Анализ состава и структуры расходов на государственную поддержку отраслей экономики по федеральному бюджету в 2011 году

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, главным звеном которого является бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность федерального бюджета……………………………………………......4
2. Доходы и расходы федерального бюджета…………………………………........5
3. Анализ, состав и структура расходов федерального бюджета по отраслям экономики………………………………………………………………………….....9

Заключение…………………………………………………………………….........29
Список литературы…………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа БСРФ.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

Государственный университет Министерства Финансов Российской Федерации.

Санкт-Петербургский  филиал федерального государственного образовательного

 бюджетного  учреждения высшего профессионального  образования

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Бюджетная система Российской Федерации»

на тему: «Анализ  состава и структуры расходов на государственную поддержку отраслей экономики по федеральному бюджету  в 2011 году»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт - Петербург 

2011

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Сущность федерального  бюджета……………………………………………......4

2. Доходы и  расходы федерального бюджета…………………………………........5

3. Анализ, состав и структура расходов федерального бюджета по отраслям экономики………………………………………………………………………….....9

 

Заключение…………………………………………………………………….........29

Список литературы…………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, главным звеном которого является бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Основой финансовой базы Российской Федерации является федеральный бюджет. Устойчивое развитие экономики федеративного государства невозможно без наличия источников финансирования реализации программ и проектов.

Благодаря бюджету  государство имеет возможность  сосредотачивать финансовые ресурсы  на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.

На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, таких как: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень  благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

 

 

 

 

 

1. Сущность  федерального бюджета

Бюджет —  экономическая категория, т. е. устойчивая общественная связь. По аналогии с финансами  федеральный бюджет можно определить как общественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств.

Структура доходов  федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства  в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями  государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики. Структура расходов федерального бюджета определяется функциями государства.

С точки зрения экономической практики федеральный  бюджет — важнейший элемент макроэкономической политики. Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение.

За счет средств  бюджета формируется большая  часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета  выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.

Параметры бюджета  непосредственно воздействуют на важнейшие  макроэкономические показатели — объемы инвестиций и производства, доходы населения, уровень занятости, процентную ставку, валютный курс.

Таким образом, по своему содержанию федеральный бюджет есть одновременно экономическая категория  и инструмент политики.

По своей  форме федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и  использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных функций.

С юридической  точки зрения федеральный бюджет представляет собой нормативный  акт — закон. Он разрабатывается  органами исполнительной власти и принимается  органами законодательной (или представительной) власти.

Федеральный бюджет — центральный элемент бюджетной системы.

2. Доходы  и расходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые  и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток  средств на конец предыдущего  года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

федеральные налоги и сборы, установленные налоговым  законодательством;

таможенные  пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

государственную пошлину.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются  за счет:

доходов от использования иму щества;

доходов от продажи  имущества;

части прибыли  унитарных предприятий.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

прибыль Банка  России;

доходы от внешнеэкономической  деятельности;

доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным  бюджетам по нормативам, устанавливаемым  законом о федеральном бюджете  на очередной год.

Из федерального бюджета финансируются следующие  расходы:

обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

функционирование  федеральной судебной системы;

осуществление международной деятельности;

национальная  оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии  оборонных отраслей промышленности;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

государственная поддержка атомной энергетики;

ликвидация  последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

исследование  и использование космического пространства;

формирование  федеральной собственности;

обслуживание  и погашение государственного долга  Российской Федерации;

компенсация государственным  внебюджетным фондам расходов на выплату  государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с  законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

федеральная инвестиционная программа;

официальный статистический учет.

При формировании бюджетов всех уровней предусматривается  создание резервных фондов. Резервный  фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Размер резервных  фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной власти субъектов  Российской Федерации при их утверждении  на очередной финансовый год.

Резервные фонды  используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ  по ликвидации последствий стихийных  бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Порядок расходования из этих фондов определяется правительством. Кроме того, федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда президента Российской Федерации в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ установлено, что средства резервного фонда президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами президента РФ.

 

Фактическое исполнение по состоянию на 01.09.2011 

Виды доходов 

млрд. руб

Всего доходов

7220,2 

ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2810,6

НАЛОГИ, СБОРЫ  И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

1310,2 

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1298,2

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

950,4

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ  И МУНИЦИПАЛЬНОЙ  СОБСТВЕННОСТИ

327,9

Прочее

523


 

 

 

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

1) по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и с содержанием непроизводственной сферы. Такое разграничение позволяет более детально анализировать роль государства и значение бюджета в регулировании экономического и социального развития общества.

    2) по функциональному назначению — на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга.

Каждый вид  расходов обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная отражает экономическую природу явления и устанавливает назначение бюджетных расходов, а количественная – их величину.

Расходы бюджета  в зависимости от их экономического содержания также подразделяются на текущие расходы и затраты  капитального характера – капитальные  расходы.

 Основная часть средств приходится на текущие расходы. Эти расходы обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций, а также другие расходы бюджета, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией. Они включают расходы на закупки товаров и услуг, труд государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.

Капитальные расходы  – это расходы, обеспечивающие инновационную  и инвестиционную деятельность, в  соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Они включают капитальные  вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт и т.д.

В условиях перехода на рыночные отношения структура  расходов федерального бюджета претерпевает существенные изменения — резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения.

Однако и  в условиях действия рыночных механизмов финансирование отдельных отраслей и территорий, государственных инвестиционных программ, государственного сектора экономики продолжает сохранять свое важное значение.  

3. Анализ, состав и структура расходов федерального бюджета по отраслям экономики

Расходы на экономические  функции составляют третью часть расходов бюджетов РФ: это все ассигнования бюджетов, за исключением средств, используемых на финансирование традиционных государственных функций и социальной сферы. По экономическому назначению указанные расходы должны обеспечивать функционирование государственного производственного сектора и экономическое регулирование национальной экономики. Выражение «расходы на экономические функции» более правильное по сравнению с часто встречающимися в экономической и статистической литературе выражениями «расходы на экономическую поддержку промышленности», «расходы на экономические нужды» или «расходы на народное хозяйство».

Расходы на экономические  функции осуществляются федеральным  бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами. На внебюджетные государственные фонды приходится незначительная доля: их средства направляются на содержание материальной части фондов, инвестиционную деятельность на финансовом рынке.

Информация о работе Анализ состава и структуры расходов на государственную поддержку отраслей экономики по федеральному бюджету в 2011 году