Бюджетня система и бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Содержание

Введение

1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации

1.1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации

1.2. Принципы бюджетной системы

1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов

2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской Федерации

2.1 Федеральный бюджет Российской Федерации

2.2 2.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации

2.3 Местные бюджеты

2.4 Внебюджетные фонды

2.5. Межбюджетные отношения - современная ситуация, проблемы и пути их решения

3 Бюджетный процесс и его стадии

3.1. Бюджетное планирование и бюджетный процесс

3.2. Составление проектов бюджето

3.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов

3.4. Исполнение бюджетов

3.5. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение

4. Бюджетная политика Российской Федерации и направления ее совершенствования

5. Заключение

6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

Принцип гласности  означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти. 

Принцип достоверности  бюджета означает: надежность показателей  прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.  
 

Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные  средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

1.3. Бюджетная  классификация, доходы и расходы,  сбалансированность бюджетов 

составления и  исполнения бюджетов и обеспечения  сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов. 

Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация  включает:

классификацию доходов бюджетов РФ;

функциональную  классификацию расходов бюджетов РФ;

экономическую классификации расходов бюджетов РФ;

классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований;

классификацию видов государственного внешнего долга  РФ и государственных внешних  активов РФ;

ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.  

Бюджетная классификация  в части классификации доходов  бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации  расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.  

Действующая в  настоящее время редакция бюджетной  классификации утверждена Приказом МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной  классификации Российской Федерации» (действие ФЗ от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» в основном, приостановлено). Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.  

Например, доходы бюджетов РФ подразделяются на следующие  группы:Код  Наименование групп

1000000  Налоговые доходы

2000000  Неналоговые доходы

3000000 Безвозмездные перечисления

4000000 Доходы целевых бюджетных фондов  

руппа 3000000 «Безвозмездные перечисления» подразделяется на подгруппы:

Код Наименование подгрупп

3010000 От нерезидентов

3020000 От бюджетов других уровней

3030000 От государственных внебюджетных фондов

3040000 От государственных организаций и др.

Подгруппа3020000«Отбюджетовдругихуровней»подразделяетсянастатьи:

Код Наименование статей

3020100 Дотации

3020200 Субвенции

3020300 Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти

3020400 Трансферты и др.

    
 
 

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.  

Виды доходов  бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные  перечисления, а также обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов. К неналоговым доходам относятся доходы:

от использования, продажи и иного возмездного  отчуждение имущества, находящегося в  государственной или муниципальной  собственности;

от платных  услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);

финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.  

Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют т.н. регулирующие доходы - федеральные  или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты  субъектов или местные бюджеты  на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет). 

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие  расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов). Формы расходов бюджетов:

ассигнования  на содержание бюджетных учреждений;

оплата по государственным (муниципальным) контрактам;

трансферты населению;

ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;

бюджетные кредиты  юридическим лицам;

субвенции и  субсидии юридическим и физическим лицам;

инвестиции в  уставные капиталы юридических лиц;

бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;

кредиты иностранным  государствам;

средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.  

ри этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. 

В любом бюджете  доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ). Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ (государственный долг - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права). Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные виностранной(внешние)илироссийскойвалюте(внутренниезаимствования).

2. Характеристика  отдельных звеньев бюджетной  системы Российской Федерации

2.1Федеральный  бюджет Российской Федерации  

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики. Например, основными целями экономической политики на 1998 год были названы:

рост валового внутреннего продукта и продукции  промышленного производства не менее  чем на 2 процента;

прекращение спада  сельскохозяйственного производства;

создание условий  для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;

формирование  условий справедливой конкуренции  на внутреннем рынке, в том числе  за счет снижения средневзвешенной ставки таможенного тарифа по сравнению  с фактическим уровнем 1997 года не более чем на 1 процент;

снижение налоговой  нагрузки на товаропроизводителей и  повышение уровня собираемости налогов;

выполнение всех принимаемых государством финансовых обязательств перед субъектами хозяйственной  деятельности и населением;

рост реальных денежных доходов населения не менее чем на 3 процента;

завершение перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета;

поддержание уровня занятости населения Российской Федерации и снижение числа безработных  не менее чем на 500 тысяч человек;

повышение инвестиционной активности, формирование источников реального наполнения Бюджета развития РФ и на этой основе увеличение по сравнению с уровнем 1997 г. объемов капитальных вложений.

2.2. Бюджеты субъектов  Российской Федерации  

Бюджеты субъектов  Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.  

Федеральный закон  о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ст. 21 ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» установлено что в бюджеты субъектов РФ в 1998 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:

налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством (реально - 22 %);

НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные  металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, - в размере 25 процентов доходов;

акцизов на спирт  этиловый из всех видов сырья, водку  и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов;

акцизов на остальные  товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов  на услуги по ее перекачке и акцизов  на природный газ, бензин автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов; лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим законодательством;

подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов  доходов;

налога на покупку  иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;

платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным действующим  законодательством;

платы за пользование  объектами животного мира и водными биологическими ресурсами - в размере 60 процентов доходов;

лесного налога - в размере 100 процентов доходов;

платы за пользование  водными объектами - в размере 60 процентов  доходов;

налога с розничных  продаж - в размере 100 процентов доходов;

прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов  РФ в соответствии с законодательством.  

роцедура утверждения  и построение бюджетов субъектов  Российской Федерации аналогичны процедуре  и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов). Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований (подробнее об этом - в разделе 2.5 настоящей работы).

Информация о работе Бюджетня система и бюджетный процесс