Контрольная работа по "Бюджетному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:26, контрольная работа

Описание работы

Финансовое право – это совокупность норм, регулирующих финансовую деятельность государства, с помощью которых государство направляет потоки денежных средств в нужном для него направлении, где они аккумулируются и расходуются и, таким образом, стимулируется развитие той или иной деятельности государства как в экономической, так и социально-культурной области.

Содержание

Введение………………………………………………………..…………….. 3
Бюджетный процесс в Российской Федерации…………………………...... 4
Понятие и принципы бюджетного процесса в РФ…………………… 4
Стадии бюджетного процесса в РФ………………………………..…. 10
Ответственность за нарушение налогового законодательства……………. 15
Задача…………………………………………………………………………... 21
Заключение……………………………………………………………………. 22
Список использованных источников………………………………………... 23

Работа содержит 1 файл

Фин.право кр.р..docx

— 59.32 Кб (Скачать)

Принцип специализации бюджетных  показателей состоит в том, что составление и исполнение бюджета основывается на бюджетной классификации – группировке доходов и расходов по видам, целевому назначению и направлениям. Использование бюджетной классификации позволяет четко спрогнозировать и распределить бюджетные средства, а также определить источники внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджета. Как специальный юридический акт бюджетная классификация является основой для ведения учета и составления отчетности, осуществления бюджетного контроля со стороны финансовых органов. Этот принцип осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса.

Особое внимание в бюджетном процессе заслуживает принцип публичности и гласности, которые для бюджетного процесса предполагают, что проект бюджета до его принятия широко обсуждается как представительными органами, так и общественностью. Принятый бюджет обязательно публикуется в печати. Осуществление этого принципа способствует исполнению бюджета реально и с наименьшими потерями. Органы представительной и исполнительной власти отчитываются перед широкой общественностью о ходе исполнения бюджета.

Принцип иммунитета бюджета заключается в обеспечении защиты бюджетных средств. Взыскание бюджетных средств может быть произведено только на основании судебного акта по искам к Российской Федерации, субъекту РФ и муниципальным образованиям. Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета установлен гл. 24 БК РФ.

Принцип ответственности за нарушение  бюджетного процесса включает в себя ответственность органов государственной власти и персональную ответственность должностных лиц – участников бюджетного процесса. В частности, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство несут ответственность за осуществление бюджетных полномочий, определенных Бюджетным кодексом, а в отношении министра финансов установлена персональная ответственность5.

 

 

    1. Деятельность государства от начала разработки проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении называется бюджетным циклом, продолжительность которого составляет от трех до пяти лет. Бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса.

К стадиям бюджетного процесса относятся: стадия составления проекта бюджета; стадия рассмотрения; утверждения бюджета; стадия исполнения бюджета; стадия рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

На  каждой стадии бюджетного процесса решается строго определенный перечень вопросов, которые не могут быть рассмотрены  на иной стадии. При изменении экономических  и социальных задач государства  стадии бюджетного процесса и их последовательность изменению не подлежат.

Стадия составления проекта  бюджета начинается с бюджетного послания Президента РФ Федеральному собранию, в котором определяются основные направления бюджетной политики, первоочередные задачи в области доходов и расходов, управлении государственным долгом и др. Затем Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления приступают к составлению федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, которые утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период6. Организует и контролирует работу по составлению проекта бюджета Правительство РФ.

Первый этап составления проекта бюджета: разработка прогноза социально-экономического развития; составление сводного баланса финансовых ресурсов; определение основных направлений бюджетной политики; расчет контрольных цифр проекта. Работу эту осуществляют министерства, ведомства и территориальные органы исполнительной власти. Органы власти субъектов РФ в этот период должны представить запросы и обоснования на получение ими субвенций из Федерального бюджета. Первый этап длится три месяца.

В течение второго этапа (четыре месяца) проводится анализ всех представленных показателей и расчетов. На основе этого анализа Министерство финансов РФ разрабатывает контрольные цифры проекта Федерального бюджета. Этот документ направляется органам исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований – субъектов РФ. Руководители этих структур имеют право вносить свои предложения по изменению конкретных показателей проекта Федерального бюджета.

Третий  этап – составление Правительством РФ проекта бюджетного послания в двухмесячный срок. В составе бюджетного послания: основные показатели социально-экономического развития РФ на соответствующий год; сводный финансовый баланс по территории страны; основные направления бюджетной политики; сведения о государственных доходах; проект федерального бюджета РФ; проект консолидированного бюджета РФ; оценка исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых годов7.

Согласно  ст. 114 Конституции, Правительство РФ представляет Федеральный бюджет на заседании Государственной Думы. Бюджетное послание подлежит опубликованию в печати.

Вторая стадия – рассмотрение проекта бюджета представительным органом власти соответствующего субъекта бюджетного права. Оно предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных ассигнований.

На практике рассмотрение проекта федерального бюджета представительным органом РФ вызывает осложнения, поэтому законодатель пошел по пути детальной регламентации порядка (технологии) и сроков рассмотрения законопроекта о федеральном бюджете на каждый конкретный год.

После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной  Думой, он должен направляться в Совет  Федерации Федерального Собрания РФ, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной  инициативы для внесения замечаний  и предложений, а также в Счетную  палату РФ на заключение.

В результате обсуждения принимается  постановление о санкционировании доходной части бюджета и бюджетных ассигнований. Санкционирование осуществляется в соответствии со статьями функциональной бюджетной классификации. Рассмотрение проекта может осуществляться в нескольких чтениях. Последняя процедура рассмотрения проекта – доклад о бюджете на заседании Государственной Думы, который делает либо Президент, либо должностное лицо по его поручению. С содокладом выступает при этом Председатель Комиссии по бюджету, планам, налогам и ценам.

Третья стадия – утверждение бюджета, принятие закона о бюджете.

Бюджетное законодательство предусматривает возможность утверждения  проекта федерального бюджета на соответствующий год после четырех  чтений. После четвертого чтения проект федерального бюджета на соответствующий  год рассматривается на пленарном  заседании Государственной Думы для голосования в целом. Принятый Государственной Думой ФЗ «О федеральном  бюджете на соответствующий год» в соответствии со ст. 105 и 107 Конституции  РФ подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом  РФ.

В случае непринятия проекта Федерального закона «О федеральном  бюджете на конкретный год» до 1 января конкретного года федеральные органы исполнительной власти имеют право  производить расходование бюджетных  средств по соответствующим разделам расходов, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной  классификации ежемесячно в размере  1/3 фактически произведенных сумм расходов за 4 квартал предшествующего года до принятия ФЗ «О федеральном бюджете на предстоящий год». Подобные меры, санкционируемые соответствующими федеральными законами, являются вынужденными. Они связаны как с реальными финансовыми трудностями РФ, так и с политической конъюнктурой.

Государственная Дума также  может принять Федеральный закон  «О финансировании расходов из Федерального бюджета в первом квартале конкретного  года». В этом случае федеральные  органы исполнительной власти производят расходование бюджетных средств в соответствии с указанным Федеральным законом.

Составление, порядок и условия представления, рассмотрения и принятия проектов бюджетов субъектов РФ, а равно и система принятия соответствующих законодательных актов определяется в соответствии с принципами бюджетного права РФ, нормами Конституции 1993 г. и закрепляется законодательством этих субъектов. Местный бюджет и бюджетный процесс регламентируется соответствующим Положением конкретного территориального образования.

Четвертая стадия – исполнение бюджета – совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджета состоит в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджете доходов и соответствующем финансировании расходов. Реализация бюджетов возложена на органы исполнительной власти. Исполнение доходной части реализуется перечислением плательщиками соответствующих платежей на бюджетные счета. Исполнение расходной части осуществляется посредством бюджетных кредитов. Бюджетные кредиты выделяются министерствам и ведомствам в соответствии с ведомственной бюджетной классификацией. Право использования бюджетных средств принадлежит распорядителям бюджетных кредитов.

Исполнение  бюджета производится отдельно по доходам и расходам, а также по источникам финансирования дефицита бюджета.

По объему предоставленных прав разделяются: должностные лица – главные распорядители бюджетных кредитов (руководители министерств и ведомств) и должностные лица – нижестоящие распорядители бюджетных кредитов. Кассовое использование бюджета осуществляют кредитные организации, надзор за исполнением бюджета возложен на органы, осуществляющие финансовый контроль.

Так, Счетная  палата представляет Федеральному Собранию оперативный отчет о ходе исполнения Федерального бюджета ежеквартально. По решению представительной власти возможно привлечение аудитора для проведения проверки исполнения бюджета.

Пятая стадия – рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета соответствующим органом представительной власти. Организация и контроль составления отчета об исполнении отчета возлагается на Правительство РФ по Федеральному бюджету, правительство либо администрацию субъекта Федерации, по бюджету соответствующего субъекта. Составляют акты финансовые органы.

Отчеты  об исполнении бюджетов составляются по всем основным показателям доходов и расходов. Законодательством точно установлены сроки представления отчетов об исполнении бюджетов. Отчетный доклад и отчет об исполнении Федерального бюджета Правительство РФ должно представлять Государственной Думе в мае года, следующего за отчетным8.

Утверждение отчета об исполнении Федерального бюджета  и бюджетов субъектов Федерации оформляется постановлением Государственной Думы и, соответственно, постановлением законодательных органов субъектов, утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов оформляется решениями органов местного самоуправления.

Существует  несколько обязательных позиций, которые  должны быть отражены в постановлениях (решениях) об исполнении бюджета: 1) показатели исполнения бюджета по общей сумме доходов и по общей сумме расходов; 2) статьи доходов и расходов, по которым бюджет не исполнен (с указанием суммы и причины неисполнения); 3) показатель увеличения либо снижения бюджетного дефицита, относительно его предельной утвержденной суммы.

Постановление Федерального Собрания РФ должно быть подписано Председателем Государственной Думы и Председателем Совета Федерации и подлежит опубликованию. Органы представительной власти вслед за утверждением бюджета предыдущего года рассматривают и информацию об исполнении консолидированного бюджета соответствующего уровня за предыдущий год.

Вывод: Бюджетный процесс – определенная законами деятельность органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета на очередной год. Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно. Каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объем национального дохода государства, государственные средства распределяются по-разному. На каждой стадии решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время.

  1. Функционирование налоговой системы обеспечивается мерами юридической ответственности. Законодательство России предусматривает меры административной, уголовной, дисциплинарной, материальной, а также финансовой, в том числе налоговой, ответственности за совершение различных видов нарушений законодательства о налогах и сборах.

Большинство налоговых правонарушений – административные нарушения. Объектом административного проступка в налоговой сфере является установленный порядок уплаты налогов и исполнения налогоплательщиками и иными лицами своих обязанностей. Эти отношения регулируются налоговым законодательством. Следовательно, меры административной ответственности применяются к правонарушителю в том случае, если его действия нанесли или неизбежно могут нанести вред в виде неуплаты налогов.

Налоговая ответственность, наступающая в результате совершения налогового правонарушения, наряду с общими признаками, характерных для любого из видов юридической ответственности, обладает и рядом специфических черт. Их можно свести к следующему: основанием налоговой ответственности является налоговое правонарушение; наступление ответственности урегулировано нормами налогового права; ответственность состоит в применении к нарушителю специальных финансовых санкции (штрафы, пеня); законодательство предусматривает особый порядок привлечения к ответственности, предусмотренный Налоговым кодексом РФ; субъектами данной ответственности являются налогоплательщики и иные обязанные лица; к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах привлекаются налоговые, таможенные органы, органы налоговой полиции и их должностные лица.

В соответствии с налоговым законодательством  должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о  налогах и сборах, привлекаются в  установленном порядке также  к административной, уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности.

Информация о работе Контрольная работа по "Бюджетному праву"