Содержание бюджетной политики и принципы ее разработки

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Содержание

Введение 3
Содержание бюджетной политики и принципы ее разработки 5
Особенности бюджетной политики субъектов РФ и муниципальных образований 11
На основе анализа бюджетного и налогового законодательства РФ оцените эффективность механизма реализации бюджетной политики в области доходов , расходов, межбюджетных отношений и сбалансированности бюджетов 17
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

бюджетная система рф.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Только с 2010 г. на федеральном уровне началась интеграция перспективного финансового плана в обычный, регулярный бюджетный процесс, когда первый год перспективного финансового плана является проектом бюджета на очередной год, а остальные проектировки задают предсказуемые параметры расходов и доходов на следующие два года. На данном этапе необходимо определиться и со степенью детализации трехлетнего бюджета на второй и третий годы, а также с принципами и предельными объемами изменения бюджета при их наступление. Однако по истечении более трех лет с начала реформы доклады о результатах, а также сводный доклад «пока не стали реальным инструментом взаимоувязки целей и приоритетов с финансовыми ресурсами, то есть инструментом формирования перспективного финансового плана». Значительная часть целей, указанных в докладах, «не достигнута или достигнута не в полной мере».

Основная идея всех последних бюджетных нововведений в условиях современного мирового кризиса концепции государственных финансов - это переход к бюджетированию, ориентированному на результат, то есть от управления бюджетными затратами к управлению бюджетными результатами, или в традиционной отечественной интерпретации — к программно-целевому бюджетированию. Его основой является соотнесение финансовых ресурсов, т.е. расходов бюджета и результатов деятельности государства. Внедряя в бюджетный процесс новые методы бюджетирования, государство, располагающее относительно ограниченными финансовыми ресурсами, стремится получить от их использования максимальный эффект.

В настоящее  время по инициативе Министра финансов РФ А. Кудрина в научных экономических кругах начала активно обсуждаться перспективная модель государственного бюджета, доходная часть которого формируется без учета доходов от нефтегазового сектора. Частично она сейчас реализуется на основе инструментов Стабилизационного фонда (с использованием указанной законодателем «ценыотсечения» на нефть, сверх которой доходы бюджета перечисляются в этот фонд)[23]. В случае полного внедрения в российскую практику данной модели правительство РФ при формировании расходной части бюджета будет исходить уже из новых, более жестких бюджетных ограничений.

Бюджетная классификация, по определению, призвана систематизировать бюджетные расходы и доходы по тем или иным признакам. Это позволяет сравнивать параметры бюджетов за различные годы (предыдущих и будущих периодов) для адекватного анализа и прогнозирования расходов бюджета с необходимой степенью детализации. Вместе с тем очевидно, что и новая бюджетная классификация будет меняться; это ограничит возможности аналитической и экспертной работы при оценке расходов бюджета.

Законопроектом  предусматривается установление четких требований к формированию целевых  статей и видов расходов бюджетов, 
которые должны отражать соответствующие расходные обязательства. Это обеспечивает прозрачность и обоснованность бюджетных ассигнований.

В 2011 году в федеральный бюджет страны поступило администрируемых ФНС России доходов 3 000,7 млрд. рублей, что на 493,9 млрд. рублей, или на 19,7% больше, чем за 2010 год.

Основная масса  администрируемых ФНС России доходов  федерального бюджета была обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (36,5%) и НДС (30,8%).

Реализация  правительственной Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 2009-2010 гг. подтвердила необходимость продолжения начатой работы по повышению эффективности финансовых взаимоотношений бюджетов разных уровней. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. была направлена на совершенствование системы межбюджетных отношений и реализацию соответствующих разделов стратегии развития страны на среднесрочную перспективу. Задачи Программы включают пять основных направлений: упорядочение бюджетного устройства РФ; четкое разграничение расходных полномочий и сокращение "нефинансируемых мандатов"; четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней; формирование и развитие механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов; повышение качества управления общественными финансами на региональном и местном уровнях.

В России начал  формироваться механизм принятия обязательств, согласно которому только уровень власти, непосредственно устанавливающий размеры и направления предоставления бюджетных услуг, может и должен обеспечивать их имеющимися в распоряжении доходами. Не меньшее значение имеет и закрепление доходов за каждым уровнем бюджетной системы. Ежегодная практика изменения нормативов расщепления налоговых доходов, отмены одних налогов и введения других не только не способствовала четкому распределению налоговых полномочий между бюджетами, но и ограничивала возможности региональных и местных властей планировать свои доходы в условиях крайней неопределенности и нестабильности налоговых поступлений.

С начала 2000-х  годов финансовая помощь из федерального бюджета в Российской Федерации предоставляется через пять основныхфондов: Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации; Фонд компенсаций; Фонд софинансирования социальных расходов; Фонд регионального развития; Фонд реформирования региональных финансов.

Крупнейшим  каналом федеральной финансовой помощи регионам являются дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности из Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР), который был образован еще в 1994 г. Все последние годы (включая и 2004 г.) ФФПР составлял около 14% общего объема налоговых доходов федерального бюджета за исключением доходов от таможенных пошлин.

Оценки уровня бюджетной обеспеченности региона  использует относительный показатель — так называемые валовые налоговые ресурсы, что позволяет учитывать собственные усилия региональных властей по сбору налогов. Удельные валовые налоговые ресурсы регионов представляют собой произведение прогнозируемого на данный год среднего уровня доходов субъектов РФ на душу населения на индекс налогового потенциала данного субъекта. Дотации из ФФПР предоставляются тем регионам, расчетная бюджетная обеспеченность которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Перечисление дотаций осуществляется ежемесячно исходя из фактических налоговых поступлений в федеральный бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государственная бюджетная  система Российской Федерации чрезвычайно  многогранный механизм реализации основных функций государства. Одной из важнейших  его частей является бюджетная система  Субъектов Федерации, которая объединяет 89 бюджетов различных форм федерального подчинения. Это влечет за собой проблему органичной интеграции бюджетных систем всех уровней в Единый бюджетный процесс, на решение которой направлено пристальное внимание Правительства нашей страны. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. Большое значение придается реформированию и бесперебойному функционированию Государственной бюджетной системы в целом и бюджетной системы Субъектов Федерации в частности.

В данной работе, на основе современных источников я осветил понятия Государственного бюджета, бюджетной системы РФ, ее принципы, а так же бюджетный процесс и его стадии. Рассмотрела структуру бюджетной системы, принципы ее функционирования. В заключении я хотела бы сделать следующие выводы. Бюджетная система нашего государства представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточит финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Таким образом, каждое звено бюджетной системы РФ решает свои определенные задачи по социально-экономическому развитию соответствующей территории. Концептуальные положения построения новой бюджетной системы, отвечающей требованиям условий перехода к рыночным отношениям, должны быть законодательно закреплены в БК РФ, устанавливающим права и  обязательства федеральных и региональных властей, основные принципы, правила и элементы бюджетного процесса, полномочия представительных и исполнительных органов власти в ходе составления, обсуждения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.     Лексин В.Н., швецов Н.Н., Орлов Н.Ю. Правовое обеспечение экономических реформ: Бюджет и межбюджетные отношения: Система модернизации Российской модели бюджетного федерализма,2004.

2.     Бюджетный кодекс РФ, справочное издание. – М.: Ось – 89, 1999.

3.     Под ред. Поляка Г.Б. Бюджетная система России. Учебное пособие для студентов ВУЗов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

4.     Виноградо В.В., «Экономика России». – М.: Юристь, 2001. 5.     Михеева Н.Н., «Региональная экономика и управление: теория и опыт». – Изд-во РИОТИП, 2006.

6.     Баранова Л.Г., Врублевская  О.В., Косарева Т.Е. Бюджетный процесс в РФ: учеб. пособ. для студ. ВУЗов. – М.: Перспектива: Инфра – М, 2005.

7.     Русаков В.Ф., Фофанова Н.М. Инвестиционный, бюджетный, налоговый кризис. – СПб: Норма, 2003.

8.     Перевод Плисова Д.А.; науч. ред. Питателев В.А., Лилеева З.А. Составление бюджета. – М.м.: ДеКА, Б.г. 2004.

9.     Кодачников П. Система федеральной финансовой поддержки регионов в России и ее влияние на налоговую и бюджетныю политику субъектов РФ: науч. изд. – М.: Б.и., 2003.

10. Бюджетный федерализм в России: проблемы, теория, опыт: науч. изд./ Рос. – Канад. – М.: Б.и.,2001.

11. Лавров А.М. Бюджетная реформа в России, от управления затратами к управлению результатами. – М.: КомКнига, 2005.

12. Гришанова О.А. Сбалансированность бюджетов субъектов РФ: теория и методы. – М.: Перспектива, 2005.

13. Годин А.М. Бюджетная система РФ:  учеб. пособ. для студ. ВУЗов. – М.: Дашков и Ко, 2004.

14. Иванова Н.Г. Региональная бюджетная политика: теория и практика. – СПб: Изд-во С.-Петербург ун-та экономики и финансов, 2002. 

 


Информация о работе Содержание бюджетной политики и принципы ее разработки