной мере, на той или иной стадии принимают участие все органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, все предприятия, АО, организации и учреждения, все население, его общественные организации.

        Формирование проекта федерального бюджета РФ — главная задача Бюджетного департамента Министерства финансов РФ, тесно взаимодействующего со всеми другими департаментами своего министерства, с Министерством экономики, Федеральным Собранием РФ МНС РФ и др. Возможна разработка проекта бюджета иными органами. Началом работы над проектом бюджета очередного года выступает Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию, в котором представлен прогноз социально - экономического развития страны в планируемый период, ставятся конкретные задачи по экономии и сокращению расходов, повышению их действенности, по укреплению доходной базы бюджетов через экономический рост и др. Составленный Министерством финансов РФ проект федерального бюджета на основе включения в него всех финансовых планов и смет (по статьям, связанным с бюджетом) и в соответствии с подразделениями бюджетной классификации представляется в Правительство РФ. Там он детально рассматривается, уточняется, решаются возникшие разногласия и, наконец, принимается и с заключением по нему представляется в Федеральное Собрание РФ.

         Рассмотрение проекта бюджета в комитетах и комиссиях Государственной Думы, на ее заседаниях заключается в тщательной проверке экономической обоснованности цифр каждой статьи доходов и расходов проекта бюджета, его дефицита. К этой работе привлекаются группы специалистов (в комиссиях). Положительный результат голосования депутатов по разделам проекта бюджета означает его принятие. Принятый бюджет передается в Совет Федерации на одобрение, а после этого — на подпись Президенту РФ, и в случае его подписания издается закон о бюджете на год. Принятый закон должен быть выполнен, что является содержанием заключительного этапа бюджетного процесса.  
 


Список литературы

 
  1. "Бюджетный  кодекс Российской Федерации"  от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998), (ред. от 06.04.2011)/ http://www.consultant.ru/popular/budget/
  2. Бюджетная система Российской Федерации. (Учебник) - Александров И.М. – М. : Высшее образование, 2007г.
  3. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций. Бурханова И.В. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008г.
  4. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций. Ермасова Н.Б. – М.: Высшее образование, 2008г.
  5. http://bk-rf.ru/
  6. http://e-college.ru/xbooks/xbook120/book/index/index.html
  7. http://www.budgetrf.ru/

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации