Организация безналичных расчетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:58, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение организации безналичных расчетов в Российской Федерации.
Объектом исследования является организация финансово–кредитной политики государства, на основании изучения организации безналичных расчетов в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Роль безналичных расчетов в коммерческой деятельности
2. Принципы организации безналичных расчетов
3. Формы безналичных расчетов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

организация безналичных расчетов.docx

— 31.70 Кб (Скачать)

     Формы безналичных расчетов классифицируются по следующим критериям.

     1. В зависимости от наличия или  отсутствия посредников между  плательщиком и получателем средств.

     1.1 Расчеты без участия посредников  (безналичные расчеты) могут проводиться  следующими способами.

     1.1.1 Расчеты с помощью зачета взаимных  требований по счетам бухгалтерского  учета, открытым на балансах  плательщика и получателя, например  при встречных поставках товаров  по бартерным операциям. В этом  случае в банк представляется  платежное поручение только на  незачтенную сумму.

     1.1.2 Расчеты с помощью простых  и переводных векселей.

     1.2 Расчеты с помощью третьего юридического лица – посредника. В качестве посредников в расчетах обычно выступают банки и иные кредитные организации (расчетные центры, клиринговые палаты). В соответствии со ст.5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков–корреспондентов, относятся к важнейшим банковским операциям.

     2. В зависимости от уровня прохождения  платежа. По этому критерию  различают следующие формы расчетов.

     2.1 Межхозяйственные расчеты – на 1-м и 3-м этапах маршрута платежа.

     2.2 Межбанковские расчеты – на 2-м этапе маршрута платежа.

     3. В зависимости от того, кто  является плательщиком и получателем  средств. По этому критерию  выделяют такие формы расчетов.

     3.1 Расчеты по поручению клиентов  банка, когда в качестве плательщиков  и получателей выступают организации,  не являющиеся банками или  иными кредитными организациями.  Эти расчеты в свою очередь  подразделяются по экономическому  содержанию на товарные и нетоварные  платежи.

     3.2 Расчеты между банками, с одной стороны, и клиентами банков – с другой: по выдаче и погашению кредитов, начислению и уплате процентов, получению комиссионного вознаграждения за банковские услуги.

     3.3 Расчеты банков по собственным  операциям на рынке межбанковских  кредитов, валютном и фондовом  рынках.

     4. В зависимости от статуса и  степени обособленности учреждений  банка, обслуживающих плательщика  и получателя средств. По этому критерию различают следующие формы расчетов.

     4.1 Внутрибанковские расчеты, которые проводятся в пределах одного учреждения (филиала, отделения) путем списания суммы со счета плательщика (в пределах, имеющихся на нем средств) и ее зачисления на счет получателя.

     4.2 Межфилиальные расчеты, при которых сумма (при наличии средств на счете плательщика) перечисляется получателю через счета межфилиальных оборотов без ограничений, независимо от наличия или отсутствия средств на них (так как по межфилиальным счетам допускается наличие и дебетового, и кредитового сальдо).

     4.3 Межбанковские расчеты, обязательным  условием проведения которых  является открытие банками на  балансе друг у друга или  в третьей кредитной организации  корреспондентских счетов. Межбанковские  расчеты осуществляются в пределах  остатка средств на расчетном  счете плательщика, но также  при условии их достаточного  наличия на корреспондентском счете банка – отправителя платежа.

     5. В зависимости от способа хранения, обработки и передачи информации. По данному критерию выделяют  следующие формы расчетов.

     5.1. Расчеты, проводимые путем записей  по счетам бухгалтерского учета  на основании первичных бумажных  документов.

     5.2. Расчеты, осуществляемые путем  передачи в виде электронных  сигналов.

     6. В зависимости от видов используемых  расчетных документов и установленного  порядка документооборота. Существуют  следующие формы расчетов.

     6.1. Традиционные формы безналичных  расчетов на бумажных носителях.

     6.1.1 Расчеты платежными поручениями.

     6.1.2 Расчеты по аккредитиву.

     6.1.3 Расчеты чеками.

     6.1.4 Расчеты по инкассо.

     6.1.4.1 Расчеты платежными требованиями.

     6.1.4.2 Расчеты инкассовыми поручениями.

     6.2. Электронные платежи.

     6.2.1 Расчеты с использованием электронных  платежных поручений.

     6.2.2 Расчеты с использованием пластиковых  карт.

     Каждая  форма безналичных расчетов предусматривает  использование определенных расчетных  документов.

     Расчетный документ представляет собой оформленное  в соответствии с установленными правилами на бумажном носителе или  в электронном виде распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств, либо распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика  и перечисление на счет, указанный  получателем средств (взыскателем).

     Рассмотрим  особенности применения существующих в Российской Федерации форм безналичных  расчетов.

     1. Расчеты платежными поручениями

     Платежное поручение – это расчетный документ, содержащий распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

     Платежными  поручениями могут совершаться  перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные  услуги в бюджеты всех уровней  и во внебюджетные фонды, при размещении или возврате кредитов (займов) или  депозитов и уплате процентов  по ним, в других целях, предусмотренных  законодательством или договором.

     В соответствии с условиями основного  договора платежные поручения могут  использоваться для предварительной  оплаты товаров, работ, услуг или  для периодических платежей.

     2. Расчеты по аккредитиву.

     Аккредитив  представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком–эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому (исполняющему) банку произвести такие платежи (ст.867–873 ГК РФ). Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При такой форме расчетов платеж совершается по местонахождению поставщика.

     3. Расчеты чеками

     Расчетный чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое или физическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми оно вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержателем является юридическое или физическое лицо, в пользу которого выдан чек. Плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя (ст.877–885 ГК РФ).

     4. Расчеты по инкассо.

     Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк–эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов совершает действия по получению от плательщика платежа.

     5. Расчеты с использованием пластиковых  карт.

     Банковская  карта – это средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента. Также банковскую карту можно определить как персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий держателю возможность безналичной оплаты товаров или услуг и получения наличных денежных средств в отделениях (филиалах) банков и банкоматах.

     Банкомат  – электронный программно–технический комплекс, предназначенный для выдачи и приема наличных денежных средств, выдачи информации по счету, осуществления безналичных платежей и т.д.

     Физическим  лицам, как резидентам, так и нерезидентам, эмитент может выдавать банковские карты следующих типов:

     1) расчетная, или дебетовая, карта – банковская карта, выданная владельцу средств на банковском счете, использование которой позволяет держателю банковской карты согласно условиям договора между эмитентом и клиентом распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете, в пределах расходного лимита, установленного эмитентом, для оплаты товаров и услуг или получения наличных денежных средств;

     2) кредитная карта – банковская карта, использование которой позволяет ее держателю согласно условиям договора с эмитентом проводить операции в размере предоставленной эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного эмитентом, для оплаты товаров и услуг или получения наличных денежных средств.

     Юридическим лицам эмитент может выдавать банковские карты следующих типов:

     1) расчетная корпоративная карта – банковская карта, использование которой позволяет держателю, уполномоченному юридическим лицом, распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете юридического лица, в пределах расходного лимита, установленного эмитентом в соответствии с условиями договора с клиентом, согласно перечню разрешенных операций.

     2) кредитная корпоративная карта – банковская карта, использование которой позволяет держателю, уполномоченному юридическим лицом, осуществлять операции в размере предоставленной эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного эмитентом в соответствии с условиями договора с клиентом, согласно перечню разрешенных операций.

     Все расчеты по операциям с использованием банковских карт, совершенным на территории РФ, должны проводиться только в валюте РФ, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

 

Заключение 

     Организация денежных расчетов с использованием безналичных перечислений гораздо  предпочтительнее платежей наличными  деньгами, поскольку позволяет экономить  наличные деньги, сокращать издержки обращения, осуществлять контроль за операциями предприятий, соблюдением ими налоговой, платежной и расчетной дисциплины.

     Мы  рассмотрели все четыре принципа организации безналичных расчетов и выяснили, что они заключаются  в том, что:

     – списание денежных средств со счета клиента производится банком только на основании распоряжения клиента;

     – субъект рынка сам выбирает формы безналичного расчета и закрепляет их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения;

     – осуществление расчетов производится строго в соответствии со сроками, предусмотренными в различных договорах, инструкциях Минфина России и других финансовых документах;

     – платеж должен быть обеспечен настоящими или будущими поступлениями средств на счет плательщика или наличием у него права на получение кредита.

     В соответствии с рассмотренными принципами безналичные расчеты проводятся в различных формах, каждой из которых  соответствуют способ передачи информации, особые расчетные документы и  способы документооборота.

Информация о работе Организация безналичных расчетов