Бюджетное устройство

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы исследовать бюджетное устройство.

Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:

- раскрыть понятие бюджетного устройства и бюджетной системы;

- исследовать бюджетные права в Российской Федерации;

-выявить взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы…………………..5
Бюджетные права в Российской Федерации…………………………………9
Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам…………………………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………….....18

Список использованной литературы…………………………………………....20

Приложения……………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Бюджетное устройство.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

    Единство  бюджетной системы Российской Федерации основывается на применении единой Бюджетной классификации Российской Федерации.

      Бюджетные компетенции и полномочия федеральных  органов государственной власти закреплены в Конституции РФ и вышеперечисленных законодательных актах.

      К ведению Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений относятся1: установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации; разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов федерального бюджета;  разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации; определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;  определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также государственным и муниципальным долгом; установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; установление федеральными законами порядка осуществления заимствований РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления, управления долгом РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления; осуществление государственных заимствований РФ и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом РФ; установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам; предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам; установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов; установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг; утверждение бюджетной классификации Российской Федерации; установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга, определение его перечня и порядка осуществления;  определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью; установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

      В области регулирования бюджетных  правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относятся: установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ, утверждения и исполнения региональных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении; составление и рассмотрение проектов бюджетов РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ, утверждение и исполнение бюджетов,  осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении;  распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами; определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов бюджета субъекта РФ; разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта РФ порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов РФ; предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам; установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов; определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов РФ; осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта РФ;  

      Новые права даны местным органам власти в распределении и использовании  своих финансовых ресурсов. Местным органам предоставлены права: самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов; в пределах имеющихся у них средств увеличивать сверх централизованно устанавливаемых норм расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, правоохранительных органов; устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помощи отдельным категориям населения; образовывать резервные фонды.

      Компетенция органов местного самоуправления в бюджетной сфере определена в ст. 9 Бюджетного кодекса, в которой к ведению органов местного самоуправления в регулировании бюджетных правоотношений отнесено2:

  • установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;
  • составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;
  • определение порядка направления в местные бюджета доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;
  • определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
  • предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
  • определение порядка осуществления муниципальных заимствований;
  • осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.
 
 
 

 

    3.  Взаимоотношения звеньев бюджетной  системы по доходам и расходам 
     

      Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием  в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

      Конкретное представление об  источниках формирования федерального  бюджета и направлениях расходования  его средств можно получить  из анализа основных положений  федерального бюджета на 2004 г1. Федеральный бюджет на 2004 г. был утвержден по расходам в сумме 2 659 447 000 млн. рублей и по доходам в сумме 2 742 850 400 млн. рублей Предельный размер дефицита федерального бюджета на 2004 год был установлен, исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта, в сумме 15 300 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 10 процентов (декабрь 2004 года к декабрю 2003 года). Превышение доходов над расходами в сумме 83 403,4 млн. рублей направляется в 2004 году на образование Стабилизационного фонда Российской Федерации в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (см.: Приложение 1).

    Данные  в Приложение свидетельствуют, что  почти 84 % всех доходов бюджета составляют налоговые доходы, а около 46 % налоговых  доходов бюджета составляет налог  на добавленную стоимость (налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета).

    Анализ  данных показывает, что среди расходов федерального бюджета все большее  место занимают затраты по средствам  передаваемые государственным внебюджетным фондам – около 20%, а также расходы по национальной обороне – 15 %.

    Федеральный закон о федеральном бюджете  на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов  и платежей субъектов РФ.

    Например, в Мурманской области, согласно закону  от 25 декабря 2003 г. N 460-01-ЗМО "Об областном бюджете на 2004 год"1 было утвержден областной бюджет по доходам в сумме 7355,6 млн.рублей, по расходам в сумме 7718,0 млн.рублей. При  размере дефицита областного бюджета на 2004 год в сумме 362,4 млн. рублей, или 6,4 процента к доходам областного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

    В отчетном периоде (январь – май 2004 года г. Мурманск) отмечается существенный рост сальдированного финансового  результата при сохранении высокого удельного веса убыточных предприятий и суммы их убытков, сохранение проблем с платежеспособностью в ряде отраслей экономики региона, недостаточностью доходов для покрытия необходимых потребностей бюджетной сферы.

    Согласно  отчетным данным Управления МНС РФ по Мурманской области, в отчетном периоде с территории области в бюджеты всех уровней поступили налоговые и неналоговые платежи в сумме 7.24 млрд.рублей с приростом к прошлому году на 27.5 процента.

    В доходы федерального бюджета зачислены  средства в сумме 1.64 млрд.рублей с приростом на 17 процентов, в территориальный бюджет (включая ЗАТО) - 5.59 млрд.рублей с приростом на 30.9 процента. Доля федерального бюджета в общем объеме поступлений снизилась и составила 22.7 процента (в 2003 году - 24.7%).

    Совокупный  объем задолженности по налоговым  платежам по состоянию на 01 июня текущего года достиг 4.75 млрд.рублей и увеличился с начала года на 986.7 млн.рублей или 26.2 процента.

    Основной  объем налоговой задолженности  в размере 3.33 млрд.рублей сформирован приостановленными к взысканию платежами, наибольшая часть которых связана с рассмотрением исков налогоплательщиков к налоговым органам в судах различных инстанций.

    Кроме того, за предприятиями и организациями  числится задолженность по пеням  и штрафным санкциям в сумме 4.45 млрд.рублей, из которой 2.59 млрд.рублей (58.3%) составляют платежи отсроченные, реструктурированные и приостановленные к взысканию.

    По  состоянию на 1 июня 2004 года консолидированный  бюджет Мурманской области (без внутренних оборотов и без ЗАТО) исполнен по доходам в сумме 6.43 млрд.рублей, по расходам - в сумме 6.19 млрд.рублей (соответственно 46.9% и 42.3% к годовым назначениям) с профицитом в сумме 239.1 млн.рублей или 4.4 процента по отношению к доходам без учета финансовой помощи от вышестоящих бюджетов (в соответствующем периоде прошлого года имел место дефицит 144.6 млн.рублей или 3.4%) . Прирост доходов консолидированного бюджета области к прошлому году составил 32.3 процента, в том числе по собственным доходам - 28.7 процента. В структуре доходов удельный вес собственных доходов снизился до 84.2 процента против 86.5 процента в прошлом году.

    Финансовая  помощь из федерального бюджета получена в сумме 915 млн.рублей (57.1% к годовым  назначениям) с ростом к прошлому году почти в 1.5 раза.

    В структуре доходов консолидированного бюджета области налоговые доходы составили 76.6 процента. В их составе  приоритетное положение занимает налог  на доходы физических лиц, на долю которого приходится 41.1 процента (в прошлом  году - 47.4%). Существенно возросла роль налога на прибыль организаций, удельный вес которого в налоговых доходах бюджета достиг 29.3 процента против 15.6 процента в прошлом году. Приростом налога на прибыль и налога на доходы физических лиц сформировано 93.8 процента увеличения налоговых доходов бюджета области.

    Сумма расходов консолидированного бюджета  области увеличилась на 23.7 процента, в том числе на финансирование жилищно-коммунального хозяйства - 47.6 процента, здравоохранения - 29, образования - 23.8 процента.

    Недостаточность доходов повлекла увеличение кредиторской задолженности консолидированного бюджета области с начала года на 374.6 млн.рублей (12.5%), общий ее объем  достиг суммы 3.36 млрд.рублей, что составляет 22.9 процента годовых назначений по расходам. В составе задолженности на долг по заработной плате и начислениям приходится 286.6 млн.рублей (12.7%), по теплофикации жилого фонда 348.5 млн.рублей (10.4%) (см. Приложение 5-6).

 

     Заключение 

    Проанализировав в данной работе бюджетное устройство, необходимо отметить, что одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

    Хотя  форма государственного устройства не является определяющей в распределении  прав и обязанностей между уровнями бюджетной системы, тем не менее, в странах с федеративным устройством расходные обязательства бюджетов субъектов федерации гораздо шире, чем у бюджетов аналогичного уровня в унитарных государствах, для унитарных государств характерно единообразие налогов, платежей и бюджетного процесса на всей территории страны, а в федеративных государствах указанные параметры могут отличаться друг от друга в разных субъектах федерации в зависимости от регионального законодательства.

    Бюджеты регионального уровня в унитарных государствах являются промежуточными звеньями по распределению ресурсов центрального правительства и аккумуляции тех ресурсов, осуществлять администрирование которых на данном уровне представляется наиболее эффективным. В странах с федеративным государственным устройством бюджет каждого уровня является самостоятельным фондом финансовых ресурсов, мобилизующим и распределяющим свои собственные финансовые ресурсы. При этом бюджеты различного уровня связаны между собой системой межбюджетных отношений, построенной согласно федеральному законодательству. В унитарных государствах, в противоположность федерациям, центральное правительство обычно несет ответственность по задолженности бюджетов нижестоящих уровней и, соответственно, устанавливает жесткие ограничения на объем и сроки заимствований. Для унитарных государств характерна высокая (более 50%) доля средств центрального бюджета в доходах бюджетов нижестоящего уровня.

Информация о работе Бюджетное устройство