Оптимизация развития конкурентоспособности Специалиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Социальная значимость профессиональной деятельности кадров государственной службы, повышение их влияния на социально-экономическое развитие страны вызывают необходимость анализа имеющегося практического опыта и изучения теоретических и прикладных основ конкурентоспособности кадров управления, а также выявления акмеологических условий и факторов, обеспечивающих эффективность её развития.

Содержание

Введение
Глава 1.Теретико-методологический анализ акмеологических условий и факторов развития конкурентоспособности специалиста
1.1. Состояние проблемы исследования
1.2. Сущностные характеристики конкурентоспособного специалиста
1.3. Акмеологическая система развития конкурентоспособности специалиста 67 Выводы по первой главе
Глава 2. Оптимизация развития конкурентоспособности
Специалиста
2.1. Персональные модели развития конкурентоспособности специалиста
2.2. Акмеологические условия и факторы, обеспечивающие продуктивное развитие конкурентоспособности специалиста
2.3. Акмеологическая среда как интегративный фактор развития конкурентоспособности специалиста

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

3. Разработана  акмеологическая система развития  конкурентоспособности специалиста, которая основана на конкурентоспособности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а посредством этого - и повышения конкурентоспособности государства в целом и госслужащих в частности. Интегративным критерием эффективности акмеологической системы развития конкурентоспособности специалиста является степень удовлетворения потребностей работодателя. Важным технологическим элементом системы развития конкурентоспособности специалиста является необходимость «доводки» специалиста до необходимого уровня компетенций под решение производственных задач - обучение, развитие, коррекцию.

4. Определены  персональные модели развития  конкурентоспособности специалиста,  базовыми ориентирами в которых  являются развернутые в рамках психолого-акмеологического подхода принципы: развития, субъекта жизнедеятельности, потенциального и актуального, моделирования, оптимальности, а за основу взяты этапы профессионального становления и развития специалиста и временные показатели карьерного развития субъекта труда. Доказательно представлено, что персональная модель включает также акмеограмму конкурентного специалиста - государственного служащего, которая разработана на основе выделенных базовых параметров-критериев конкурентоспособного специалиста (интеллектуальная зрелость, ресурсность, межличностные компетенции, профессионализм в сфере государственного управления).

5.Выявлены  акмеологические условия и факторы,  обеспечивающие продуктивное развитие  конкурентоспособности специалиста,  которые преломляют в себе, с одной стороны, процессы целенаправленного ее формирования1 в системе базового профессионального образования, а с другой - процессы раскрытия, самосозидания личностных свойств, способов общения и взаимодействия конкурентоспособного специалиста с людьми в процессе профессиональной деятельности (психологические, социально-психологические, управленче-ско-организационные, педагогические, акмеологические). Установлено, что к акмеологическим факторам развития конкурентоспособности специалиста относится направленность личности на достижение высоких результатов. К субъективным акмеологическим факторам достижения высшего уровня профессионального развития специалиста относятся: одаренность, профессиональные способности, положительная ориентация на профессию, чувствительность к объекту профессионального воздействия, способность развивать свой творческий потенциал и продуктивно заниматься самосовершенствованием.

6. Определена  акмеологическая среда как интегративный  фактор развития конкурентоспособности специалиста. Показано, что развитие специалиста, способного к устойчивому профессиональному успеху и непрерывному самосовершенствованию, обеспечивается: в профессиональном образовательном учреждении формированием целостной образовательной акмеологи-ческой среды, как интегративного фактора развития конкурентоспособного специалиста. Эмпирически установлено, что основными компонентами образовательной и профессиональной среды, которые позволяют рассматривать ее как акмеологическую, являются: условия для развития и саморазвития субъектов образовательного и профессионального процессов; формы взаимодействия субъектов образовательного и профессионального процессов; психологический климат в коллективе; свобода выбора для субъектов образовательного и профессионального процессов; профессиональная позиция преподавателя, руководителя.

     Практическая  значимость исследования состоит в  том, что выявленные акмеологические  условия и факторы развития конкурентоспособности  специалиста в системе государственной  службы могут быть использованы в рамках кадровой работы и психологического сопровождения на всех этапах профессиональной деятельности государственных служащих, психо-логами-акмеологами в практике индивидуального консультирования для разработки акмеологических стратегий оптимизации процесса карьерного и личностно-профессионального развития специалистов государственной службы всех должностных уровней и профилей и повышения эффективности их профессиональной деятельности, а также самими государственными служащими как одно из средств оптимизации процесса их саморазвития для достижения необходимого уровня конкрентоспособности.

     Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись как в ходе развивающего эксперимента, так и непосредственно  в профессиональной деятельности кадров государственной службы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемных групп и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ. Они апробированы автором на психолого-акмеологических чтениях Международной академии акмеологических наук, а также были использованы при организации деятельности психолого-акмеологических служб. Отдельные положения и результаты работы обсуждались на научных сессиях Международного акмеологического института (Москва, 2003-2007 гг.). Материалы исследования докладывались на Международной научной конференции «Ак-меология: личностное и профессиональное развитие» (Москва, 2007 г).  

Положения, выносимые на защиту

1. Развитие  конкурентоспособности специалиста  зависит от вида и сложности его профессиональной деятельности в её профессиональной (знания, компетенции, особые требования к деятельности), психологической (профессионально важные качества, способности, уровни суперпрофессионализма), акмеологической (акмеологическая мотивация на саморазвитие, акмеологическое сопровождение) составляющих, а также требуемой точности оценки конкурентоспособности, цели оценки и других внешних факторов, и определяется как целенаправленный процесс реализации личностно-профессионального потенциала и- достижения личностной зрелости и профессиональной компетентности субъекта профессиональной деятельности, обусловленный социальной ситуацией, ведущей деятельностью, творческими возможностями самого индивида.

2. К  сущностным характеристикам конкурентоспособного специалиста относятся: технические - специальность и специализация, объем освоенной программы в часах, дисциплинах, модулях, уровень подготовки, соответствие стандарту или превышение его; сферы и границы использования; получаемый документ; технологические — способы, методы, технологии профессиональной подготовки специалиста; экономические - затраты на подготовку и переподготовку специалиста с учетом всех расходов; социально-организационные - учет социальной структуры работодателей; национальных и региональных особенностей в организации производства, подготовки выпускников, трудоустройства и рекламы будущих специалистов; психологические - структура мотивации, способностей, профессионально важных качеств специалиста; акмеологические — нацеленность на саморазвитие, наличие персональной модели развития профессиональной карьеры и конкурентоспособности.

3. Для  обеспечения конкурентоспособности  специалиста акмеологическая система  имеет опережающий и долговременный  характер в силу многофакторности  динамично развивающегося рынка и невозможности своевременного учета специалистом всех возникающих инноваций. Результатом развития конкурентоспособности специалиста на психологическом уровне должно стать формирование у него трех групп навыков: технологических, коммуникативных и концептуальных. Технологические навыки связаны с освоением конкретной профессии. Коммуникативные имеют непосредственное отношение к общению с различного рода людьми и с самим собой. Концептуальные - это искусство прогнозировать события, планировать деятельность больших групп людей, принимать ответственные решения на основе системного анализа.

     Природа и суть.инструментария интерактивного обучения в рамках педагогической системы  развития направлена на формирование у конкурентоспособного специалиста-инноватора навыков и умений активного, творческого отношения к знаниям, к самой личности и тем ситуациям, в которые она включена. «Тренинговый алгоритм» построения занятий позволяет приучить будущих специалистов к мысли, что они должны стать одновременно и режиссерами, и главными героями того сценария, который им предлагает современный этап развития встраивающейся в глобальный инновационный процесс России.

4. В  персональных моделях развития  конкурентоспособности специалиста  отражены как общие, типичные, так и более частные, характерные для типа личности, творческого стиля характеристики и параметры конкурентоспособности, а также система требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста, выводящего его на уровень конкурентоспособности. Доказательно представлено, что персональная модель развития конкурентоспособности специалиста основана на акмеологических закономерностях развития профессионализма (А.А.Деркач): существовании устойчивых связей между профессионализмом личности и деятельности и опытом профессиональной деятельности, личностным потенциалом и его отдельными видами, уровнем акмеологической компетентности, профессиональным творчеством, продуктивностью Я-концепции.

5. Акмеологические условия развития конкурентоспособности специалиста включают: личностную ориентацию в процессе базовой подготовки профессионального становления кадров; использование в системе непрерывного образования современных технологий обучения с опорой на психолого-акмеологические резервы личности. Психологическим условием развития конкурентоспособности специалиста является установка на раскрытие психологических резервов повышения результативности обучения, свойств и закономерностей мышления, памяти и усвоения информации. Социально-психологические условия развития конкурентоспособного специалиста обеспечивают становление личности специалиста в системе, закономерно обусловленной социальными отношениями, характером связей и взаимодействий с окружающей культурной средой, что не только определяет культурный кругозор будущего специалиста, но и существенно влияет на формирование его личностного статуса, уровня его социальных притязаний и жизненных планов. Педагогическим условием развития конкурентоспособности специалиста является непрерывное образование, что обеспечивается выполнением следующих условий: готовность человека к совершенствованию своего образования в течение всей жизни; мотивированность в необходимости повышения образовательного уровня; возможность (доступность) получения образования (в том числе и дополнительного); преемственность в образовании на всех его этапах. К педагогическим условиям успешности непрерывного профессионального образования относится: а) обеспечение положительной мотивации учебной и профессиональной деятельности обучающихся, развитие в них потребности в продолжении профессионального образования, укрепление их эмоционально-волевой сферы, направленной в том числе на освоение необходимых компетенций; б) организация обучения на высоком уровне сложности с использованием контекстного и проблемно-деятельностного подходов к профессиональному образованию специалистов в течение длительного периода; в) активизация сознания, мышления, воображения, воли обучающихся, направленная на развитие у них интереса к получаемой специальности; г) воспитание у них высоких морально-психологических качеств, дисциплинированности, сознательности и ответственности за порученное дело; д) выявление у обучающихся профессионально важных способностей и качеств личности и их развитие применительно к получаемой специальности.

     Управленческо-организационными условиями развития конкурентоспособного специалиста являются: учет новизны  в управлении учебным заведением и соответствующие преобразования в организации и качестве процесса обучения; подготовленность соответствующих педагогических кадров к реализации требований к подготовке конкурентоспособных специалистов; готовность профессорско-преподавательского состава к творческой научно-педагогической деятельности и наличие условий для реализации своего педагогического потенциала.

     Организационно-акмеологическим  условием развития конкурентоспособного специалиста является возможность  реализации им профессиональной карьеры, что обеспечивается позитивной оценкой  его деятельности и готовностью к поддержке и управлению процессами его профессионального и должностного роста со стороны организации.

6. Образовательную  среду можно определить как  акмеологическую в том случае, если в результате целенаправленного  взаимодействия всех ее элементов  у участников образовательного и профессионального процесса возникают объективные возможности для актуализации потребности в саморазвитии, реализации своего творческого потенциала и осознания себя как субъекта акме-ориентированных самоизменений.

     Акмеологическая среда для формирования конкурентоспособного специалиста в организации включает в себя наличие высокотехнологичных кадровых инструментов, обеспечивающих эффективное решение кадровых вопросов, связанных с отбором, оценкой, развитием кадров. В частности, речь идет о профессиографировании, акмеографировании и карьерографировании. Акмеологическая среда развития конкурентоспособности специалиста должна обладать свойствами гибкости, вариативности, интегративности, открытости, саморазвития и саморегуляции и включать установку на совместное деятель-ностное обучение, диалог всех субъектов образовательного и профессионального процесса.

Заключение:  

Выводы  по второй главе 

1. Анализ  показал, что в отечественной  науке до сих пор крайне  мало исследований, посвященных разработке модели конкурентоспособности специалиста: В.И. Андреев (2004) рассматривал конкурентоспособность в контексте развития личности; JI.M. Митина (2003) занималась исследованием типологических особенностей конкурентоспособной личности вне профессионального контекста (большей частью автора интересовало практическое применение исследования для обучения выпускника средних школ); в педагогике разрабатывались модели конкурентоспособности вуза и будущего специалиста (Д.В. Чернилевский), журналиста (Ю.В. Андреева)

Информация о работе Оптимизация развития конкурентоспособности Специалиста