Бюджетный процесс в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

Цель моей работы – дать определение бюджетного процесса, рассмотреть его основные принципы и все стадии бюджетного процесса, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….стр.2-3
Понятие, принципы бюджетного процесса и его участники………. …………..4-13
§ 1. Понятие бюджетного процесса…………………………….…………..…….....4-5
§ 2. Принципы бюджетного процесса…………………………………...………...5-10
§ 3. Участники бюджетного процесса……………………………………….……11-13
Стадии бюджетного процесса и ответственность за нарушение бюджетного законодательства………………………………………………………………..….14-23
§ 1. Стадии бюджетного процесса………………………………….……..………14-20
§ 2. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства………..…20-23
Заключение…………………………………………………………………………24-25
Список использованных материалов и литературы………...…………………..….26

Работа содержит 1 файл

Курсовaя рaботa бюджетный процесс.docx

— 49.86 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа.

По дисциплине: Финaнсовое право

На тему: «Бюджетный процесс в РФ».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент(ка) 2 курса ОЗО

                                                                                   нап. Юриспруденция СОП

 Петров Денис Викторович

(Фамилия,  инициалы студента)

 

Проверил:

____________________

(степень,  научное звание преподавателя)

___________________

(Фамилия,  инициалы преподавателя)

 

 

 

 

 

 

г.п. Пойковский, 2013

 

 

                                  

                                                 Оглавление.

  1. Введение………………………………………………………………………….стр.2-3
    1. Понятие, принципы бюджетного процесса и его участники………. …………..4-13

§ 1. Понятие  бюджетного процесса…………………………….…………..…….....4-5

§ 2. Принципы бюджетного процесса…………………………………...………...5-10

§ 3. Участники  бюджетного процесса……………………………………….……11-13

  1. Стадии бюджетного процесса и ответственность за нарушение бюджетного законодательства………………………………………………………………..….14-23

§ 1. Стадии бюджетного процесса………………………………….……..………14-20

§ 2. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства………..…20-23

  1. Заключение…………………………………………………………………………24-25
  2. Список использованных материалов и литературы………...…………………..….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Бюджет  как экономическая категория  представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования  государственного централизованного  фонда денежных средств, региональных и местных фондов денежных средств, необходимых государству и местному самоуправлению для выполнения своих  задач и функций. Бюджет – финансовая основа функционирования государства  и местного самоуправления, центральное  звено финансовой системы общества, с которым связаны все ее звенья.

Как правовая категория бюджет – основной финансовый план государства или местного самоуправления, роспись доходов и расходов.

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления. Российская Федерация  имеет федеративное устройство и  состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации (ст.5 Конституции РФ). Поэтому под бюджетом государства понимают бюджет Российской Федерации (федеральный бюджет) и бюджеты ее субъектов. Федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации, ему придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона. Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его. На уровне образований местного самоуправления создаются местные бюджеты, обеспечивающие финансовыми ресурсами выполнение ими своих  задач и функций.

Указанные отношения регламентируются нормами  финансового права, которые в  совокупности образуют бюджетное право.

Бюджетное право основная подотрасль финансового права, включающая в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, регламентирующие бюджетный процесс, формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства страны.

Цель  моей работы – дать определение бюджетного процесса, рассмотреть его основные принципы и все стадии бюджетного процесса, а также  ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Понятие, принципы бюджетного процесса и его участники.

§ 1. Понятие  бюджетного процесса.

Бюджетный процесс – это регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства  и муниципальных образований  по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению и утверждению отчета о его исполнении.1

В ст. 6 Бюджетного кодекса  дается несколько другое определение: «Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением», - где не предусмотрена стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Представляется, что это не совсем верно, так как именно отчет об исполнении бюджета обеспечивает обратную связь в бюджетной деятельности государства и делает эту деятельность прозрачной.

Деятельность государства  от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о  его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный  цикл делится на стадии бюджетного процесса: это стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения и заключения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют одна другую. Сам бюджет действует в течение одного года – с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации длится 12 месяцев. По прошествии года по закону для завершения бюджета предоставляется еще один льготный месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках  исполнения бюджета. Счетный период включает срок с 1 января по 31 декабря плюс льготный месяц.

Стадии  бюджетного процесса следует строго последовательно, и этот порядок  изменению не подлежит. В тоже время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются государственные средства в зависимости от задач, решаемых государством в данной период.

§ 2. Принципы бюджетного процесса.

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства  были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. Однако в настоящее время Бюджетным  кодексом в гл. 5 предусмотрены общие  принципы для бюджетной системы  в целом.

Это следующие  принципы:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы   Российской Федерации;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 28. БК РФ).

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкций за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

           Принцип самостоятельности бюджетов означает:

право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной  системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; (п.1, ст. 31 БК РФ в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ)

наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих  бюджетов в соответствии с настоящим  Кодексом и налоговым законодательством  Российской Федерации;

право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с  настоящим Кодексом определять направления  расходования средств соответствующих  бюджетов;

право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с  настоящим Кодексом определять источники  финансирования дефицитов соответствующих  бюджетов;

недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов  над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

недопустимость компенсации  за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и иных обязательных платежей полностью  учитываются отдельно по доходам  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, за исключением  отсрочек и рассрочек по уплате налогов  и иных обязательных платежей, предоставляемых  в пределах текущего финансового  года.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. ( ст. 35 БК РФ в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ)

Доходы бюджета и поступления  из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными  расходами бюджета, за исключением  доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных  кредитов, а также в случае централизации  средств из бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип гласности означает:

обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту  представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность  иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной  власти, органов местного самоуправления;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и  принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной  власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Информация о работе Бюджетный процесс в РФ