Основные направления современной бюджетной политики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:16, реферат

Описание работы

Фин. кризис 1998 года показал, что управление экономикой на основе регулирования инфляции, бюджетного дефицита, денежной массы, курса рубля и золотовалютных резервов оказалось неспособным обеспечить ее устойчивость. Недооценивалась роль таких индикаторов, как внутренний и внешний долг, структура внутреннего долга, объем неплатежей, их отношение к ВВП, доля импорта в товарообороте. Кроме того, не учитывались такие важные показатели рыночной экономики, характеризующие эффективность использования ресурсов, как производительность труда, фондоотдача, капиталоемкость, занятость.

Работа содержит 1 файл

семинар 3.docx

— 22.92 Кб (Скачать)

Основные  направления современной  бюджетной политики России.

Фин. кризис 1998 года показал, что управление экономикой на основе регулирования инфляции, бюджетного дефицита, денежной массы, курса рубля и золотовалютных резервов оказалось неспособным  обеспечить ее устойчивость. Недооценивалась  роль таких индикаторов, как внутренний и внешний долг, структура внутреннего  долга, объем неплатежей, их отношение  к ВВП, доля импорта в товарообороте. Кроме того, не учитывались такие  важные показатели рыночной экономики, характеризующие эффективность  использования ресурсов, как производительность труда, фондоотдача, капиталоемкость, занятость.

Финансовая политика России в области использования  фискальных и бюджетных инструментов значительно отстает от мировых  стандартов в этой области. В первую очередь это относится к бюджетному планированию, исполнению бюджета, управлению внутренним и внешним долгом.

Возрастает взаимозависимость  между денежно-кредитной политикой, проводимой ЦБ России и финансовой политикой правительства, проводимой Минфином России. При этом возникла задача их координации. Без правильной денежно-кредитной политики, направленной на регулирование денежной массы  в обществе и определения необходимого коэффициента монетизации, не может  быть эффективного бюджета. С другой стороны, необходимость финансирования дефицита бюджета в условиях экономического кризиса наносит ущерб денежному  обращению, порождает эмиссию и  вслед за ней – инфляцию.

Стратегические  линии будущей финансовой политики: 1) Обеспечение единства целей и  инструментов финансовой политики и  целей развития экономики для  обеспечения роста экономики. 2) Повышение  эффективности финансового регулирования. 3) Интеграция финансовой системы России в международную финансовую систему. 4) Укрепление рубля, повышение доверия  к финансовым, банковским и кредитным  институтам. 5) Развитие отраслей экономики, дающих высокую финансовую отдачу (производство топливно-энергетических ресурсов), и  отраслей с высокой оборачиваемостью капитала (пищевая и легкая промышленность). 6) Разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта. 7) Обеспечение сбалансированности бюджета. 8) Повышение роли «бюджета развития» как важнейшего инструмента инвестиционной политики. 9) Совершенствование налоговой системы государства. 10) Развитие налоговой политики с учетом финансового положения предприятий. 11) Увеличение коэффициента монетизации экономики (параметра М2 до 30% к ВВП в 2005 г. и к 2015 – до 50%). 12) Налаживание работы фондового рынка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса. Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;

Участниками бюджетного процесса являются:

1. Президент Российской  Федерации;

2. Высшее должностное  лицо субъекта  Российской Федерации,  глава муниципального  образования;

3. Законодательные  (представительные) органы государственной  власти и представительные  органы местного  самоуправления;

4. Исполнительные органы  государственной  власти (исполнительно-распорядительные  органы муниципальных  образований);

5. Центральный банк  Российской Федерации;

6. Органы государственного (муниципального) финансового контроля;

7. Органы управления  государственными  внебюджетными фондами; 

8. Главные распорядители  бюджетных средств;

9. Главные администраторы  доходов бюджета;

10. Главные администраторы  источников финансирования  дефицита бюджета;

11. Получатели бюджетных  средств.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной  власти (государственными органами), устанавливаются  настоящим Кодексом и (или) принятыми  в соответствии с  ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства  Российской Федерации.Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.1. Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. 2. Финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.Финансовые органы или иные уполномоченные органы ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.3. Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом. 4. Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями и получателями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.5. Органы исполнительной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) в условиях военного и чрезвычайного положений осуществляют бюджетные полномочия по решению Президента Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ "О военном положении", Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" и принятыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Главный распорядитель бюджетных  средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

2) формирует перечень  подведомственных  ему распорядителей  и получателей  бюджетных средств; 

3) ведет реестр расходных  обязательств, подлежащих  исполнению в пределах  утвержденных ему  лимитов бюджетных  обязательств и  бюджетных ассигнований;

4) осуществляет планирование  соответствующих  расходов бюджета,  составляет обоснования  бюджетных ассигнований;

5) составляет, утверждает  и ведет бюджетную  роспись, распределяет  бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных  обязательств по  подведомственным  распорядителям и  получателям бюджетных  средств и исполняет  соответствующую  часть бюджета;

6) вносит предложения  по формированию  и изменению лимитов  бюджетных обязательств;

7) вносит предложения  по формированию  и изменению сводной  бюджетной росписи;

8) определяет порядок  утверждения бюджетных  смет подведомственных  бюджетных учреждений;

9) формирует государственные  (муниципальные) задания;

10) обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении;

11) организует и осуществляет  ведомственный финансовый  контроль в сфере  своей деятельности;

12) формирует бюджетную  отчетность главного  распорядителя бюджетных  средств;

13) осуществляет иные  бюджетные полномочия, установленные настоящим  Кодексом и принимаемыми  в соответствии  с ним нормативными  правовыми актами (муниципальными  правовыми актами), регулирующими бюджетные  правоотношения.

Распорядитель бюджетных средств  обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) осуществляет планирование  соответствующих  расходов бюджета;

2) распределяет бюджетные  ассигнования, лимиты  бюджетных обязательств  по подведомственным  распорядителям и  (или) получателям  бюджетных средств  и исполняет соответствующую  часть бюджета;

3) вносит предложения  главному распорядителю  бюджетных средств,  в ведении которого  находится, по  формированию и  изменению бюджетной  росписи;

4) в случае и порядке,  установленных соответствующим  главным распорядителем  бюджетных средств,  осуществляет отдельные  бюджетные полномочия  главного распорядителя  бюджетных средств,  в ведении которого  находится. 

Особенности правового положения  бюджетных учреждений

1. Бюджетное учреждение  осуществляет операции  с бюджетными средствами  через лицевые  счета, открытые  ему в соответствии  с положениями  настоящего Кодекса. 

Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Заключение и оплата  бюджетным учреждением  государственных  (муниципальных) контрактов, иных договоров,  подлежащих исполнению  за счет бюджетных  средств, производятся  в пределах доведенных  ему по кодам  классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

При нарушении бюджетным  учреждением установленного финансовым органом  порядка учета  бюджетных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается в соответствии с  порядком, определенным соответствующим  финансовым органом.

Нарушение бюджетным учреждением  требований настоящей  статьи при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров  является основанием для признания  их судом недействительными  по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

3. В случае уменьшения  бюджетному учреждению  главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств  ранее доведенных  лимитов бюджетных  обязательств, приводящего  к невозможности  исполнения бюджетным  учреждением бюджетных  обязательств, вытекающих  из заключенных  им государственных  (муниципальных) контрактов, иных договоров,  бюджетное учреждение  должно обеспечить  согласование новых  сроков, а если  необходимо, и других  условий государственных  (муниципальных) контрактов, иных договоров.

Сторона государственного (муниципального) контракта, иного  договора вправе потребовать  от бюджетного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно  обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного  договора.

4. Субсидии и бюджетные  кредиты бюджетным  учреждениям не  предоставляются.

Бюджетное учреждение не имеет  права получать кредиты (займы).

5. Бюджетное учреждение  самостоятельно выступает  в суде в качестве  ответчика по своим  денежным обязательствам.

Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих  денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов  бюджетных обязательств.

6. Положения, установленные  настоящим Кодексом  применительно к  бюджетным учреждениям,  распространяются  на органы государственной  власти (государственные  органы), органы местного  самоуправления (муниципальные  органы) и органы  управления государственными  внебюджетными фондами.

  Бюджетная классификация  Российской Федерации  является группировкой  доходов, расходов  и источников финансирования  дефицитов бюджетов  бюджетной системы  Российской Федерации,  используемой для  составления и  исполнения бюджетов, составления бюджетной  отчетности, обеспечивающей  сопоставимость показателей  бюджетов бюджетной  системы Российской  Федерации. Бюджетная  классификация Российской  Федерации включает:

- классификацию доходов  бюджетов;

- классификацию расходов  бюджетов;

- классификацию источников  финансирования дефицитов  бюджетов;

- классификацию операций  публично-правовых  образований (далее  - классификация операций  сектора государственного  управления).

Бюджетная политика государства  это совокупность мероприятий в  сфере организации  бюджетных отношений  с целью обеспечения  его денежными  средствами для выполнения своих функций. Бюджетная  политика предполагает определение целей  и задач в области  государственных  финансов, разработку механизма мобилизации  денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства. В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

• концентрация финансовых ресурсов на решении  приоритетных вопросов;

Информация о работе Основные направления современной бюджетной политики России