Соотношение финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:24, реферат

Описание работы

Финансовая система - это совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной общественно-экономической формации; в узком смысле система финансовых учреждений государства.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:

- государственный бюджет;

- внебюджетные фонды;

- государственный кредит;

- фонды страхования;

- фондовый рынок;

- финансы предприятий различных форм собственности.

Работа содержит 1 файл

Соотношение финансовой системы России и Германии.doc

— 43.50 Кб (Скачать)

Соотношение финансовой системы России и Германии. 

     Финансовая  система - это совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной общественно-экономической формации; в узком смысле система финансовых учреждений государства.

     Финансовая  система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:

- государственный  бюджет;

- внебюджетные  фонды;

- государственный  кредит;

- фонды  страхования;

- фондовый  рынок;

- финансы  предприятий различных форм собственности.

     Все вышеперечисленные финансовые отношения  можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

     Разграничение финансовой системы на отдельные  звенья обусловлено различиями в  задачах каждого звена, а также  в методах формирования и использования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные  централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

     Несмотря  на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система - единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

     Основой единой финансовой системы РФ служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

     К общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

     Взаимосвязь и взаимозависимость составных  звеньев финансовой системы обусловлены  единой сущностью финансов.

     Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

     Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти.

     Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным  Собранием РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решении общегосударственных и социальных задач. Государственный бюджет характеризуется следующими чертами :

     - носит ярко выраженный балансовый  характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета.

     - формирование и использование  бюджета базируется на сочетании  централизованных начал с инициативой  местных органов.

     Основные  функции бюджета :

     - перераспределение национального  дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;

     - государственное регулирование и стимулирование экономики;

     - финансовое обеспечение финансовой политики;

     - контроль за образованием и  использованием централизованного  фонда денежных средств.

     В управлении бюджетным процессом  принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное место в  этом процессе занимает Министерство финансов РФ.

     Бюджетное устройство - это организация бюджетной  системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.

     Организационная структура - включает республиканский  бюджет, 21 бюджет республик в составе  РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и около 29 тыс. местных бюджетов.

     Единой  правовой базой бюджетной системы  является Конституция РФ и Закон  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ». 

     Целевое назначение любой сферы финансовой системы, в том числе и Германии, определяется ролью этой системы в воспроизводственном процессе.

     Система финансовых ресурсов государства, как  сфера финансовых отношений имеет  приоритет перед другими, т.к. в  составе потребностей расширенного воспроизводства важное место занимают те, что связаны с существованием государства. Именно ресурсы этой сферы позволяют удовлетворять общегосударственные потребности. Кроме того, государство, выступая субъектом распределения, может и активно влиять на развитие финансовых отношений

     Сущность  финансовой системы проявляется  в двух функциях: распределительной  и контрольной. Это общепризнанный подход. И важно отметить тот факт, что эти функции тесно взаимодействуют  между собой.

     Распределительная функция финансовой системы связана  с тем, что в основе ее лежат  распределительные отношения (по поводу распределения созданной на предприятии  стоимости), обеспечивающие источниками  средств (финансовыми ресурсами) воспроизводственный  процесс к тем самым связывающим все его фазы: производство, распределение, обмен, потребление. Это позволяет активно воздействовать на все стадии данного процесса.

     Контрольная функция финансовой системы государства  является производной от распределительной.

     Она становится возможной благодаря денежному выражению распределяемой стоимости. Эта функция осуществляется с помощью системы финансовых показателей, позволяющих прямо количественно (посредством слежения за финансовыми потоками), либо косвенно (посредством относительных показателей) оценить пропорции распределения ресурсов и результаты деятельности хозяйствующего субъекта, что в конечном счете, позволяет своевременно заметить возникающие отклонения и исправить возможные диспропорции.

     Финансовая  система ФРГ включает в себя федеральный бюджет, бюджеты 16 земель, общин, специальные правительственные и внебюджетные фонды, финансы Федеральной железной дороги и Федеральной почты, государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду.

     Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет. Бюджетный год в ФРГ  совпадает с календарным. Важно  отметить тот факт, что Федеральный  бюджет утверждается в этой стране парламентом .

     Бюджетная политика является важнейшим инструментом государственной экономической политики, оказывающим влияние на общее состояние экономики и макроэкономическое равновесие. Бюджетная политика в среднесрочной перспективе, реализуемая в координации c денежно-кредитной и внешнеэкономической политикой, должна стать основой формирования единой финансовой политики государства. Стратегической целью бюджетной политики является обеспечение устойчивого экономического роста, повышение эффективности участия государства в распределении и перераспределении ресурсов в экономике по мере повышения уровня социально-экономического развития.

     Высшим  контрольным органом ФРГ в  области государственных финансов является федеральная счетная палата. Отчет об исполнении бюджета составляется министерством финансов и направляется в парламент и счетную палату. После заключения счетной палаты парламент утверждает закон об исполнении бюджета.

     В финансовую систему Федеративной Республики Германии входят внебюджетные фонды, находящиеся  в распоряжении центрального правительства : Фонд выравнивания бремени войны, Фонд развития европейской экономики и другие целевые фонды.

     В финансовых системах обоих государств можно выделить как сходства, так  и различия.

     Обеим странам присуще то, что принятие бюджета в обеих странах происходит ежегодно, проходя несколько стадий. Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.

     Что касается структуры доходной и расходной части бюджетов России и Германии,  то она испытывает определенные ежегодные изменения, расходная часть в значительной степени зависит от политики государства на данный период. За последние годы в целом она имела социальную направленность, как в ФРГ, так и в России.

     Важно отметить и тот факт, что в последние  годы Германия значительно увеличила своё участие в международной миграции капиталов и превратилась в одного из крупнейших импортёров и экспортёров капитала на мировом экономическом рынке.

     Усиление  процессов концентрации и централизации  капитала ФРГ происходит при поддержке  государства, которое само выступает как крупнейший предприниматель, которому полностью или частично принадлежат мощные концерны, в отличие от России, где большинство концернов переходят в частные руки.

     Местные бюджеты России и ФРГ имеют  различный состав налоговых доходов. Кроме того, в Германии основными налогами, образующим федеральный бюджет, являются прямые налоги, к которым относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с ценными бумагами и некоторые другие.

     В РФ налог на доходы физических лиц  является главной составляющей доходной статьи местных бюджетов (50-70%). Федеральный  бюджет пополняется в основном за счет НДС (косвенного налога), что характеризует  экономическое состояние России не лучшим образом.

     Как в России, так и в Германии финансы  играют различную роль в деятельности организационно-производственных систем, работающих на товарном рынке в рамках сбытовой стратегии или маркетинговой  стратегии;

     Здесь наблюдается все более тесная связь финансовых отношений и отношений собственности, что находит отражение, в частности, в развитии процедур приватизации, финансового лизинга, франчайзинга, залога, конвертации долговых ценных бумаг в долевые и др.

     Таким образом, в структуре финансовых систем этих двух держав мы можем видеть как сходства, так и отличия, изучая и анализируя которые, можно позаимствовать все лучшее для развития финансовой системы нашей страны.

Информация о работе Соотношение финансовой системы