Сущность, виды, доходы, расходы государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

Содержание

Введение

Сущность государственного бюджета
Виды государственного бюджета
Доходы бюджета
Расходы бюджета
Суть бюджетного дефицита и профицита
Государственный бюджет на 2009-2010год
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 75.18 Кб (Скачать)

     8) ликвидация последствий чрезвычайных  ситуаций и стихийных бедствий  федерального масштаба;

     9) исследование и использование  космического пространства;

     10) содержание учреждений, находящихся  в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти РФ;

     11) финансовая поддержка субъектов  РФ;

     12) статистический учет;

     13) формирование федеральной собственности;  обслуживание и погашение государственного  долга РФ;

     14) компенсация государственным внебюджетным  фондам расходов на выплату  государственных пенсий и других  социальных выплат, подлежащих финансированию  за счет средств федерального  бюджета;

     15) пополнение государственных запасов  драгоценных металлов и драгоценных  камней, государственного материального  резерва;

     16) проведение выборов и референдумов  в РФ;

     17) федеральная инвестиционная программа;  обеспечение реализации решений  федеральных органов государственной  власти, приведших к увеличению  бюджетных расходов или уменьшению  бюджетных доходов бюджетов других  уровней.

     Средства  федерального бюджета используются для финансирования мероприятий  регионального и местного назначения.

     Спецификой  федерального бюджета является финансирование за счет себя общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, научные исследования. Федеральный  бюджет финансирует 100 % общегосударственных  расходов на оборону и международную  деятельность, 93 % – на научные исследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий  стихийных бедствий.

     Федеральный бюджет – это инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных  средств.

     Региональные  бюджеты – центральное звено  территориальных бюджетов, которые  служат для финансового обеспечения  задач, лежащих на государственных  органах управления субъекта РФ.

     Целью региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а  также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

     В последнее время наблюдается  регионализация экономических и  социальных процессов.

     Роль  региональных бюджетов усиливается.

     С помощью региональных бюджетов государство  проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального  развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных  и других условий отстали в  своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.

     В соответствии с БК РФ, доходы: региональных бюджетов формируются за счет собственных  и регулирующих доходов.

     Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

     1) налог на имущество предприятий;

     2) налог на недвижимость;

     3) дорожный налог;

     4) транспортный налог;

     5) налог с продаж;

     6) налог на игорный бизнес;

     7) региональные лицензионные сборы.

     К собственным доходам относятся  доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов  РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной  власти субъектов РФ.

     Регулирующие  доходы – это отчисления от федеральных  налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов  РФ по нормативам, определенным федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год, а также  дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

     Основные  направления использования средств  региональных бюджетов:

     1) обеспечение функционирования органов  законодательной и исполнительной  власти субъектов РФ;

     2) обслуживание и погашение государственного  долга субъектов РФ;

     3) проведение выборов и референдумов  в субъектах РФ;

     4) обеспечение реализации региональных  целевых программ;

     5) формирование государственной собственности  субъектов РФ;

     6) осуществление международных и  внешнеэкономических связей субъектов  РФ;

     7) содержание и развитие предприятий,  учреждений и организаций, находящихся  в ведении органов государственной  власти субъектов РФ;

     8) обеспечение деятельности средств  массовой информации субъектов  РФ;

     9) оказание финансовой помощи местным  бюджетам;

     10) обеспечение осуществления отдельных  государственных полномочий, передаваемых  на муниципальный уровень;

     11) компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений,  принятых органами государственной  власти субъектов РФ, приводящих  к увеличению бюджетных расходов  или уменьшению бюджетных доходов  местных бюджетов. Первое место  в расходах занимают ассигнования  на народное хозяйство (промышленность, строительство, сельское хозяйство,  транспорт, дорожное хозяйство,  связь, и др.).

     Второе  место – расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и  искусство, социальная политика) –  свыше 25 %; расходы на управление и  содержание правоохранительных органов  составляют примерно 8 %.

     Местные бюджеты – это третий уровень  бюджетной системы РФ.

     Согласно  ст. 14 БК РФ, бюджет муниципального образования (местный бюджет) является формой образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления.

     Местное самоуправление осуществляется самим  населением через свободно избранные  им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные  представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными  имущественными и финансово-бюджетными правами.

     Местные бюджеты – один из главных каналов  доведения до населения конечных результатов производства. Через  них общественные фонды потребления  распределяются между отдельными группами населения, из них финансируется  развитие отраслей производственной сферы (местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем  продукции и услуги).

     Местные бюджеты выполняют следующие  функции:

     1) формируют денежные фонды, которые  являются финансовым обеспечением  деятельности местных органов  власти;

     2) распределяют и используют эти  фонды между отраслями хозяйства;

     3) контролируют финансово-хозяйственную  деятельность предприятий, учреждений, которые подведомственны этим  органам власти.

     Местные бюджеты в осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач  имеют большое значение, поскольку  они распределяют государственные  средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

     Собственные доходы не являются основным источником формирования местных бюджетов.

     В состав собственных доходов местных  бюджетов входят:

     1) местные налоги и сборы:

     а) земельный налог;

     б) налог на имущество физических лиц;

     в) налог на рекламу;

     г) налог на наследство или дарение;

     д) местные лицензионные сборы;

     2) доходы от приватизации, в том  числе:

     а) доходы от приватизации объектов государственной  и муниципальной собственности;

     б) доходы от продажи земли;

     в) доходы от продажи квартир гражданам;

     3) средства обязательного медицинского  страхования, средства внебюджетных  и отраслевых фондов.

     В главные регулирующие доходы местных  бюджетов входят отчисления:

     1) от налога на добавленную стоимость;

     2) от акцизов;

     3) от налога на прибыль предприятий;

     4) от подоходного налога с физических  лиц.

     Из  местных бюджетов финансируются  функциональные расходы, которые включают в себя расходы на:

     1) содержание органов местного  самоуправления;

     2) формирование муниципальной собственности  и управление ею;

     3) организация, содержание и развитие  учреждений образования, здравоохранения,  культуры;

     4) средств массовой информации, других  учреждений, находящихся в муниципальной  собственности;

     5) содержание муниципальных органов  охраны общественного порядка;

     6) организация, содержание и развитие  муниципального жилищно-коммунального  хозяйства;

     7) содержание мест захоронения,  находящихся в ведении муниципальных  органов;

     8) организация транспортного обслуживания  населения и учреждений, находящихся  в муниципальной собственности  или в ведении органов местного  самоуправления;

     9) охрана окружающей природной  среды на территориях муниципальных  образований;

     10) обслуживание и погашение муниципального  долга;

     11) целевое дотирование населения;

     12) проведение муниципальных выборов  и местных референдумов.

     Основным  направлением использования средств  местных бюджетов является покрытие расходов, связанных с жизнеобеспечением  человека (расходы на социально-культурные мероприятия и на жилищно-коммунальное хозяйство).

     Структура расходов отдельных видов местных  бюджетов не одинакова.

     Одним из главных направлений использования  финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения  в будущем собственных доходов.

     В соответствии со статьей 6 БК РФ, консолидированный  бюджет – это свод бюджетов всех уровней, который включает в себя федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты субъектов РФ. Консолидированный  бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта РФ, и местные  бюджеты.

     Термин  «консолидированный бюджет» был  включен также в Закон РСФСР  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государственного бюджета РФ, в который входили  все звенья бюджетной системы  России. Вышеуказанный закон в  настоящее время не действует.

Информация о работе Сущность, виды, доходы, расходы государственного бюджета