Реализация финансовой деятельности и создание в результате новой кредитной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:29, контрольная работа

Описание работы

 Целью данной работы является рассмотрение реорганизации финансовой организации  и создания в результате новой  кредитной организации. 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Реорганизация финансовой организации и создание в результате новой кредитной организации………………………….………………………..5
2. Регулирование реорганизации кредитных организаций………………13
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 46.02 Кб (Скачать)

     Право на осуществление банковской деятельности у вновь созданной кредитной  организации возникнет после получения лицензии. 

  1. Регулирование реорганизации кредитных организаций

     В процессе реорганизации кредитных  организаций (далее банков), в том  числе в случае слияния или  присоединения, необходимо решить две  основные правовые проблемы, касающиеся юридической судьбы:

     а) акций либо долей, а также имущества  реорганизующихся банков;

     б) неимущественных прав, выраженных в  лицензиях на проведение банковских операций и, если есть, на осуществление  профессиональной деятельности на рынке  ценных бумаг.

     Но  если правовое регулирование процедур реорганизации банков как юридических  лиц направлено, прежде всего, на обеспечение  прав их учредителей (участников) и  кредиторов, то правовое регулирование  процедур реорганизации банков как  специфических юридических лиц  нацелено на обеспечение стабильности банковской системы и системы  расчетов. Банк (здесь и далее - кредитная  организация, образующаяся в результате слияния или присоединения, выделяется в тексте курсивом) должен стать  полноценным, с точки зрения надзора, кредитным учреждением. В силу указанных  причин реорганизация банков имеет  ряд важных особенностей. Поэтому в п.1.3 Положения Банка России "Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения" от 30 декабря 1997 г. N 12-П (далее - Положение N 12-П) указано, что банк должен выполнять обязательные резервные требования и пруденциальные нормы деятельности, а его регистрация или решение о внесении изменений и дополнений в устав происходит с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России.

     Основные  нормы, регулирующие процедуру реорганизации, содержатся в ст. 57-60 Гражданского кодекса  Российской Федерации (далее - ГК), ст.15-20 Федерального закона "Об акционерных  обществах" об АО), ст. 51-53 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлен ряд  особенностей процедурного характера, в частности, Положением Банка России "Об особенностях реорганизации  банков в форме слияния и присоединения " от 30 декабря 1997 г. N 12-П и Инструкцией Банка России "О регистрации кредитных организаций и лицензировании их деятельности" от 27 сентября 1996 г. N 49 (с изм. и доп.; далее - Инструкция N 49). Кроме того, в перечисленных и иных нормативных правовых актах содержатся положения, регулирующие отдельные аспекты указанных процедур.

     Для юридических лиц различной организационно-правовой формы существуют как сходные, так  и специальные процедуры реорганизации. Поскольку банки могут существовать только в форме хозяйственного общества (ст.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" особое внимание следует обратить на такие формы, как общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество.

     В соответствии со ст.57 ГК слияние и  присоединение осуществляются по решению  учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного  на то учредительными документами. При  этом как Закон об АО (ст.48), так  и Закон об ООО относят такого рода решение к исключительной компетенции  собрания учредителей (участников). Кроме  того, в отношении процедур слияния  и присоединения ГК не предусматривает  возможности осуществления принудительной реорганизации. Таким образом, одним  из основных моментов в процедуре  реорганизации является проведение собрания учредителей (участников) реорганизующейся организации. Предусмотрена особенность этой процедуры для банков: в п.2.4 Положения N 12-П определено, что в протоколе собрания должны быть обязательно отражены следующие вопросы:

     а) о принятии решения о реорганизации;

     б) об одобрении договора о слиянии  или присоединении;

     в) об одобрении передаточного акта;

     д) об одобрении проекта регламента проведения совместного собрания;

     е) об определении представителей банков, уполномоченных подписать договор  о слиянии или присоединении;

     ж) об одобрении проекта устава (при  слиянии) или изменений или дополнений в устав (при присоединении).

     Основные  документы, судя по представленному  перечню, должны быть подготовлены и согласованы органами управления реорганизующихся банков задолго до проведения собрания учредителей (участников).

     Универсальным для всех видов юридических лиц  является правило о правопреемстве при реорганизации. В соответствии со ст.58 ГК при слиянии права и  обязанности сливающихся юридических  лиц переходят к вновь образуемому  юридическому лицу в соответствии с  передаточным актом. При присоединении  права и обязанности присоединенного  юридического лица переходят к присоединяющему в соответствии с передаточным актом. Формальным документом, подтверждающим этот переход прав и обязанностей, является указанный акт, который в соответствии со ст.59 ГК должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. В соответствии с п.2.2.3 Положения N 12-П в передаточный акт также должен включаться перечень имущества, относящегося к активам реорганизующихся банков (кроме присоединяющего): основные средства, нематериальные активы и другие виды ценностей.

     Обязательным  также является обеспечение прав кредиторов. В соответствии со ст. 60 ГК РФ учредители (участники) каждого  из реорганизующихся банков обязаны письменно уведомить о предстоящей процедуре кредиторов указанных банков. Иными словами, каждому кредитору должно быть направлено письменное извещение о реорганизации; извещение через средства массовой информации не допускается. При этом кредиторы имеют право потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является данное юридическое лицо, и возмещения убытков. Закон не предусматривает никаких различий в зависимости от типа процедуры как при слиянии, так и при присоединении это требование закона должно быть исполнено.

     Теоретически  такая реорганизация связана  с заменой лица в обязательстве. В соответствии со ст.391 ГК перевод  долга на новое лицо допускается  лишь с согласия кредитора. Поэтому  возникает вопрос о том, требуется  ли оповещение всех кредиторов присоединяющей кредитной организацией, так как  формально она сохраняет свой статус, наименование, место нахождения и т.д. Данный вопрос для банковской сферы немаловажен, так как существуют многофилиальные кредитные организации, имеющие филиалы (в том числе  за рубежом) и насчитывающие десятки  тысяч кредиторов. Оповещение всех кредиторов таких организаций - технически трудно выполнимая задача. Необходимо также учитывать, что присоединяющая организация принимает на себя обязательства присоединяемой, а увеличение задолженности (если, например, присоединяемый банк имел отрицательный капитал) может негативно повлиять на финансовое состояние присоединяющего банка, на его возможность удовлетворять требования кредиторов.

     В акционерных обществах решение  о реорганизации принимается  только общим собранием (ст.48 Закона об АО) и не может быть делегировано совету директоров АО. Вместе с тем, само предложение выносится на обсуждение общего собрания только советом директоров, если иное не установлено уставом (п.3 ст.49 Закона об АО). Иными словами, если иное не установлено учредительными документами, то решение о реорганизации  не могут инициировать непосредственно  сами акционеры либо ревизионная  комиссия. При принятии решения должна быть четко соблюдена процедура. В частности, Положение N 12-П требует, чтобы в территориальное учреждение Банка России в день проведения заседания совета директоров кредитной организации, действующей в форме ОАО, на котором принято решение о проведении общего собрания акционеров, были представлены протокол заседания и список его участников. При этом должны выполняться требования, установленные в ст. 68 Закона об АО: правило кворума для проведения заседания (не менее половины избранных членов совета директоров), правило кворума для принятия решения (большинство голосов, если уставом либо положением о совете директоров не предусмотрено иное).

     Кроме того, необходимо руководствоваться  требованиями законодательства при  созыве общего собрания. В частности, решение о проведении общего собрания должно быть принято советом директоров не позднее чем за 30 дней до назначенного дня. При этом Закон об АО относит это требование только к АО с числом участников-владельцев голосующих акций не менее 1000 (ст.52) или при проведении голосования заочно (опросным путем) (ст.50). В Положении N 12-П установлено, что решение такого рода должно приниматься во всех случаях не позднее чем за 30 дней независимо от организационно-правовой формы банка. В соответствии с п.2.2.1 Положения N 12-П о принятии такого рода решения совет директоров банка не позднее чем за 30 дней должен уведомить территориальное учреждение Банка России.

     Закон не конкретизирует, как следует проводить  собрание в очной форме либо опросным путем. Но в любом случае должно соблюдаться требование относительно кворума при принятии решения: в соответствии с п.4 ст.49 Закона об АО указанный кворум должен составлять 3/4 голосов от числа принявших участие в голосовании при зарегистрированном числе участников собрания, обладающих более чем половиной размещенных зарегистрированных голосующих акций АО (п.1 ст.58 Закона об АО), с учетом бюллетеней, направленных для заочного голосования; либо если в заочном голосовании приняли участие акционеры, владеющие в совокупности не менее чем половиной голосующих акций (п.3 ст.50 Закона об АО).

     В соответствии со ст.75 Закона об АО в  случае реорганизации общества акционеры  имеют право требовать у общества выкупа всех или части принадлежащих им акций. Выкуп указанных акций в соответствии с п. 3 ст.75 Закона об АО осуществляется по рыночной стоимости указанных акций, определяемой без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций. Механизм определения рыночной цены акций установлен ст.77 Закона об АО. В частности, в соответствии с п.1 названной статьи рыночной является цена, по которой продавец, имеющий полную информацию о стоимости акций и не обязанный их продать, согласен был бы их продать, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости акций и не обязанный их приобрести, согласился бы их приобрести. Общее правило, касающееся процедуры определения рыночной цены и установленное законом, гласит, что рыночная цена устанавливается решением совета директоров общества. Однако для случая выкупа, в том числе при реорганизации, сделано важное исключение: указанная рыночная цена определяется независимым оценщиком (аудитором). Это положение Закона прямо корреспондируется с требованием Положения N 12-П о привлечении в процессе слияния или присоединения банков аудитора. Закон оговаривает несколько условий, которые могут влиять на величину рыночной цены: 1) если цена покупки или цена спроса и предложения регулярно публиковались в печати, то эти факторы должны быть обязательно учтены при определении рыночной цены; 2) если акции являются обыкновенными, то во внимание могут приниматься также величина чистых активов общества, цена, которую согласен уплатить покупатель, имеющий информацию о финансовом состоянии общества, а также другие факторы, которые сочтет нужным учесть оценщик.

     В соответствии с п. 1 ст. 76 Закона об АО общество обязано информировать  акционеров о наличии у них  права требовать выкупа обществом  принадлежащих им акций, о цене и  порядке осуществления выкупа. В  частности, такого рода сообщение должно содержаться в повестке дня собрания акционеров, если вопрос о реорганизации  выносится на очное голосование, либо в бюллетене для заочного голосования. При этом необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с п.3 ст.32 Закона об АО акционеры, владеющие привилегированными акциями, могут с правом решающего голоса принимать участие в общем собрании, на повестку дня которого выносится вопрос о реорганизации общества.

     При отказе общества от выкупа акций акционеры  вправе обратиться в суд с иском. При этом, как разъяснено в постановлении  Пленума Верховного Суда РФ и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8, такое право имеют как  акционеры-владельцы обыкновенных акций, так и владельцы привилегированных  акций, так как последние вправе принять участие в собрании по данному вопросу.

     Акционер, который собирается продать принадлежащие  ему акции общества, должен не позднее 45 дней с момента принятия решения  общим собранием акционеров письменно  известить об этом общество с указанием  своего места нахождения (места жительства), а также количества акций, которое  он требует выкупить. Общество обязано  выкупить данные акции в течение 30 дней после истечения установленного законом срока направления акционером требования о выкупе (т.е. не позднее  чем через 75 дней), что в какой-то степени обеспечивает защиту капитала общества. При этом, как указано  в п.5 ст.76 Закона об АО, общая сумма  средств, направляемых обществом на выкуп акций, не должна превышать 10 % "чистых" активов на дату принятия решения, которое повлекло за собой  возникновение у акционеров права  требовать выкуп. В связи с  тем, что "чистые" активы у некоторых  типов коммерческих организаций  приравнены указанием Банка России от 28 октября 1996 г. N 350 к собственным  средствам кредитных организаций, сумма средств не может превышать 10% размера собственных средств (капитала) кредитной организации, рассчитанного  в соответствии с требованиями Инструкции Банка России N 1. При этом, если совокупная рыночная цена акций, в отношении которых заявлено требование о выкупе, превышает указанную величину (10% собственных средств (капитала)), то акции выкупаются пропорционально заявленным требованиям.

Информация о работе Реализация финансовой деятельности и создание в результате новой кредитной организации