Доходы государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Необходимость и сущность доходов государственного бюджета………….4
2. Сущность, виды, значение налогов
2.1. Сущность и виды налогов……………………………………………………7
2.2. Налоговая система РФ…………………………………………………….11
2.3. Система налогов РФ………………………………………………………...16
2.3.1. Налог на добавленную стоимость………………………………………..17
2.3.2. Акцизы……………………………………………………………………..20
2.3.3. Налог на прибыль…………………………………………………………24
2.3.4. Налог на доходы с физических лиц……………………………………...26
3. Неналоговые доходы федерального бюджета………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

Доходы государственного бюджета.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

     2. передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления;

     3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

     4. ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

     Плательщиками НДС являются: организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

     При обложении НДС  предусматриваются  налоговые льготы. Например, не подлежат налогообложению некоторые медицинские услуги, предоставляемые по обязательному медицинскому страхованию; услуги скорой помощи; услуги по уходу за больными и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты; услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях; услуги по перевозке пассажиров (городским пассажирским транспортом, морским, речным или железнодорожным); услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса; реализация товаров общественным организациям инвалидов и др.

     Налоговая база (добавленная стоимость) определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг (включая акцизы для подакцизных товаров) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения.

     В настоящее время законодательством  установлены следующие налоговые ставки:

     0% — для товаров, экспортируемых за пределы РФ; для услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории России; для товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами и для некоторых других операций;

     10% — при реализации ограниченного круга продовольственных товаров (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, сахара, соли и др.) и товаров для детей (трикотажных и швейных изделий, обуви, некоторых школьно-письменных принадлежностей, игрушек и др.);

     18% — при реализации иных видов товаров, производстве работ и оказании услуг.

     В определенных случаях используется расчетная ставка НДС. Она используется в том случае, когда процесс реализации товаров (продукции, работ, услуг) не позволяет непосредственно определить НДС. Например, когда по итогам налогового периода вся сумма полученных доходов организации складывается за счет авансов по заключенным контрактам.

     Для установленной законодательством ставки НДС 18% расчетная ставка составляет 15%, а для ставки 10% расчетная ставка составит 9,09%.

     На  практике плательщик налога должен вносить  в бюджет не всю сумму налога, а лишь разницу между суммой налога, полученной от покупателя за реализованные товары (работы, услуги) и суммой налога, уплаченной поставщикам за материальные ресурсы, топливо и другие купленные товары, стоимость которых фактически списана в отчетном периоде на издержки производства и обращения. Документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, являются специально оформленные счета-фактуры.

     Сроки уплаты налога в бюджет зависят от суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг). Если сумма выручки без учета налога и налога с продаж не превышает 1 млн. руб. в месяц, то налогоплательщик имеет право платить налог 1 раз в квартал, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Если сумма выручки превышает 1 млн. руб. в месяц, то плательщик налога обязан платить налог ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

     В целом НДС является достаточно эффективным налогом, поскольку:

     1. охватывает товарооборот на всех стадиях;

     2. менее обременителен для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь оборот, а лишь прирост стоимости;

     3. для плательщиков представляет собой достаточно простую форму;

     4. с точки зрения государства, НДС более предпочтителен, он

прост при взимании; не требует больших  расходов при организации

обложения; от налога трудно укрыться. 

2.3.2. Акцизы 

     Не  менее значимым косвенным налогом, формирующим значительную часть доходов бюджетов, являются акцизы.

     Будучи косвенным налогом, акцизы, включаются в цену товара, увеличивая ее. Оплачиваются акцизы потребителем, а перечисляются в бюджет производителем товара. Вместе с тем акцизы — это особый вид косвенных налогов.

     В настоящее время в большинстве  стран акцизы играют двоякую роль:

     1. это один из важнейших источников доходов бюджетов;

     2. это средство ограничения потребления ряда товаров, главным образом социально вредных, а также средство регулирования спроса и предложения товаров.

     Наиболее  часто акцизы устанавливаются на социально вредные товары и предметы роскоши и, помимо фискальной функции, имеют цель снизить потребление данной продукции. Широкое применение получила практика установления акцизов на высокорентабельную продукцию с целью изъятия в бюджет части полученной производителями или импортерами сверхприбыли, а также на некоторые виды энергоресурсов с целью более бережного и эффективного их использования в национальной экономике. В большинстве стран к подакцизным товарам относятся алкогольная и табачная продукция, бензин, автомобили, изделия из драгоценных металлов.

     В России подакцизными товарами признаются:

1. социально вредные товары:

     - алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);

     - пиво;

     - табачная продукция;

     - спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

     - спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;

2. предметы роскоши:

     - легковые автомобили;

     - мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с;

3. продукты переработки углеводородного сырья:

     - автомобильный бензин;

     - дизельное топливо;

     - моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

     - прямогонный бензин (бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья);

4. акцизы, взимаемые на таможне.

     Не  являются подакцизными такие спиртосодержащие товары, как лекарственные средства, препараты ветеринарного назначения, парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии в аэрозольной упаковке и др.

     Не  подлежат обложению  акцизами:

- передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации другому для производства также подакцизных товаров;

- реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ;

- реализация нефтепродуктов налогоплательщиком;

- первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйственных подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства.

     Акцизные  налоги в бюджет вносят предприятия  и организации, производящие и реализующие подакцизную продукцию. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара или минерального сырья. Объектом налогообложения служат обороты по реализации подакцизных товаров.

     По  подакцизным товарам используются два вида ставок: специфические и адвалорные.

     Специфические налоговые ставки являются твердыми и применяются в абсолютной сумме на единицу товара. Специфические ставки применяются к алкогольной, табачной и другой продукции. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены специфические ставки, налоговой базой служит объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении.

     Адвалорные  налоговые ставки устанавливаются в процентах. Налоговой базой при этом служит стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров без акциза, НДС и налога с продаж.

     Для минерального сырья налоговая база исчисляется в особом порядке, установленном для каждого вида минерального сырья. Она может дифференцироваться по отдельным месторождениям.

     Если  организация реализует на экспорт  товары, приобретенные ею с акцизами, то суммы акцизов возвращаются налоговыми органами. Законодательством предусмотрены также налоговые вычеты, на которые уменьшается общая доля налога по подакцизным товарам.

     Вычитаются  суммы налога, предъявленные продавцами и уплаченные плательщиком при приобретении подакцизных товаров или уплаченные при ввозе товаров в РФ, которые в дальнейшем использованы в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

     По  ряду товаров (табаку, табачным изделиям, винно-водочным изделиям, пищевому спирту) предусмотрена обязательная маркировка марками акцизного сбора. В таком случае предусмотрены налоговые вычеты сумм авансовых платежей, уплаченных при приобретении акцизных марок. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уменьшается на налоговые вычеты. Если по итогам налогового периода сумма вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по подакцизным товарам, реализованным в отчетном налоговом периоде, полученная разница возмещается.

     Уплата  налога производится не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем. В отношении отдельных видов подакцизных товаров могут быть установлены специальные сроки.

     Акцизы  являются регулирующим налогом. Они зачисляются в федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ в порядке и на условиях, устанавливаемых Законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

     В целом акцизы выполняют не только фискальную, но и регулирующую функцию. Устанавливая специфические ставки (т.е. ставки в виде конкретной суммы за физическую единицу товара) и проводя корректировки при определении объектов налогообложения, государство в состоянии влиять на рентабельность производителей тех или иных подакцизных товаров. 
 
 
 
 

2.3.3. Налог на прибыль 

     Кроме косвенных налогов, существенную часть доходов бюджетов разных уровней составляют прямые налоги.

     Налог на прибыль предприятий  и организаций является одним из основных прямых налогов. Прямым он называется потому, что представляет собой форму изъятия части чистого дохода, созданною производителем. Его величина непосредственно зависит от получаемой прибыли, а реальным плательщиком налога выступает получатель дохода. Данный налог не перекладывается на конечного потребителя продукции, как при косвенном налогообложении.

     Налог на прибыль уплачивают все юридические лица. Плательщиками налога являются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ. Плательщиками налога выступают также банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, участники рынка ценных бумаг и др. Кроме того, к плательщикам налога на прибыль относятся филиалы и различные обособленные подразделения предприятий, которые имеют отдельный баланс и расчетный счет.

     В соответствии с Налоговым кодексом РФ не являются плательщиками налога на прибыль:

     - предприятия, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенного вида деятельности;

     - организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;

     - организации, уплачивающие налог на игорный бизнес, по деятельности, относящейся к игорному бизнесу;

Информация о работе Доходы государственного бюджета