Рынок труда и занятость населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

Один из парадоксов прошлого заключается в том, что, декларируя
рациональное использование трудовых ресурсов, социалистическое общество на самом деле порождало ситуации, в которых эти ресурсы использовались самым нерациональным образом. Одна из причин- то обстоятельство, что труд в общественном хозяйстве превратился во что-то безликое, рядовое, мало, что сулящее основной массе обычных людей с обычными нормальными способностями, встал в один ряд с другими производственными ресурсами.

Содержание

1. Понятие рынка труда. Характеристики развитости рынка труда.

2. Механизм функционирования рынка труда.
2.1. Спрос на труд. Предложение труда. Равновесие на рынке труда.
2.2. Регулирование рынка труда.
2.3. Рынок труда, занятость и безработица.
2.4. Государственная служба занятости.

3. Заключение: переход к новой политике занятости.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Рынок труда и занятость населения.docx

— 56.15 Кб (Скачать)

Работнику должны обеспечиваться условия  для  его  профессионального  роста, повышения уровня доходов семьи, улучшение социальных  условий;  работодатель должен  иметь  простор  и  необходимые  условия  для  непрерывного  развития производства,  повышения  его  технического   уровня,   перехода   к   новым поколениям  техники,  общего  соответствия   производства   уровню   научно- технического  прогресса.  Должно  непрерывно   поддерживаться   соответствие работника и работы: профессиональный рост первого и  повышение  технического уровня последней.

      Тем, что   сказано  выше  не  исчерпываются   характеристики  развитости

рынка труда. Среди его  других аспектов - обеспечение  стабильности  трудовых

отношений  (недопустимость  длительных  перерывов  в  работе,  частой  смены

производственных функций  работника,  давления  на  него  внепроизводственных факторов); развитие  специальных  мер  защиты  и  социальных  институтов  по борьбе с безработицей и  ее  длительными  последствиями  и  другие.  Понятие развитого  рынка  труда  включает  в  себя  как  определенные   качественные требования к состоянию  трудовых  отношений  в  обществе,  так  и  механизм, который мог бы реализовать эти требования.

    Социальные институты,  обслуживающие рынок труда, включают:              - сложившуюся систему оплаты труда  (чем  и  кем  она  определяется,  какие факторы  участвуют  в  ее  формировании,  какие  организационные   структуры соразмеряют трудовой вклад и вознаграждение работника и т.д.);                                               - систему регулирования рынка труда (структуры,  выполняющие  посреднические функции   между    работниками    и    работодателем,    обеспечивающие    в общенациональном или региональном  масштабе  соответствие  между  работой  и работником, помощь в подготовке и переподготовке рабочей силы, в  разрешении серьезных трудовых конфликтов);

-иерархию организационных  форм,  обеспечивающих  прямые  и  обратные  связи между общенациональными и региональными (местными) рынками труда; -систему образования и подготовки кадров;

-социальное  страхование  (вопросы  пенсионного  обеспечения,  пособия  по случаю производственного травматизма и потери работы и др.)

      Рыночные    отношения    есть    форма    экономической    организации функционирования   общества,   при    которой    продавцы    и    покупатели взаимодействуют и вступают в связи  с  друг  с  другом  на  рынке  стихийно.

Всякое  функционирование  системы,  как   известно,   предполагает   наличие соответствующего механизма, то есть своей организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Механизм функционирования  рынка труда.

 

2.1 Спрос на  труд. Предложение труда. Равновесие  на рынке труда.

    

 Рынок  труда,  как   и  любой  товарный  рынок,  основан  на  спросе  и предложении. Спрос в данном случае выступает в форме потребности на  занятие свободных рабочих мест и выполнения работ, а предложение- наличие  незанятой рабочей  силы  или  желание  изменить  место  работы.  Спрос  и  предложение осуществляются в конкурентной борьбе, с одной стороны, между работниками  за занятие того или иного рабочего места или  выполнение  работы,  а  с  другой стороны между работодателями за привлечение  нужной  рабочей  силы,  как  по своему количественному, так и качественному  составу.  Справедливое  решение этой состязательности предполагает соблюдение целого  ряда  условий.  Прежде всего, мобильность рабочей силы,  рациональное  размещение  производительных сил.  Для  нашей  страны  в  силу  большой  оседлости  население,  вызванной национальными особенностями, характерно развитие региональных рынков  труда, что может негативно сказываться на соотношении между спросом и  предложением в  отдельных  регионах  страны.  С  целью   выравнивания   положения   между различными региональными рынками труда, обеспечение социальной  защищенности трудящихся, проживающих в регионах с  избыточными  трудовыми  ресурсами,  на местных уровнях разрабатываются государственные программы  занятости.  Кроме того,   государство   предусматривает   меры    финансово    -    кредитной, инвестиционной и налоговой политики, поощрения создания малых предприятий  и применение гибких режимов труда, и другие меры, способствующие сохранению  и развитию системы рабочих мест.

      Начнем  анализ механизма рынка труда  с классической концепции занятости применительно к условиям совершенной конкуренции. Под  классической  теорией в немарксистской экономической  литературе  подразумевается  преимущественно теория  английских  и  американских  экономистов,  базирующихся  на  учении, идущем от Смита и Рикардо к Маршаллу,  Пигу  и  другим  ученым,  посвятившим себя  разработке   теории  общего  экономического  равновесия.  Классическая теория занятости предполагает  построение  функции   совокупного  спроса  на труд и совокупного предложения  труда,  применимых  к  условиям  совершенной

конкуренции. Эти сложные  функции  получаются  путем  агрегирования  функций спроса отдельно взятых  предпринимателей  и  функции  предложения  отдельных работников. Субъектами на рынке труда  выступать  бизнес  и  государство,  а субъектами   предложения-   домашние   хозяйства.   На   рынке   совершенной конкуренции количество нанимаемых предпринимателями работников  определяется двумя показателями - реальной заработной платой и стоимостью (в ее  денежном выражении) предельного продукта  труда. С увеличением количества  нанимаемых работников  происходит  уменьшение  величины  предельного  продукта   (закон убывающей доходности). Привлечение дополнительной единицы труда  прекратится тогда,  когда  стоимость  предельного  продукта   сравняется   с   величиной заработной платы.

      Спрос на  труд находится в обратной  зависимости от величины  заработной платы.  При  росте   заработной   платы,   при   прочих   равных   условиях, предприниматель  в  целях  сохранения   равновесия   должен   соответственно сократить спрос на труд, а при  снижении  заработной  платы  спрос  на  труд возрастает. Функциональная зависимость между величиной  заработной  платы  и размером спроса на труд выражается в кривой спроса на труд.

Совокупное предложения  труда в обществе, по мнению П.  Самуэльсона,

определяется как минимум  четырьмя показателями:

1. общей численностью  населения;

2.  той  долей,  которую   составляет  самодеятельное   население   в   общей

численности жителей;

3. средним числом часов,  отработанных рабочими на  протяжении  недели  и  на протяжении года;

4.  качеством,  количеством   и  квалификацией  того  труда,  который   будут

затрачивать рабочие.

Если предложение труда  превышает  спрос  на  него  вследствие установления заработной платы выше равновесного уровня, появляются  безработные,  готовые предложить свой труд по более низкой цене, на которую вынуждены  согласиться и те, кто занят в  производстве,  чтобы  не  потерять  свои  рабочие  места.

Предприниматели готовы занять  большее  количество  труда,  но  при  условии снижения заработной платы складывается как в сфере предложения труда, так  и в сфере спроса на  труд.

      Когда   спрос  на  труд  превышает   его  предложение   из-за   снижения

заработной платы по сравнению  с ее равновесным значением,  наблюдается  иная картина. Работодатели,  чтобы  заполнить  пустующие  рабочие  места,  готовы повысить заработную  плату.  Благодаря  такому  повышению  расширяется  круг работников, готовых при  более  высокой  заработной  плате  предложить  свой труд.

Как и  в  первом,  так  и  во  втором  случаях  равновесие  на  рынке  труда восстанавливается, и этот  рынок  приходит  в  состояние  полной  занятости.

Колебания спроса на труд и  предложения труда позволяют  в  общем,  виде  дать ответ на вопрос о том, почему высока или низка заработная плата.

 

2.2  Регулирование  рынка труда.

 

      Современный  рынок труда испытывает на  себе  ощутимое  государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает  всю  гамму трудовых отношений. Оно не  только  предъявляет  спрос  на  рабочую  силу  в государственном секторе экономики, но и регулирует его  в  частном  секторе, определяя основные  параметры  найма  в  масштабах  национальной  экономики.

Большое  влияние  на  рынок  труда  оказывают   государственные   социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице,  различные  социальные выплаты,  пенсионное  обеспечение  и  прочие.)  Эти  программы   содействуют определенной стабилизации социально- экономического положения  трудящихся  в зонах повышенного рыночного  риска,  смягчают  болезненные  рывки  рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены труда,  в  прямую  не связанный с функционированием рынка  труда  и  образующийся  на  внерыночных принципах.

      Значительна  и посредническо  -  вспомогательная   роль  государства  на

рынок труда. Оно частично берет на  себя  функцию  поиска  и  предоставления

рабочих мест, а также  создания  общенациональной  сети  по  трудоустройству.

Государственные системы  обучения и  переобучения  рабочей  силы  содействуют максимально быстрой адаптации последствий и меняющихся требований рынка.

      Видное  место в регулировании рынка  труда занимает биржа  труда.  Биржа труда  -  учреждение,  осуществляющее  посредничество   между   рабочими   и предпринимателями при  совершении  сделки  купли-  продажи  рабочей  силы  и регистрацию безработных. Первые биржи труда были открыты в  первой  половине XIX века. В России биржи труда возникли в начале ХХ  века.  Они создавались городскими управами  в  крупных  промышленных  центрах,  таких  как  Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с  биржами  труда  в  России  до  1917  года получили широкое распространение платные частные посреднические  конторы.  В настоящее время функции биржи труда  выполняют  в  основном  государственные биржи  труда,  так  называемые  бюро  занятости,  подчиненные  министерством труда. В задачу государственного бюро занятости входит, во-первых,  оказание посреднических  услуг  при   трудоустройстве   безработных   лиц,   желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса  и предложения  рабочей  силы, в-третьих,  предоставление   информации   о   требующихся   профессиях,   в- четвертых, профориентация молодежи. Деятельность  бирж  труда  оказывает  не очень большое влияние на рынок труда, направления выдаваемые биржами  труда, не  являются  обязательными  для  предпринимателей.  Многие  предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров  своих  предприятий, что  позволяет  особенно  квалифицированным   работникам   не   пользоваться услугами бирж труда, а связываются напрямую с предприятиями. В середине  80- х годов в регулировании рынка труда произошли  значительные  изменения.  Они связаны  с  практическим  воплощением  в   жизнь   теоретических   концепций неоконсерватизма во многих развитых странах  Запада.  Теоретические  взгляды неоконсерваторов исходят из того, что  вследствие  зарегулированности  рынка труда он настолько потерял гибкость, что по существу перестал  быть  рынком.

Ему присуще состояние  хронического не  равновесия,  связанное  с  масштабным вмешательством регулирующих субъектов в его механизм.

      В  результате  экономическая  жизнь  стала   характеризоваться   слабым повышением эффективности производства, устойчивой и  массовой безработицей. Ситуация обострилась еще и потому,  что  новые  формы  и  ускорение  научно- технического  прогресса,  структурная  перестройка   экономики,   обострение конкуренции  на внутреннем и внешних рынках предъявили особые  требования   совокупной  рабочей  силе,  которая  в  новых  условиях  должна   отличаться повышенной  профессиональной,  квалификационной  и  региональной,  а   также международной мобильностью. Такая мобильность, по  мнению  неоконсерваторов, немыслима  в  условиях  “блокирования”  рынка  государством  и  профсоюзами.

Выходом  из  положения  является,  как  считают  неоклассики,  известное  де регулирование, фексибилилизация рынка труда, т.е.  повышение  его  гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не  может  быть  достигнуто без существенного усиления конкурентного механизма.  Фексибилилизация  рынка труда предполагает введение гораздо более гибкой, чем прежде системы  оплаты труда,  которая  должна  базироваться  не  на  методе  аналитической  оценки рабочих  мест,  который  применялся  в   60-80-х   годов,   а   на   принцип индивидуальных  ставок  заработной  платы.  Возрастет  роль   единовременных выплат, причем последние часто увязываются не  с  текущим  трудовым  вкладом работника,  а  с  его   общей   компетентностью,   потенциально   возможными способностями  и  дифференциацией  трудовых  функций,  ростом  квалификации.

Используются и такие  формы  материального  вознаграждения,  как  участие  в прибыли предприятия. Возрастает  роль  работника  в  свободном  выборе  форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени  и  форм занятости.  Получают  распространение   нестандартные   виды   занятости   - надомничество, временная  работа  по  индивидуальному  контракту,  частичная занятость. В  рамках  де  регулирования  рынка  труда  все  более  отчетливо проявляются требования о пересмотре и частичном  устранении  законодательных положений,  относящихся  к  регламентации  этого  рынка,  равно  как  и   об ослаблении системы социальных  гарантий  в  целях  восстановления  на  рынке конкурентных начал. Важнейшей формой регулирования рынка труда должно  стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.

Итогом  фексибилилизации  рынка  труда  не  может  быть  тотальный  демонтаж системы его регулирования и ликвидация социальных гарантий  трудящихся,  что неминуемо  привело  бы  к  серьезному   обострению   социальных   отношений.

Необходимо  найти  такой  механизм  функционирования  рынка  труда,  который позволил   бы   с   наибольшей   оптимальностью    сочетать    экономическую эффективность с социальным прогрессом общества.

 

2.3 Рынок труда,  занятость и безработица.

 

      Рабочая   сила,  будучи  товаром,  реализует   себя  на   рынке   труда,представляющем  собой социально-  экономические  отношения  по  поводу  найма рабочей силы  и  ее  использования  между  работодателем  и  рабочей  силой.

Величина рынка труда  определяется как трудовыми ресурсами, так и  масштабами развития производительных сил.  Для  любого  товарного  рынка  присущи  свои характерные особенности. Характерной чертой рынка труда, отличающей  его  от любого товарного рынка, является то, что наем и использование рабочей  силы, с одной стороны, происходит на основе добровольности, как работника,  так   работодателя, и, с другой стороны,  -  обеспечения  социальных  гарантий  с стороны государства.

Информация о работе Рынок труда и занятость населения