Бюджетное право Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:02, реферат

Описание работы

В «Финансовой энциклопедии», изданной в Москве в 1924 г., бюджет определяется как «утвержденное в законодательном порядке общее предположительное исчисление в принятой денежной единице предстоящих в определенном периоде времени государственных расходов и ожидаемых для покрытия их доходов с подведением баланса. Государственный бюджет – государственная роспись доходов и расходов».

Содержание

1 Понятие и роль бюджета, его виды
2 Понятие, предмет, нормы и источники бюджетного права РФ
3 Бюджетные правоотношения и их субъекты

Работа содержит 1 файл

ФП.docx

— 39.72 Кб (Скачать)

Согласно договорам о разграничении  предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной  власти и органами власти субъектов  РФ каждый субъект РФ участвует в  осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных  Конституцией РФ и федеральными законами. Именно данным положением и обусловлена  первая группа бюджетных прав субъектов  РФ. Эта группа прав выражается в  конкретном участии всех субъектов  Российской Федерации в осуществлении  бюджетных прав, принадлежащих непосредственно  Российской Федерации.

Вторая группа бюджетных прав субъектов  Российской Федерации имеет отношение  к собственному бюджету и принадлежит  им в силу правового статуса, предопределяющего  их самостоятельность и бюджетную  в том числе. Согласно ст. 10, 15 БК РФ каждый субъект РФ имеет свой бюджет.

Наличие права на бюджет предполагает и другие права, связанные с его  формированием, распределением и использованием. Субъекты РФ имеют право на получение  закрепленных доходов за своими бюджетами, предусмотренных федеральным законодательством. Субъекты РФ имеют также право  на получение отчислений от регулирующих источников доходов, утверждаемых федеральными органами при принятии федерального бюджета. Субъекты Российской Федерации  имеют право на получение в  установленном законом порядке  дополнительных регулирующих и даже закрепленных за федеральным бюджетом доходов. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством  РФ, субъекты РФ имеют право на получение  дотаций и субвенций из федерального бюджета. При этом они несут ответственность за использование полученных средств и отчитываются за это перед федеральными органами.

Субъекты Российской Федерации  самостоятельно определяют направление  расходов своих бюджетов и объемы бюджетных средств по этим направлениям.

В составе своих бюджетов субъекты РФ имеют право образовывать резервные  и иные целевые фонды.

В пределах предоставленной компетенции  субъекты РФ в лице представительных и исполнительных органов власти самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют свои бюджеты. При этом законодательство запрещает  вмешательство в этот процесс  каких-либо иных органов и организаций, если это не предусмотрено законодательными актами. Они же утверждают и отчет  об исполнении бюджетов, а также  осуществляют контроль за исполнением  своих бюджетов.

Если в ходе исполнения бюджетов образуются дополнительные доходы, то субъекты РФ имеют право оставлять  их в своем распоряжении и использовать по своему усмотрению.

Субъекты РФ могут вводить механизм секвестра в случаях, когда при  исполнении их бюджетов происходит превышение установленного ими уровня бюджетного дефицита либо сокращаются поступления  от доходных источников, а также  в случае, если в ходе исполнения бюджетов дефицит не уменьшается, в  результате чего становится невозможным  финансирование предусмотренных в  бюджете мероприятий.

Законодательство РФ предусматривает  право субъектов Федерации на компенсационные возмещения из федерального бюджета. Таким образом, устанавливается  взаимная ответственность представительных органов власти Российской Федераций  и ее субъектов.

В рамках своих территорий субъекты РФ определяют бюджетную систему  и составляют консолидированные  бюджеты. 7

Субъекты РФ имеют право принимать  нормативные акты, регулирующие их бюджетную деятельность и бюджетные  права органов местного самоуправления. Однако эти акты не должны противоречить  федеральному законодательству.

Территория субъектов РФ включает административно-территориальные образования, имеющие самостоятельные бюджеты. Это предопределило наличие у  них определенных бюджетных прав по отношению к бюджетам нижестоящего территориального уровня. Среди них  в первую очередь следует назвать  право утверждать нормативы отчислений от регулирующих доходов в бюджеты  нижестоящего территориального уровня.

На субъектах РФ лежит  обязанность обеспечения установленного федеральным законодательством  уровня закрепленных доходов местных  бюджетов – третья группа бюджетных  прав.

Субъектам РФ предоставлено  право распределять отдельные виды доходов между своим бюджетом и бюджетами нижестоящего территориального уровня. Виды доходов, распределяемые субъектами РФ, определены бюджетным  законодательством.

В необходимых случаях субъекты РФ имеют право предоставлять  в нижестоящие бюджеты дотации  и субвенции. При этом порядок  и условия предоставления дотаций  и субвенций из бюджетов субъектов  РФ определяются законодательством  самих субъектов РФ в пределах предоставленных им прав.

Обладая правом на компенсационное  возмещение из федерального бюджета, субъекты РФ сами, в свою очередь, несут материальную ответственность перед бюджетами  нижестоящего территориального уровня.

В рамках своей компетенции  субъекты Российской Федерации имеют  право осуществлять контроль за бюджетной  деятельностью соответствующих  административно-территориальных образований.

Статья 8 Бюджетного кодекса  РФ в области регулирования бюджетных  правоотношений к ведению субъектов  Российской Федерации относит: установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением  и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации; составление и рассмотрение проектов бюджетов Российской Федерации и  консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации, утверждение  и исполнение бюджетов субъектов  Российской Федерации, осуществление  контроля за исполнением и утверждение  отчетов об исполнении бюджетов субъектов  Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов; распределение  доходов от региональных налогов  и сборов, иных доходов субъектов  Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации и  местными бюджетами; определение порядка  направления в бюджет субъекта Российской Федерации доходов от использования  собственности субъекта Российской Федерации, доходов от налогов и  сборов субъекта Российской Федерации, иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации; разграничение полномочий по осуществлению расходов между  бюджетом субъекта Российской Федерации  и местными бюджетами; установление совместно с органами государственной  власти РФ порядка и условий предоставления финансовое помощи бюджетам субъектов  Российской Федерации; определение  порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации  местным бюджетам; предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета  субъекта Российской Федерации местным  бюджетам; установление порядка и  условий предоставления бюджетных  кредитов; определение перечня и  порядка осуществления государственных  внутренних заимствований субъектов  Российской Федерации; осуществление  государственных внутренних и внешних  заимствований субъекта Российской Федерации и управление государственным  долгом субъекта Российской Федерации.

Законодательные представительные органы субъектов Российской Федерации  вправе вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры  ставок по ним и предоставлять  налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством  Российской Федерации (ст. 59 п. 1 БК РФ).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  могут предоставлять налоговые  кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей бюджетов субъектов Российской Федерации в пределах лимитов, предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек  по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенны законами субъектов  Российской Федерации о бюджете. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  имеют право предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов  и иных обязательных платежей в бюджеты  субъектов Российской Федерации  в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссуд бюджета субъекта Российской Федерации перед федеральным  бюджетом и соблюдении предельного  размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера  государственного долга субъекта Российской Федерации, установленных Бюджетным  кодексом РФ.

На современном этапе в Российской Федерации неуклонно повышается роль региональных органов власти в  хозяйственном и культурном строительстве. Они получили большие права в  области руководства хозяйственным  и социально-культурным строительством на подведомственной территории, осуществляют руководство жилищным строительством, образованием и здравоохранением, проводят мероприятия по благоустройству  сел и городов, организуют работу в области дорожного строительства.

Бюджетные права органов местного самоуправления закреплены в Конституции  РФ – статья 132 гласит, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы.

При формировании своих бюджетов органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления расходов бюджетов и объемы ассигнований по всем статьям  использования бюджетных средств. В рамках своего бюджета органы местного самоуправления имеют право образовывать оборотную кассовую наличность и  использовать ее на покрытие временных  кассовых разрывов с обязательным восстановлением  в полном объеме в конце финансового  года. Им предоставлено также право  образовывать резервные и целевые  фонды в системе своего бюджета.

При получении дополнительных доходов  в процессе исполнения местных бюджетов органы местного самоуправления имеют  право оставлять их в собственное  распоряжение и использовать по своему усмотрению.

Если в процессе исполнения местных  бюджетов произошло уменьшение их доходов  или увеличение расходов в результате принятия решения представительными  органами власти Российской Федерации  или ее субъектов, то недостающие  средства местных бюджетов должны быть компенсированы за счет средств соответственно федерального бюджета или бюджета  соответствующего субъекта РФ. Аналогичным  образом должен возмещаться ущерб, причиненный местным бюджетам неправомерными решениями представительных органов  власти Российской Федерации и её субъектов.

Представительные органы местной  власти осуществляют контроль за исполнением  соответствующего местного бюджета  и утверждают отчет об исполнении своего бюджета.

Местные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют  свои бюджеты. При этом вмешательство  вышестоящих органов в бюджетный  процесс не допускается. В целях  социальной защищенности населения  за местными органами власти в Законе закреплено право на минимальный  размер местных бюджетов в части  текущих расходов. При этом впервые  в Законе записано, что для определения  общего объема финансовых ресурсов, созданных  и используемых на соответствующе территории, местными органами власти составляется территориальный сводный финансовый баланс. Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации  представляют в местные органы власти сведения, необходимые для его  составления.

Местные органы имеют право  на создание и использование внебюджетных фондов финансовых ресурсов, а также  валютных фондов, на объединение финансовых ресурсов местных органов власти и предприятий, на финансирование общерегиональных мероприятий.

Законом регламентируются взаимоотношения  местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории. Эти  взаимоотношения строятся на договорной основе. Все предприятия обязаны  участвовать в формировании местного бюджета, передавая в них часть  прибыли (дохода). За местные органами закреплено право создавать предприятия  без согласования с вышестоящими органами, перепрофилировать их для  удовлетворения потребностей территории, образовывать территориальные и  межтерриториальные, отраслевые и межотраслевые  органы управления местным хозяйством.

Определены права местных  органов власти в области планирования материально-технического снабжения, оговорено участие во внешнеэкономических  связях. Местным органам власти в  распределении и использовании  своих финансовых ресурсов предоставлены  следующие права: самостоятельно определять направления использования средств  местных бюджетов; в пределах имеющихся  средств увеличивать сверх централизованно  устанавливаемых норм расходы на содержание жилищно-коммунального  хозяйства, учреждений здравоохранения, народного образования, социального  обеспечения, правоохранительных органов; устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помощи отдельным категориям населения; образовывать резервные фонды.

Федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации  обеспечивают муниципальным образованиям (городам, районам, поселкам, селам) минимальные  местные бюджеты; минимально необходимые  расходы местных бюджетов устанавливаются  законами субъектов Российской Федерации  на основе нормативов минимальной бюджетной  обеспеченности.

1 Жилинский С.Э., бюджетное право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 672 с.

2 Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. О.М. Олейник – М.: Юристъ, 2000. – 727 с.

3 Мандрица В.М. Бюджетное право: Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону, 1999.

4 Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. – М.: Русская Деловая Литература, 2001. – 608 с.

5 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.07.98 №123-ФЗ) / СЗ РФ, 1996, №48, ст. 5369, СЗ РФ, 2002, №13, ст. 1179.

Информация о работе Бюджетное право Российской Федерации