Правовые основы бюджетного устройства и бюджетного процесса в Великобритании

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 02:07, доклад

Описание работы

Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую законодательством деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю над их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Бюджетная система………………………………………………………...4

2. Источники бюджетного права ……………………………………………5

3. Правовые основы бюджетного регионализма……………..………..…...6

4. Бюджетный процесс……………………………………………….……..10

Заключение…………………………………………………………………..14

Список использованной литературы……………………………….………16

Работа содержит 1 файл

Бюджетный процесс в Великобритании.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

    Доклад 

    на  тему: «Правовые основы бюджетного устройства и бюджетного процесса в Великобритании» 
 
 
 
 

Содержание 

    Введение……………………………………………………………………….3

    1. Бюджетная система………………………………………………………...4

    2. Источники бюджетного права ……………………………………………5

    3. Правовые основы бюджетного регионализма……………..………..…...6

    4. Бюджетный  процесс……………………………………………….……..10

    Заключение…………………………………………………………………..14

    Список использованной литературы……………………………….………16 
     
     

    2010

 

    Введение     

    Бюджетный процесс в Великобритании сочетает в себе как сохранение многих традиционных процедур, так и методику форсированного принятия бюджета, в котором важную роль играет исполнительная власть. При этом традиционно сильная роль парламента в сфере финансовых вопросов сохраняется. Во многом уникальным является разделение бюджета на два закона, касающихся его доходной и расходной части (это находит соответствующее выражение и в бюджетном процессе).

    Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую законодательством деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю над их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

    Во-первых, бюджетный процесс – это важнейшее направление финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Бюджетный процесс включает в себя правотворческую (законотворческую) деятельность по подготовке проектов (решений) о бюджете, их рассмотрению и утверждению, составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов, организационно-распорядительную деятельность по исполнению бюджетов, деятельность по контролю над исполнением бюджетов.

    Во-вторых, бюджетный процесс осуществляется строго определенным кругом субъектов, которые получили название участников бюджетного процесса. Каждый из них наделен определенным кругом полномочий, которые реализуются на одной или нескольких стадиях бюджетного процесса. Правовое положение участников бюджетного процесса определяется нормами бюджетного законодательства.

    В-третьих, бюджетный процесс разделен на стадии, последовательно сменяющие друг друга и направленные на решение определенных задач.

 

     1. Бюджетная система

    Великобритания  является унитарным государством с  двухуровневой бюджетной системой.

    Бюджетная система – это совокупность бюджетов, действующих на территории государства. В Великобритании она включает в себя два основных звена: государственный бюджет и местные бюджеты. Единый сводный бюджет отсутствует. Бюджеты местных органов власти формально обособлены. Ведущим звеном бюджетной системы Великобритании является государственный бюджет, через который перераспределяется около половины национального дохода государства.

    Государственный бюджет Великобритании можно кратко определить как финансовый план, содержащий «экономические прогнозы и предполагаемые изменения в налогообложении  на предстоящий период».1 Он состоит из двух частей: Консолидированный фонд и Национальный фонд займов.

    Основная  часть ресурсов государственного бюджета  проходит по Консолидированному фонду, который представляет собой счет текущих поступлений средств  и их расходования. А Национальный фонд займов – бюджет капиталовложений. Превышение доходов над расходами Консолидированного фонда зачисляется в доходную часть Национального фонда займов. Если же в Консолидированном фонде имеется дефицит, то он покрывается ссудой из Национального фонда займов, на эту сумму Правительство увеличивает государственный долг.

    Консолидированный фонд – специальный счет Министерства финансов Великобритании в Банке Англии.2 Средства с данного счета могут выделяться только с разрешения Парламента и под контролем специального должностного лица Палаты общин – Контролера и генерального аудитора3. Любое перечисление средств из указанного фонда без разрешения Парламента рассматривается как незаконное, а выделенные средства подлежат возврату.

    Основными доходами Консолидированного фонда  являются налоги, на которые приходится порядка 95 % этой части бюджета.4 Расходы Консолидированного фонда включают в себя две основные группы: расходы, ежегодно утверждаемые Парламентом; расходы из так называемого Фонда для постоянного обслуживания, не рассматриваемые в Парламенте.

    Суммы расходов имеют устойчивую тенденцию  к увеличению. Рост расходов при невозможности постоянного увеличения налоговых поступлений вынуждает Правительство Великобритании использовать займы. Основная часть заемных средств приходится на государственные ценные бумаги.

    Более 90 % доходов государственного бюджета Великобритании в конце 70-х – начале 80-х годов, как, впрочем, и в настоящее время, составляют налоги. При этом, рассматривая налоги Великобритании, следует учитывать, что они отличаются крайней нестабильностью и отсутствием согласованности между различными статьями налоговых поступлений.5 

    2. Источники бюджетного  права

    Основными источниками бюджетного права Великобритании являются:

  • Билль о правах 1689 г.;
  • ежегодно принимаемый закон о финансах, регламентирующий вопросы, касающиеся доходной части бюджета;
  • ежегодно принимаемый закон об ассигнованиях, регулирующий вопросы, связанные с расходной частью бюджета.

    В связи с тем, что рассмотрение и принятие государственного бюджета  составляет особую парламентскую прерогативу, отдельные аспекты бюджетного права, а точнее даже, бюджетного процесса, регулируются Законами о парламенте 1911 и 1949 гг., а также постоянными правилами его палат.

    Непосредственное  отношение к бюджетному праву  имеют такие акты, как:

  • Закон о национальном ссудном фонде 1968 г.;
  • Закон о консолидированном фонде 1816 г.;
  • законы о министерстве финансов и ревизионных органах 1866 и 1921 гг.;
  • законы о местных финансах 1972, 1982 гг., и т. д.
 

    3. Правовые основы  бюджетного регионализма

    В административно-территориальном отношении Великобритания делится на Англию, Уэльс, Северную Ирландию и Шотландию.

    В период с 1973 по 1975 г. в Великобритании была проведена реформа местных органов власти, в результате которой вместо трехзвенной введена двухзвенная система управления местными органами власти: деление в основном на графства и округа. Тем не менее, некоторые приходы продолжают существовать, и новые могут быть учреждены специальной комиссией. В Уэльсе повсеместно есть общины.

    Реформа внесла существенные изменения в структуру и функции местных административных единиц. Территория Англии и Уэльса стала подразделяться на 53 графства, включающие 369 округов. Лондон имеет свою систему управления: в его состав входят особый район Сити и 23 муниципальных района.

    Среди графств выделяются шесть, охватывающие так называемые большие конурбации, т. е. крупные города с прилегающими районами: Мерсисайд, Большой Манчестер, Западный Мидленд, Южный и Западный Йоркшир, Тайнсайд.

    В результате перестройки местного самоуправления значительно сократилось число местных бюджетов, увеличился их объем, расширились социальные функции, их использование для проведения региональной политики.

    Все функции местного управления поделены, как правило, между Советом графства и Советом округа, которые схожи по своей внутренней структуре. То же справедливо в отношении советов городов. Любой совет состоит из председателя (или мэра), вице-председателя, советников, высокого шерифа и иногда старейшины. Кроме органов местного управления существует еще большое количество управлений, учреждаемых для осуществления руководства в той или иной сфере. Разграничением полномочий между советами занимается Парламент Великобритании. При этом взаимоотношения местных органов следует рассматривать как партнерство, а не как иерархию.

    Доходы  местных бюджетов Великобритании формируются  за счет местных налогов, неналоговых  доходов, субсидий Правительства Великобритании, займов и кредитов.

    Общая сумма налогов Великобритании, поступающих  в государственный бюджет, превышает  сумму налогов, зачисляемых в местные бюджеты. Тем не менее местные налоги – основная материальная база деятельности местных властей – главный источник финансирования их расходов. Кроме того, фискальное значение местных налогов дополняется их использованием в качестве активного инструмента государственного регулирования хозяйственных процессов. Собирая местные налоги и направляя полученные средства на финансирование социальной и экономической инфраструктуры, местные органы власти тем самым воздействуют на развитие местного хозяйства и социальной сферы.

    Исторически основным среди местных налогов  является единый, или общий налог. Его главенствующая роль в формировании доходов местных бюджетов привела  к тому, что он, как правило, именуется  просто местным налогом.6 Впервые он был введен Законом о помощи бедным в 1601 г. В настоящее время основным нормативно-правовым актом, регламентирующим налогообложение местным налогом, является Закон об общем налоге 1967 г.

    Другой  группой доходов органов местного управления, которые можно назвать смешанными, являются доходы, получаемые от эксплуатации муниципального имущества, такого, как жилые дома, принадлежащие совету, публичные увеселительные заведения, инвентарь в парках или на морском побережье, сдаваемый напрокат, а также доходы, получаемые за проезд на транспорте, находящемся в ведении местных органов.

    К группе смешанных доходов относятся  также и различные лицензионные сборы, а также штрафы, например, за невозвращение вовремя библиотечных книг (это право предоставлено  местным органам § 8 Закона о публичных библиотеках и музеях 1964 г.).

    В начале XX в. возник еще один источник доходов органов местного управления – субсидии. Экономическое значение субсидий заключается в том, что они показывают степень зависимости местных органов власти от Правительства Великобритании и обеспечивают возможность Правительству распоряжаться финансовыми ресурсами местных административных единиц, за счет которых финансируются текущие и капитальные расходы на местах. Субсидии, передаваемые из государственного в местные бюджеты, представляют важную часть местных доходов и являются связующим звеном в бюджетной системе Великобритании.

    В целях усиления автономии органов  местного управления и уменьшения надзора  за расходами система субсидий органам  местного управления в 1966 г. Законом о местном управлении была скорректирована система дотаций. Наиболее важными дотациями на сегодняшний день являются дотации на транспорт, жилищное строительство, полицию, снижение налогов и смешанные дотации, которые обычно прямо перечисляются в банк через короткие промежутки времени, с тем чтобы они могли соответствовать финансовым потокам, проходящим на местном уровне.

    Немаловажную  роль в доходах местных бюджетов Великобритании играют и займы. Займы  местных органов власти выпускаются с целью мобилизации ресурсов для покупки земельных участков или строительства предприятий инфраструктуры. В ряде случаев финансируемые за счет поступлений от местных займов сооружения эксплуатируются как частные предприятия и приносят прибыль.

    Для долгосрочного вложения средств  местными органами могут использоваться кредиты Правительства Великобритании. До 1945 г. основные суммы денежных средств местные органы получали на финансовом рынке страны, но затем в целях контроля за капиталовложениями заимствования были ограничены и допускались только на основании специального разрешения.

    Отличительной особенностью займовой деятельности местных  органов власти от займовых операций Правительства Великобритании является то, что основная часть займов последнего связана с расходами, которые можно назвать непроизводительными, а полученные денежные суммы используются как платежное средство. В противоположность им займы местных органов предназначены для финансирования инвестиций в предприятия экономической и социальной инфраструктуры, а сами эти органы выступают на денежном рынке как предприниматели, мобилизующие финансовые ресурсы для хозяйственных целей.

Информация о работе Правовые основы бюджетного устройства и бюджетного процесса в Великобритании