Межбюджетные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

Цель работы изучить содержание межбюджетных отношений и
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть понятие – межбюджетных отношений;
• подробно рассмотреть принципы и тенденции межбюджетных отношений;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Межбюджетные отношения………………………………………………..5
Заключение…………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Реферат!!!.docx

— 35.79 Кб (Скачать)

    - устанавливает льготы по местным  налогам, основания и порядок  их применения в соответствии  с законодательством, льготы по  неналоговым доходам;

    - определяет порядок расходования  средств целевых бюджетных фондов;

    - устанавливает единые для всех  поселений муниципального района  нормативы отчислений в бюджеты  поселений от федеральных, региональных  и (или) местных налогов и  сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии  с Бюджетным кодексом Российской  Федерации, законами Московской  области в бюджет муниципального  района путем принятия нормативного  правового акта, за исключением  решения, имеющего ограниченный  срок действия (в том числе  решения о бюджете муниципального района);

    - в целях дополнительного по  отношению к дотациям из регионального  фонда финансовой поддержки поселений  выравнивания финансовых возможностей  органов местного самоуправления  поселений по осуществлению своих  полномочий по вопросам местного  значения принимает решение об  образовании в составе бюджета  муниципального района районного  фонда финансовой поддержки поселений,  в решении о бюджете утверждает  объем данного фонда и распределение  дотаций между поселениями.

    Еще одним элементом межбюджетных правоотношений являются доходы и расходы бюджетов сельских, городских поселений и  муниципальных районов. Для составления  общей картины межбюджетных отношений  необходимо указать на основу межбюджетных отношений - бюджет муниципального образования. В соответствии с Бюджетным кодексом это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления. [7,стр. 30] Бюджеты муниципальных образований имеют два вида:

    1) Бюджет муниципального образования  (местный бюджет городского округа  или городского, сельского поселения) - форма образования и расходования  денежных средств в расчете на финансовый год(19) , предназначенных для исполнения расходных обязательств(20) соответствующего муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации(21) раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

    В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений  могут быть предусмотрены сметы  доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

    2) Бюджет муниципального района (районный  бюджет) и свод бюджетов городских  и сельских поселений, входящих  в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

    Доходами  сельских и городских поселений, городских округов, и муниципальных  районов признаются бюджетные средства поселения формирующиеся в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством субъектов о налогах и сборах, нормативными правовыми актами Совета депутатов таких поселений.

    Расходами сельских и городских поселений, городских округов, и муниципальных  районов признаются:

    - покрытия дефицита за счет  собственных доходов из источников  бюджета поселения;

    - расходные обязательства поселения,  исполнение которых в соответствии  с действующим бюджетным законодательством  должно осуществляться за счет  средств бюджета поселения в  очередном финансовом году;

    Анализ  действующего законодательства, взгляды  ученых на содержание межбюджетных правоотношений дают возможность определить межбюджетные правоотношения на уровне местного самоуправления, следующим образом. Межбюджетные правоотношения на уровне местного самоуправления - это  правовые связи представительных и  исполнительно-распорядительных органов  сельских и городских поселений, городских округов и муниципальных  районов, возникающие в результате консолидации, распределении и дотировании  бюджетных средств, Возникновение  и развитие межбюджетных правоотношений на уровне местного самоуправления осуществляется на основе определенных принципов. По нашему мнению, к таковым относятся:

    1) Принцип законности;

    2) Принцип самостоятельности местных  бюджетов;

    3) Равенство бюджетных прав муниципальных  образований;

    4) Принцип взаимной ответственности;

    5) Принцип открытости и гласности  межбюджетных отношений.

    Принцип законности. Применительно к межбюджетным отношениям этот принцип трансформируется в первую очередь в принцип  соблюдения законности муниципальными органами власти при реализации межбюджетных отношений. Восполнение любых пробелов при урегулировании межбюджетных отношений  на местном уровне относится к  исключительной компетенции законодательных  органов.

    Принцип самостоятельности местных бюджетов , имеет приоритетное значение для развития местного самоуправления. Если в системе политических отношений местное самоуправление является в большей степени зависимым, нежели самостоятельным, то в финансовой сфере о самостоятельности местного самоуправления можно говорить с большой долей условности. Во многом реализация принципа самостоятельности местных бюджетов должна обеспечиваться наличием тех полномочий органов местного самоуправления в бюджетной сфере, которые определены тем же бюджетным законодательством. Статья 9 Бюджетного кодекса РФ определяет исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления, состав которых не включает многие важные направления бюджетной деятельности местного самоуправления, что означает реализацию этих направлений на вышестоящих уровнях власти. В частности, в компетенцию органов местного самоуправления не включены такие существенные для проявления самостоятельности направления, как: определение направлений и объемов расходов из местных бюджетов и формирования их доходов (за исключением доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности). Однако в Федеральном законе[8,стр.61]

    «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» содержатся положения, согласно которым представительные органы местного самоуправления самостоятельно утверждают бюджет муниципального образования  и его исполнение.

    Согласно  установленного Бюджетном кодексом РФ (ст. 31) определения принципа самостоятельности его реализация обеспечивается объемом бюджетных прав у органов местного самоуправления, что включает в себя закрепление за местными бюджетами собственных и регулирующих источников доходов. Перечень и объем тех и других источников доходов устанавливается законодательством Российской Федерации. Законодательство субъектов РФ расширяет или сокращает перечень объемов источников доходов в местные бюджеты. Принцип самостоятельности бюджетов позволяет реализовать основу деятельности органов местного самоуправления, которая заложена в Конституции РФ - народовластие через органы местного самоуправления. Осуществлять межбюджетные отношения на местном уровне на основе федеральных законов и законов субъектов Федерации, а так же нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления. Так как местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Для осуществления местного самоуправления и обеспечения жизненно важными благами населения той или иной территории, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

    Самостоятельность местных бюджетов обеспечивается наличием предсказуемых источников доходов, возможностью получать доходы, соответствующие  расходам бюджета, правом определять направления  и формы их расходования, правом привлекать заемные средства в пределах, установленных федеральным и  региональным законодательством, а  также ответственностью местных  органов власти за принятие и исполнение решений перед избирателями.[8, стр.65]

    Равенство бюджетных прав муниципальных образований  в соответствии с ч. 3 п. 2 ст. 129 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные отношения основываются на принципе равенства бюджетных прав муниципальных образований. Все органы местного самоуправления обладают одинаковыми правами в отношении введения местных налогов, получения финансовой помощи (как в форме отчислений от регулирующих налогов, так и в форме прямых трансфертов), привлечения заемных средств, распоряжения муниципальной собственностью, определения объемов и направления бюджетных расходов. Соответствующие права сформулированы в федеральном законодательстве и не могут ограничиваться актами субъектов Российской Федерации. В этот принцип входит и равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетом субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч, 5 п. 2 ст. 129 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные отношения основываются на принципе равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации. Субъекты Федерации используют единую методику определения потребности местных бюджетов в получении финансовой помощи из вышестоящего бюджета по отношению ко всем муниципальным образованиям. Передача полномочий по межбюджетному регулированию территориальным подразделениям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органам местного самоуправления не допускается.[9,стр.91]

    Существенное  значение для регулирования межбюджетных отношений на местном уровне имеет  принцип взаимной ответственности. Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отражает взаимосвязь бюджетов поселений, определяет понятие консолидированного бюджета. Поэтому значение принципа взаимной ответственности состоит  в наличии у сотрудничающих сторон подхода (правила), базирующегося на добровольных побуждениях, добросовестно  выполнять свои обязательства и  обязанности друг перед другом и  оказывать содействие друг другу. В  отличие от юридической ответственности, применяемой к органам местного самоуправления за нарушение положений  законодательства, принцип взаимной ответственности должен применяться  как базовое начало для построения всей системы взаимодействия сотрудничающих сторон. Институт взаимной ответственности  должен сочетаться с институтом юридической  ответственности, но не подменять его. Взаимная ответственность между  звеньями бюджетной системы должна наступать за несоблюдение обязательств по межбюджетным отношениям. Полагаем, что за несоблюдение обязательств должны применяться меры юридической ответственности, включающие в себя гражданско-правовую, финансовую и уголовную ответственность. Не может быть взаимной ответственности  между субъектами, когда один из них полностью подчинен другому. Ответственность применима только в сочетании со свободой деятельности и наличием для ее проявления экономических возможностей. Для реализации принципа взаимной ответственности в межбюджетных отношениях местного самоуправления необходимо разграничить бюджетные права и обязанности муниципальных образований и отменить договорную основу межбюджетных отношений.[10,стр.78]

    Принцип открытости и гласности межбюджетных отношений обеспечивает создание условий  для осуществления общественного  наблюдения за процессом межбюджетных отношений. В соответствии с п. 6 ст. 3 ст. Федерального закона от 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления.

    В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", к информации с ограниченным доступом запрещено  относить, в частности, нормативные  акты, устанавливающие правовой статус органов местного самоуправления; документы, содержащие информацию о деятельности органов местного самоуправления, об использовании ими средств соответствующих  бюджетов и иных фондов, формируемых  за счет налогов и обязательных сборов.

    Исследование  сущности и принципов межбюджетных отношений на уровне местного самоуправления имеет важное теоретическое и  практическое значение для эффективности  деятельности органов местного самоуправления в этой сфере.[11,стр.100] 
 

Заключение 

Межбюджетные отношения - это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Но настоящий кодекс не определяет понятие межбюджетных отношений муниципальных образований на местном уровне.

    Межбюджетные отношения — это совокупность отношений внутри бюджетной системы страны, включающая в качестве основных функциональных элементов разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, распределение доходов между уровнями бюджетной системы, а также перераспределение средств между бюджетами разных уровней и видов.

    Поиск подходов к решению государственно–правовых  проблем межбюджетных отношений  невозможен без выявления правовой природы и сущности этих отношений. В настоящее время ни в законодательстве, ни в работах зарубежных и отечественных  исследователей данной проблематики межбюджетным отношениям не дается однозначной характеристики. Вместе с тем, как отмечают отдельные  авторы, это представляется тем более  важным, что многие элементы понятийного  аппарата, имеющие непосредственное отношение к межбюджетным отношениям, не соответствуют тому смыслу, который  в них вкладывают специалисты, использующие данные понятия.  
 
 
 
 

Информация о работе Межбюджетные отношения