Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:37, реферат
Антуан Монкретьен (1576—1621). Человека, который впервые ввел в социально-экономическую литературу термин "политическая экономия", звали Антуан Монкретьен, сьер де Ваттевиль. Он был небогатым французским дворянином времён Генриха VI и Людовика XIII. Жизнь Монкретьена наполнена приключениями, достойными дАртаньяна. Поэт, дуэлянт, изгнанник, приближенный короля, мятежник и государственный преступник, он кончил жизнь под ударами шпаг
Антуан Монкретьен (1576—1621). 
Антуан Монкретьен (1576—1621). Человека, который 
впервые ввел в социально-экономическую 
литературу термин "политическая экономия", 
звали Антуан Монкретьен, сьер де Ваттевиль. 
Он был небогатым французским дворянином 
времён Генриха VI и Людовика XIII. Жизнь 
Монкретьена наполнена приключениями, 
достойными дАртаньяна. Поэт, дуэлянт, 
изгнанник, приближенный короля, мятежник 
и государственный преступник, он кончил 
жизнь под ударами шпаг и в дыму пистолетных 
выстрелов, попав в засаду, устроенную 
врагами. Впрочем, такой конец был для 
мятежника удачей, потому что, будь он 
захвачен живым, не миновать бы ему пыток 
и позорной казни. Даже его тело по приговору 
суда было подвергнуто поруганию: кости 
раздроблены железом, труп сожжен и пепел 
развеян по ветру. Монкретьен был одним 
из руководителей восстания французских 
протестантов (гугенотов) против короля 
и католической церкви. Погиб он в 1621 г. 
в возрасте 45 или 46 лет, а его "Трактат 
политической экономии" вышел в 1615г. 
в Руане. Неудивительно, что "Трактат" 
был предан забвению, а имя Монкретьена 
смешано с грязью. К сожалению, случилось 
так, что главным источником биографических 
данных о нем являются пристрастные и 
прямо клеветнические отзывы его недоброжелателей. 
Эти отзывы несут на себе печать жестокой 
политической и религиозной борьбы. Монкретьена 
честили разбойником с большой дороги, 
фальшивомонетчиком, низким корыстолюбцем, 
который якобы перешел в протестантскую 
религию только ради того, чтобы жениться 
на богатой вдове-гугенотке. 
Прошло почти 300 лет, прежде чем доброе 
имя Монкретьена было восстановлено, а 
почетное место в истории экономической 
и политической мысли прочно закреплено 
за ним. Теперь ясно, что его трагическая 
судьба не случайна. Участие в одном из 
гугенотских мятежей, которые были в известной 
мере формой классовой борьбы бесправной 
французской буржуазии против феодально-абсолютистского 
строя, оказалось закономерным исходом 
жизни этого простолюдина по рождению 
(отец его был аптекарь), дворянина по случаю 
гуманиста и воина по призванию. 
Получив хорошее для своего времени образование, 
Монкретьен в 20 лет решил сделаться писателем 
и опубликовал трагедию в стихах на античный 
сюжет. За ней последовало несколько других 
драматических и поэтических произведений. 
Известно также, что он сочинял "Историю 
Нормандии". В 1605 г., когда Монкретьен 
был уже известным писателем, он был вынужден 
бежать в Англию после дуэли, которая закончилась 
смертью противника. 
Четырехлетнее пребывание в Англии сыграло 
в его жизни такую же роль, как через несколько 
десятилетий в жизни У. Петти — пребывание 
в Голландии: он увидел страну с более 
развитым хозяйством и более развитыми 
буржуазными отношениями. Монкретьен 
начинает живо интересоваться торговлей, 
ремеслами, экономической политикой. Глядя 
на английские порядки, он мысленно примеряет 
их к Франции. Возможно, для его дальнейшей 
судьбы имело значение то обстоятельство, 
что в Англии он встретил много французских 
эмигрантов-гугенотов. Большинство из 
них были ремесленники, многие весьма 
искусные. Монкретьен увидел, что их труд 
и мастерство принесли Англии немалую 
выгоду, а Франция, понудив их к эмиграции, 
понесла большую потерю. 
Во Францию Монкретьен вернулся убежденным 
сторонником развития национальной промышленности 
и торговли, защитником интересов третьего 
сословия. Свои новые идеи он начал осуществлять 
на практике. Женившись на богатой вдове, 
он основал мастерскую скобяного товара 
и стал сбывать свой товар в Париже, где 
у него был свой склад. Но главным его занятием 
была работа над "Трактатом". Несмотря 
на громкое название, он писал сугубо практическое 
сочинение, в котором пытался убедить 
правительство в необходимости всестороннего 
покровительства французским промышленникам 
и купцам. Монкретьен выступает за таможенный 
протекционизм — высокие пошлины на иностранные 
товары, чтобы их ввоз не мешал национальному 
производству.
 
ПРИЛОЖЕНИЕ ЗБ
Двойственная природа 
труда против двойственной природы 
потребностей. 
Маркс против Гегеля
Политическая экономия, преподававшаяся в советских вузах, в ее официальной версии благополучно обходилась без каких бы то ни было теорий потребления и спроса. Проблемы потребительского выбора, поведения покупателей, их реакции на изменения цен и доходов вообще не входили в круг ее интересов. Известное положение о примате производства на деле означало табу на теоретическое изучение его конечных целей (результатов).
Естественно, что в ней не было места и для понятия полезности (желаемости), как не быломеста в жизни для "самостоятельности хотенья" . Под потребительной стоимостью понималась прежде всего сама вещь, хотя и вместе с ее полезными свойствами. Возможность сравнимости разнородных потребительных стоимостей не признавалась, а однородных существенно ограничивалась. "Теория трудовой стоимости К. Маркса, ≈ писал один из высокопоставленных профессионалов в этой области, ≈ признает по существу только две оценки полезности однородных благ: └есть", └нет"".1
Таким образом, на теоретическом уровне отрицалась способность человека самостоятельно судить о степени удовлетворения своих потребностей, уровне своего благосостояния, выбирать наиболее предпочтительную структуру потребления, разумно реагировать на внешние сигналы ≈ цены, доходы, наличие (отсутствие) в продаже тех или иных товаров. Обыкновенному человеку с его повседневными проблемами не было места в политической экономии, обслуживающей идеологические нужды Государства Левиафана.
Конечно, такая политическая экономия была не столько наукой, сколько учением, элементом официальной идеологии, одной из составных частей марксизма-ленинизма (вместе с философией и научным коммунизмом).
Все же научный ее статус не висел в воздухе. Он поддерживался авторитетом трудовой теории стоимости К. Маркса, в основе которой лежит претендующее на открытие положение о двойственном характере труда. Маркс различал в труде конкретный, специфизированный труд в какой-либо полезной форме (труд пекаря, сапожника, портного и т.п.), создающий конкретные потребительные стоимости, и абстрактный, всеобщий труд, как затраты человеческой рабочей силы в физиологическом смысле слова, созидающий или образующий стоимость (ценность) товаров.
Именно в этом видели экономисты-марксисты главный вклад К. Маркса в трудовую теорию стоимости≈ "открыть и проанализировать двойственный характер труда, создающего товар. Это открытие имеет решающее значение для политэкономии".2 Истоки этого открытия мы сейчас и рассмотрим.
В 1903 г. в Париже вышла работа X. Корнеллиссена, посвященная критическому анализу некоторых версий теории ценности. Сославшись на ╖63 и 196 "Философии права" Гегеля, Корнеллиссен делает следующий вывод: "Маркс же старается тем же диалектическим методом и почти в тех же выражениях, как и его учитель, убедить нас в том, что в процессе обмена абстрагируются не только от специфической полезности товаров, но и от ихпотребительной ценности вообще. Маркс дает нам здесь теорию, ложность которой бросается в глаза".3 В русской экономической литературе эти слова Корнеллиссена затерялись в одном из многочисленных пространных подстрочных примечаний в книге А. Д. Билимовича, вышедшей буквально накануне революции.4
Происхождение концепции 
двойственного характера труда, 
как и всей трудовой теории стоимости 
Маркса, нетрудно обнаружить, прочитав 
соответствующие фрагменты 
"Потребляемая вещь единична в потреблении, определена по качеству и количеству и находится в соотношении с специфической потребностью. Но ее специфическая годность, как определенная количественно, сравнима с другими вещами той же годности, равно как и специфическая потребность, удовлетворением которой она служит, есть вместе с темпотребность вообще и в качестве таковой может быть сравнена по своей особенности с другими потребностями; соответственно этому также и вещь становится сравнимой с другими вещами, которые удовлетворяют другим потребностям. Эта ее всеобщность, простая определенность которой проистекает из частного характера вещи, но так, что вместе с тем абстрагируются от ее специфического качества, есть ценность вещи, в которой ее истинная субстанциальность определена и есть предмет сознания. В качестве полного собственника вещи я ≈ собственник как ее ценности, так и ее потребления...
Прибавление. Качественное исчезает здесь в форме количественного. А именно, говоря о потребности, я указываю титул, под который можно подводить самые разнообразные вещи, и то, что есть общего в них, является основанием того, что я их теперь могу измерять. Мысль здесь, следовательно, движется от специфического качества вещи к безразличию этой определенности, следовательно, к количеству...
Опосредствование изготовления и приобретения соответственных распавшимся на частности потребностям столь же распавшихся на частности средств есть труд, который специфизирует для этих многообразных целей непосредственно доставляемый природой материал с помощью многообразных процессов. Это формирование сообщает теперь средству ценность и его целесообразность, так что человек в своем потреблении имеет отношение преимущественно к произведениям людей и он потребляет именно такие человеческие усилия".5
Таким образом, Гегель различает в годности (Nutzen) две стороны≈ специфическую годность, удовлетворяющую специфическую же потребность, и абстрактную годность, служащую удовлетворению потребности вообще, т.е. абстрактной потребности. И именно эта "всеобщность и есть ценность вещи". Двойственный характер труда у Маркса есть не более чем зеркальное отражение двойственного характера потребности у Гегеля.
Поразительно сходство геометрических примеров, к которым обращаются учитель и ученик для иллюстрации сведения количественных различий товаров к качественной однородности. Только если Гегель использует для такого примера образы криволинейных фигур,66то Маркс предпочитает прямолинейные.7
Сравнивая теории учителя и ученика, нужно иметь в виду следующее. На протяжении веков теория ценности разрабатывалась в рамках некоего общего, еще не дифференцированного знания. Философы, богословы, правоведы и моралисты, а именно они были авторами первых экономических доктрин, стремились найти некую эмпирически не наблюдаемую сущность, субстанцию, первооснову товарных цен. Эту первооснову называли справедливой ценой(justum pretium ≈ лат.), внутренней (intrinsic ≈ лат.) или естественной (naturale ≈ лат.)ценностью вещей. В русле этих поисков лежит и гипотеза о ⌠застывшем" или⌠овеществленном в товаре" труде как субстанции ценности.
Хотя в ходе этих поисков и было рождено немало замечательных идей, оказавших влияние на становление и развитие экономической науки как обособившейся области знания, объяснить реальное явление цены посредством "отклонения" цен от некой метафизической субстанции не удалось.
"Ценность, ≈писал П. 
Б. Струве, ≈ одинаково и как 
субстанция, и как └universale" [идея] 
цены есть понятие, бесполезное для познания 
эмпирических фактов образования цены; 
она означает не более не менее, как метафизическую 
гипотезу, которая не может иметь никакого 
применения в науке".8 Он прямо связывал подобные 
поиски конечных субстанций, универсалий 
со средневековым реализмом (в его умеренной 
форме), полагавшим, что универсалии реальны (
Так же оценивает поиски субстанциональной основы цен и К. Поп-пер: "В идее, которая введена вовсе не Марксом и согласно которой за ценами скрыта какая-то объективная, реальная, или истинная, стоимость, а цены ≈ это только └форма ее проявления", достаточно ясно чувствуется влияние платоновского идеализма с его различением скрытой сущности, или истинной реальности, и акцидентальных, или иллюзорных, явлений... В трудовой теории стоимости платоновская └сущность" оказывается полностью оторванной от опыта".10
С отказом от поисков субстанции цен и связан переход от теории ценности (стоимости) к теории цены, более известной под названием микроэкономика. Он означал переход и в экономической теории от "реализма" к методологическому "номинализму", господствующему в естественных науках. "Методологический номинализм стремится не к постижению того, чем вещь является на самом деле, и не к определению ее подлинной природы, а к описанию того, как вещь себя ведет при различных обстоятельствах, и в частности к выяснению того, имеются ли в этом поведении какие-либо закономерности".11
Адам Смит (1723-1790)  
Адам Смит (1723-1790) родился в маленьком городке 
Керколди близ Эдинбурга. Его отец, таможенный 
чиновник, умер за несколько месяцев до 
рождения сына Адам был единственным ребенком 
молодой вдовы, и она посвятила ему всю 
жизнь Мальчик рос хрупким и болезненным, 
сторонясь шумных игр сверстников. Семья 
жила небогато, но и настоящей нужды не 
знала. К счастью, в Керколди была хорошая 
школа и учитель, не забивавший, по примеру 
многих, головы детей только цитатами 
из Библии и латинскими спряжениями. Кроме 
того, Адама с детства окружали книги. 
Таковы были первые зачатки той необъятной 
учености, которая отличала Смита. 
Очень рано, в 14 лет (это было в обычаях 
того времени) Смит поступил в Глазговский 
университет. После обязательного для 
всех студентов класса логики (первого 
курса) он перешел в класс нравственной 
философии, выбрав тем самым гуманитарное 
направление. Впрочем, он занимался также 
математикой и астрономией и всегда отличался 
изрядными познаниями в этих областях. 
К 17 годам Смит имел среди студентов репутацию 
ученого и несколько странного малого. 
Он мог вдруг глубоко задуматься среди 
шумной компании или начать говорить с 
самим собой, забыв об окружающих. Эти 
маленькие странности остались у него 
на всю жизнь. Успешно окончив в 1740 г. университет, 
Смит получил стипендию на дальнейшее 
обучение в Оксфордском университете. 
Стипендия выплачивалась из наследства 
одного богача-благотворителя. В Оксфорде 
он почти безвыездно провел шесть лет. 
Жизнь Смита в Оксфорде была тяжелой, и 
он всегда вспоминал свой второй университет 
с ненавистью. Он тосковал и к тому же часто 
болел. Опять его единственными друзьями 
были книги. Круг чтения Смита был очень 
широк, но никакого особого интереса к 
экономической науке он в то время еще 
не проявлял. 
Бесплодность дальнейшего пребывания 
в Англии и политические события (восстание 
сторонников Стюартов в 1745-1746 гг.) заставили 
Смита летом 1746 г. уехать в Керколди, где 
он прожил два года, продолжая заниматься 
самообразованием. В свои 25 лет Смит поражал 
эрудицией и глубиной знаний в самых различных 
областях. Во время одной из своих поездок 
в Эдинбург он произвел столь сильное 
впечатление на Генри Хьюма (позже — лорд 
Кеймс), богатого помещика и мецената, 
что тот предложил организовать для молодого 
ученого цикл публичных лекций по английской 
литературе. В дальнейшем тематика лекций, 
имевших значительный успех, изменилась. 
Их основным содержанием стало естественное 
право, это понятие включало в XVIII в. не 
только юриспруденцию, но и политические 
учения, социологию, экономику. Первые 
проявления специального интереса Смита 
к политической экономии также относятся 
к этому времени. 
В 1751 г. Смит переехал в Глазго, чтобы занять 
там место профессора в университете. 
Сначала он получил кафедру логики, а потом 
— нравственной философии, т.е. практически 
общественных наук. В Глазго Смит прожил 
13 лет, регулярно проводя 2-3 месяца в году 
в Эдинбурге. В старости он писал, что это 
был счастливейший период в его жизни. 
Он жил в хорошо знакомой и близкой ему 
среде, пользуясь уважением профессоров, 
студентов и видных горожан. Он мог беспрепятственно 
работать, и от него многого ждали в науке. 
У него появился круг друзей, он начал 
приобретать те характерные черты британца 
— холостяка и "клабмена" (клубного 
человека), — которые сохранились у него 
до конца дней. 
Как в жизни Ньютона и Лейбница, в жизни 
Смита женщина не играла никакой заметной 
роли. Сохранились, правда, смутные и недостоверные 
сведения, что он дважды — годы жизни в 
Эдинбурге и Глазго — был близок к женитьбе, 
но оба раза все по каким-то причинам расстроилось. 
Однако это, по-видимому, не нарушило его 
душевного равновесия. По крайней мере, 
никаких следов такого нарушения невозможно 
найти ни в его переписке (кстати, весьма 
скудной), ни в воспоминаниях современников. 
Его дом всю жизнь вели мать и кузина — 
старая дева. Смит пережил мать только 
на шесть лет, а кузину — на два года. Как 
записал один приезжий, посетивший Смита, 
дом был "абсолютно шотландский". 
Подавалась национальная пища, соблюдались 
шотландские традиции и обычаи. Этот привычный 
жизненный уклад стал для него необходим. 
Он не любил надолго уезжать из дома и 
стремился скорее вернуться. Как истый 
шотландец, он любил красочные народные 
песни, пляски и поэзию. Однажды он изумил 
гостя-француза своим энтузиазмом на конкурсе 
народных музыкантов и танцоров. Одним 
из его последних заказов на книги было 
несколько экземпляров только что вышедшего 
первого томика стихов Роберта Бёрнса. 
Читателю будет, вероятно, интересно узнать, 
что великий шотландский поэт в свою очередь 
высоко ценил Смита. В письме другу от 
13 мая 1789 г. Бёрнс отмечает: "Маршалл 
с его Йоркширом* и особенно этот исключительный 
человек Смит со своим "Богатством народов" 
достаточно занимают мой досуг. Я не знаю 
ни одного человека, который обладал бы 
половиной того ума, который обнаруживает 
Смит в своей книге. Я очень хотел бы узнать 
его мысли насчет нынешнего состояния 
нескольких районов мира, которые являются 
или были ареной больших изменений после 
того, как его книга была написана".** 
В переписке Бёрнса есть также ссылки 
на другие книги Смита. 
 
* Имеется в виду книга агронома Уильяма 
Маршалла о сельском хозяйстве Йоркшира 
(1788 г.). 
** Цит. по: Fay С.R. Adam Smith and the Scotland of his day Cambridge. 
1956. P. 75. 
 
В 1759 г. Смит опубликовал свой первый большой 
научный труд — "Теорию нравственных 
чувств". Смитова "Теория нравственных 
чувств" не пережила XVIII в. Не она обессмертила 
имя Смита, а, напротив, слава автора "Богатства 
народов" предохранила ее от полного 
забвения. 
Между тем уже в ходе работы над "Теорией" 
направление научных интересов Смита 
заметно изменилось. Он все глубже занимался 
политической экономией. К этому его побуждали 
не только внутренние склонности, но и 
внешние факторы, запросы времени. В торгово-промышленном 
Глазго экономические проблемы особенно 
властно вторгались в жизнь. В Глазго существовал 
своеобразный клуб политической экономии, 
организованный богатым и просвещенным 
мэром города. На еженедельных собраниях 
деловых людей и университетских профессоров 
не только хорошо ели и пили, но и толковали 
о торговле и пошлинах, заработной плате 
и банковском деле, условиях аренды земли 
и колониях. Скоро Смит стал одним из виднейших 
членов этого клуба. Знакомство и дружба 
с Юмом также усилили интерес Смита к политической 
экономии. 
К концу своего пребывания в Глазго Смит 
уже был глубоким и оригинальным экономическим 
мыслителем. Но он еще не был готов к созданию 
своего главного труда. Трехлетняя поездка 
во Францию (в качестве воспитателя юного 
герцога Баклю) и личное знакомство с физиократами 
завершили его подготовку. 
Что означали три года во Франции для Смита 
лично, в человеческом смысле? Во-первых, 
резкое улучшение его материального положения. 
По соглашению с родителями герцога Баклю 
он должен был получать 300 фунтов в год 
не только во время путешествия, но в качестве 
пенсии до самой смерти. Это позволило 
Смиту следующие 10 лет работать только 
над его книгой, в Глазговский университет 
он уже не вернулся. Во-вторых, все современники 
отмечали изменение в характере Смита 
он стал собраннее, деловитее, энергичнее 
и приобрел известный навык в обращении 
с различными людьми, в том числе и сильными 
мира сего. Впрочем, светского лоска он 
не приобрел и остался в глазах большинства 
знакомых чудаковатым и рассеянным профессором. 
Рассеянность Адама Смита скоро срослась 
с его славой и для обывателей стала ее 
составной частью. 
Смит провёл в Париже около года — с декабря 
1765 г. по октябрь 1766 г. Поскольку центрами 
умственной жизни Парижа были литературные 
салоны, там он в основном и общался с философами. 
"Антресольный клуб" в Версале составлял 
в этом смысле исключение. Он был сразу 
же введен в большой салон мадам Жоффрен, 
но особенно любил бывать у мадемуазель 
Леспинасс, подруги дАламбера, где собирался 
более узкий и интимный круг друзей. Нередко 
посещал он и дома богачей-философов Гельвеция 
и Гольбаха, являвшиеся своего рода штаб-квартирами 
энциклопедистов. 
Смит всегда любил театр, хотя в Шотландии 
пуританская церковь почти не допускала 
это "богопротивное зрелище". Особенно 
ценил он французскую классическую трагедию. 
Его гидом по парижским театрам была мадам 
Риккобони, писательница и в прошлом актриса, 
друг многих философов. От неё он получил 
при отъезде рекомендательное письмо 
в Лондон к знаменитому актеру и режиссеру 
Давиду Гаррику, который незадолго до 
этого побывал в Париже. Письмо наполнено 
похвалами уму и остроумию Смита. Это могло 
бы быть преувеличением и лестью, если 
бы не повторялось в другом письме, которое 
мадам Риккобони вскоре послала Гаррику 
по почте. Впоследствии Смит был довольно 
хорошо знаком с Гарриком. 
При всем том Смит, конечно, вовсе не занимал 
в парижских салонах такого места, которое 
в течение трех предыдущих лет занимал 
его друг Юм, а через 10 лет — Франклин. 
Смит не был создан, чтобы блистать в обществе, 
и хорошо сознавал это. 
Можно думать, что особое значение для 
Смита имело знакомство с Гельвецием, 
человеком большого личного обаяния и 
замечательного ума. В своей философии 
Гельвеций объявил эгоизм естественным 
свойством человека и фактором прогресса 
общества. Новая этика строилась на интересе, 
на естественном стремлении каждого к 
своей выгоде, ограничиваемом только таким 
же стремлением других людей. Гельвеций 
сравнивал роль своекорыстного интереса 
в обществе с ролью всемирного тяготения 
в природе. С этим связана идея природного 
равенства людей: каждому человеку, независимо 
от рождения и положения, должно быть предоставлено 
равное право преследовать свою выгоду, 
и от этого выиграет все общество. 
Такие идеи были близки Смиту. Они не были 
новы для него: нечто схожее он воспринял 
от философов Локка и Юма и из парадоксов 
Мандевиля. Но конечно, яркость аргументации 
Гельвеция оказала на него особое влияние. 
Смит развил эти идеи и применил их к политической 
экономии. Созданное Смитом представление 
о природе человека и соотношении человека 
и общества легло в основу взглядов классической 
школы.