Государственный бюджет , как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 67.01 Кб (Скачать)

 

 

2.Дефицит и профицит бюджета.

Механизм  образования дефицита или профицита  государственного бюджета может  быть представлен следующим образом :

  • Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.
  • Дефицит бюджета - это превышение расходов госбюджета над его доходами.
  • Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

 

Бюджетный дефицит.

Нормальное состояние всех видов  бюджетов является равенство доходов  и  расходов. Но государственный  бюджет вынужден отражать циклическое  движение экономики. Государственный  бюджет целесообразно сбалансировать с положительным сальдо  при  подъёме и отрицательным –  при спаде производства. Типичный бюджет – бюджет с отрицательным сальдо ( расходы превышают доходы) . Объясняется это прежде всего усилением роли государства в разных сферах жизни общества, увеличением численности государственных служащих , умножением расходов на оборонно-промышленный комплекс.

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующее превышение объема расходов над доходами.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд  специальных методов.

 

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной  ситуацией для национальной экономике. Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

  • выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);
  • выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);
  • финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Все источники финансирования дефицита госбюджета можно представить следующим образом :

Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

  • реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;
  • реструктуризация государственного внешнего долга;
  • усиление контроля за расходованием бюджетных средств;
  • сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;
  • упорядочение действующей системы социальных льгот.

    Профицит бюджета.

Крайне редко  при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета  состояние — его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Если  в стране в течение ряда лет  бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию — создание бюджетного профицита или выработка  возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.

Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга  (проценты и погашение основной суммы).

Первичный профицит показывает, что часть доходов  бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус  займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ  — К > РБ — ОГД,

где:

  • ДБ — доходы госбюджета;
  • К — кредиты и займы;
  • РБ — расходы госбюджета;
  • ОГД — обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении  бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

  • сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;
  • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  • увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой  является и сокращение налоговых доходов бюджета.

Дефицит федерального бюджета и его финансирование

В ходе составления  и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

В мировой  практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3% от ВВП. В 1991-1999 гг. бюджетные дефициты в России были значительными. В 1997 г. сложился особенно большой дефицит, и законодательная власть была вынуждена осуществить секвестр бюджетных расходов.

В случае принятия бюджета на очередной год  с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1. Внутренние источники, а именно:

  • кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

2. Внешние источники следующих  видов:

  • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • кредиты правительств иностранных государств, юридических лиц и международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. Это означало бы, что дефицит финансируется за счет денежной эмиссии.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Финансирование  бюджетного дефицита — покрытие отрицательного сальдо бюджета путем привлечения финансовых ресурсов за счет государственных займов и уменьшения остатков ликвидных финансовых средств государства.

В составе источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, от продажи земельных участков, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на выплаты на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета и др.).

В составе источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных банков и организаций, международных финансовых организаций и правительств иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
  • прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета ( например, объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте).

Предельные  значения дефицита бюджета

Предельные значения дефицита федерального бюджета

Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период, не может превышать  размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета (размер последнего не может превышать 4,7 процентов от валового внутреннего продукта, прогнозируемого в соответствующем финансовом году (с 2012 г.).

Утверждение федерального бюджета с дефицитом  допускается только в случае, если прогнозируемая на соответствующий  финансовый год цена на нефть не превышает базовой цены на нефть, установленной в соответствии с  настоящим Кодексом.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным  банком Российской Федерации государственных  ценных бумаг Российской Федерации  при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Предельные значения дефицита бюджета  субъекта Российской Федерации и  муниципального образования:

Предельное  значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не должно превышать 15% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений.

При этом предельное значение дефицита бюджета  субъекта Российской Федерации в  отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений. В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.

Предельное  значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

При этом предельное значение дефицита бюджета  муниципального образования, в отношении  которого осуществляются меры, предусмотренные  пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса  не должно превышать 5% утвержденного  годового объема доходов бюджета  муниципального образования без  учета безвозмездных поступлений  и поступлений налоговых доходов  по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете  в составе источников финансирования дефицита местного бюджета размера  поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности  муниципального образования, а также  земельных участков, находящихся  в собственности муниципального образования и снижения остатков средств на счетах по учету средств  местного бюджета предельный размер дефицита местного бюджета, может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Балансирование Государственного  бюджета и его особенности.

Рассмотрим  структуру и объем доходов  проекта федерального бюджета на 2001 год .Налоговые доходы составляют 1115,32 млрд. руб. или 93,45% от всех доходов (1193,48 млрд. руб.).

В связи с  данной структурой доходов могут  быть высказаны следующие соображения.

1) Реально  доход от НДС составляет 516,436 млрд. руб. (свыше 43% доходов бюджета!), но из этой суммы в 2001г. предполагается возвратить 91,86 млрд. руб. экспортерам для возмещения части налога, уплаченного поставщикам материалов. Таким образом, в распоряжении бюджета реально оказываются временно привлеченные чужие средства, подлежащие возврату, то есть в каком-то смысле он играет роль банкира. Однако играет эту роль бюджет плохо: вопрос об использовании этих временно привлеченных средств обходится, хотя здесь имеются огромные возможности и настоящие банки всю свою работу строят именно на эффективном распоряжении временно оказавшимися у них деньгами. Что еще хуже, не налажена даже надлежащая своевременная возвратность этих средств экспортерам, что наносит большой ущерб отечественному производству вообще и экспортным отраслям в особенности. Таким образом, вопрос о повышении эффективности использования подлежащих возврату сумм НДС, составляющих почти 8% доходов бюджета, заслуживает внимания законодателей и нуждается в правовом урегулировании.

2) Нет данных  о НДС на импорт услуг (туризм, финансовые услуги и т.п.). Фактически  импорт услуг, если не весь, то в значительной части, НДС  не облагается из-за несовершенства  законодательных норм, что ведет  к потере бюджетных доходов  и к дискриминации отечественных  производителей услуг.

3) Низкий  доход от акцизов на ввозимые  товары, вероятно, означает, что эти  акцизы фактически носят запретительный  характер.

4) Относительно  низкие доходы от 2-х “единых”  налогов (на вмененный доход  и при упрощенной системе налогообложения), а также от налога на игорный  бизнес позволяют ставить вопрос  об отмене их федерального  статуса: целесообразно сделать  их региональными.

Информация о работе Государственный бюджет , как инструмент государственного регулирования