Основы финансирования системы образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:49, реферат

Описание работы

Образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах от 1. января 1996г. №12-Ф3 «Об образовании» от 22 августа 1996 г. №125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании.

Работа содержит 1 файл

Образование.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

Глава 1. Основы финансирования системы образования

1.1 Общая характеристика системы  образования и источники ее  финансирования

Образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах от 1. января 1996г. №12-Ф3 «Об образовании» от 22 августа 1996 г. №125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании.

Реализация  государственных гарантий права  граждан на образование обеспечивается путем создания системы и соответствующих условий для получения образования.

В настоящее  время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций, и включает в себя:

    • сеть образовательных учреждений;
    • образовательные стандарты;
    • образовательные программы;
    • ресурсное обеспечение - кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое;
    • сотрудничество с другими социальными отраслями;
    • управление.

 

Основным элементом системы образования являются образовательные учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть:

    • государственными;
    • муниципальными;
    • негосударственными.

 Гражданский  кодекс РФ относит образовательные  учреждения к некоммерческим  организациям. В зависимости от  реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

  • дошкольные;
  • образовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
  • дополнительного образования взрослых;
  • дополнительного образования детей;
  • специальные (коррекционные);
  • для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей;
  • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

 

Образовательные учреждения обладают следующими основными характерными чертами:

1) относятся к некоммерческому типу организаций. Основным признаком некоммерческой организации является отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности такой организации;

2) финансируются собственником (учредителем) полностью или частично, то есть обеспечиваются ресурсами для осуществления той деятельности, для которой они созданы;

3) имеют в оперативном управлении имущество, переданное учредителем для осуществления образовательного процесса;

4) обладают правом собственности на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности, на продукты интеллектуального и творческого труда или правом самостоятельного распоряжения этими доходами;

5) имеют право заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с осуществлением образовательного процесса и использовать для этого переданное им имущество;

6) им предоставлены определенные государственные гарантии, связанные с приоритетностью сферы образования, в том числе налоговые льготы.

 

Основанием  для отнесения учебных заведений  к некоммерческим организациям в  форме учреждения является определение, данное в пункте 1 статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании". В  ряде других статей закона подчеркивается, что образование может быть получено в образовательных учреждениях соответствующего уровня. И только профессиональная подготовка, может быть получена, в образовательных подразделениях предприятий, учреждений и организаций, имеющих лицензию на право ведения этой деятельности (пункт 3 статьи 21).

Тем самым законодательно установлен фактически единственный тип  и вид государственной или  муниципальной организации, которая  может осуществлять образовательную  деятельность - бюджетное учреждение. С принятием Федерального закона от 03.11.2006 № 174 «Об автономных учреждениях» появляется возможность осуществления образовательной деятельности в муниципальных и государственных автономных образовательных учреждениях, не относящимся по своему статусу к бюджетным учреждениям.

Законом установлено, что образовательная деятельность может осуществляться также некоммерческими  организациями в форме негосударственных  образовательных организаций, которые  могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

 

Одним из основных принципов государственной политики в области образования объявлена автономность образовательных учреждений. В законодательстве этот принцип выделен в качестве определенного набора положений только для высших учебных заведений. Автономия высших учебных заведений выражается в том, что для осуществления образовательного процесса учебное заведение самостоятельно в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке.

Для образовательных  учреждений других уровней принцип  автономии состоит в том, что учебное заведение является юридическим лицом и самостоятельно в рамках утвержденного устава и договора с учредителем:

- формирует  внутреннюю структуру управления, создает структурные подразделения (кроме филиалов);

- самостоятельно  реализует различные виды уставной деятельности, в том числе предпринимательской;

- распоряжается  доходами, полученными от осуществления самостоятельной деятельности;

- арендует и  сдает в аренду имущество, в  том числе переданное ему учредителем;

- учреждает организации различных типов;

- привлекает  для обеспечения своей деятельности различные финансовые источники;

- оказывает  услуги, реализует производимую продукцию, результаты работы;

- самостоятельно  определяет направления использования  всех своих бюджетных и внебюджетных средств;

- самостоятельно  определяет применяемую систему  оплаты труда и материального  поощрения работников.

 

Финансово-хозяйственная деятельность образовательного учреждения и его взаимоотношения с другими организациями регулируется следующими основными законодательными актами:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации;
  • Бюджетным кодексом Российской Федерации;
  • Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • Законом Российской Федерации «Об образовании».

 

Бюджетный кодекс определяет и регулирует отношения, связанные с получением и расходованием образовательным учреждением бюджетных средств, то есть средств учредителя, направляемых на обеспечение деятельности образовательного учреждения.

Налоговый кодекс определяет и регулирует отношения уплаты налогов, устанавливает налоговые льготы, предоставляет налоговые освобождения хозяйствующим субъектам, в том числе и образовательным учреждениям, осуществляющим самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность.

Закон «Об образовании» дополняет и конкретизирует эти общие условия функционирования юридического лица применительно к сфере образования, определяет особенности, присущие сфере образования и образовательным учреждениям при осуществлении ими финансово-хозяйственной деятельности.

Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное финансирование. Объем бюджетных средств выступает одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования. В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 60%.

 

Степень участия  бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит  от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей  системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В России сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов.

В последние  годы наметилась тенденция к целевому выделению средств, для чего на федеральном  уровне создаются различные фонды, в том числе и на финансирование федеральных мандатов. Поскольку  право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.

Региональный  и местный уровни аналогичны федеральному. В территориальных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование. Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное» финансирование.

 

Правовой базой  для привлечения внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль явилась целая серия законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании» можно выделить законы от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях и общественных организациях», от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

 

Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться двумя путями:

- предпринимательской,  условно-предпринимательской и специфической  деятельностью самого образовательного учреждения;

- взаимодействием  с юридическими и физическими  лицами, способными осуществлять  благотворительность в пользу образовательного учреждения.

 

В соответствии со ст. 70 БК РФ бюджетные  учреждения могут расходовать бюджетные средства исключительно на:

- оплату труда;

- перечисление  страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- трансферты  населению;

- командировочные и иные компенсационные выплаты;

- оплату товаров,  работ, услуг по заключенным  государственным или муниципальным  контрактам;

- оплату товаров,  работ, услуг в соответствии  с утвержденными сметами без  заключения государственных или  муниципальных контрактов.

Расходование  бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Процедуру подтверждения  денежных обязательств регламентирует статья 226 Бюджетного Кодекса РФ.

В целях обеспечения  целевого расходования бюджетных средств  особое внимание органами казначейства уделяется процессу подтверждения денежных обязательств, принятых получателями бюджетных средств. Для этого представляемые получателями бюджетных средств документы проверяются на предмет:

  • целевого использования бюджетных средств и обоснованности принятия денежных обязательств;
  • соответствия платежных и иных подтверждающих расход документов утвержденным сметам доходов и расходов и лимитов бюджетных обязательств;
  • правильности оформления документов в соответствии с действующим законодательством.

 

Проблемы  бюджетного финансирования системы образования

1.2 Анализ бюджетных расходов  на образование

Информация о работе Основы финансирования системы образования