Бюджет и бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- изучить источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
- исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы;
- предложить мероприятия по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного бюджета
1.1 Сущность бюджета. Бюджетная система Российской Федерации
1.2 Принципы бюджетной системы. Доходы и расходы бюджета,
сбалансированность бюджетов.
1.3 Субъекты бюджетной системы.
Глава 2. Аналитический раздел
2.1 Структура бюджета
2.2 Межбюджетные отношения
2.3 Государственный бюджет Российской Федерации
за 2006, 2007 год и I половину 2008г.
2.4 Анализ динамики доходов и расходов Федерального бюджета РФ за 2005-2010г.
2.5 Профицит бюджета.
2.6 Направления совершенствования бюджетной системы РФ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая бюджет.doc

— 554.50 Кб (Скачать)

Главной проблемой российского бюджетного федерализма является его низкая эффективность. Одной из основных причин этого является очень значительная дифференциация регионов по уровню доходов. Так по оценке Министерства финансов, 66% всего налогового потенциала страны сосредоточено в 12 субъектах РФ. Получается, что эти 12 субъектов получают на своей территории две трети всех налогов страны, а 76 субъектов - одну треть.

Углубление горизонтальной дифференциации по доходам способствует увеличению объема средств, необходимых для подтягивания регионов до среднероссийского уровня. Так как межрегиональная дифференциация усиливается, то всё больший объем ресурсов будет уходить в бедные регионы. Существующая методика выделения трансфертов приводит к тому, что при сокращении собственных бюджетных доходов субъект Федерации имеет больше прав на получение средств из федерального бюджета.

Существующий механизм выделения трансфертов поощряет регионы к уменьшению их доходной базы. Принцип выравнивания

расходов при отсутствии стимулов к увеличению собственных доходов обусловливает усиление иждивенческих настроений в регионах.

В таких условиях необходимы коренные изменения трансфертной политики, направленные на повышение финансовой самостоятельности и ответственности регионов, поощрение их собственных усилий в преодолении бюджетного кризиса, наращивании доходной базы как регионального, так и федерального бюджета, ускорении социально-экономических реформ.

Для повышения заинтересованности регионов в наполнении федерального бюджета доходами должна быть установлена прямая зависимость получения из федерального центра финансовой помощи от степени выполнения задания по мобилизации доходов в федеральный бюджет.

Федеральный центр должен разработать и довести до регионов рекомендации по программам бюджетного оздоровления, следование которым будет важнейшим условием выделения финансовой помощи. Основными параметрами при этом должны стать:

- доля приоритетных расходов (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и пр.) в расходах регионального бюджета;

- доля населения в оплате жилищно-коммунальных услуг и общественного транспорта;

- наличие административного контроля цен;

- предельные бюджетные заимствования и объем налоговых освобождений и льгот.

Оздоровлению региональных бюджетов должно способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета, их соответствие федеральному классификатору, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов, казначейское исполнение бюджетов.

Важным условием нормального функционирования межбюджетных отношений является финансовый контроль со стороны федерального центра за правильным и целесообразным расходованием средств региональных бюджетов. Логическим развитием вышесказанного может стать требование обязательного подтверждения соответствующими органами власти фактической результативности использования ранее выделенных средств. Такие официальные подтверждения могли бы быть дополнительными основаниями для получения очередной порции средств поддержки. При этом важно не полное расходование полученных средств, а именно результативность их использования для улучшения или стабилизации в регионе по конкретным параметрам (снижение уровня бедности, рост числа рабочих мест и т.д.).

Большое значение для модернизации межбюджетных отношений имеет изменение предмета государственной финансовой поддержки. Им должно стать не расплывчатое «социально-экономическое развитие региона», а конкретные задачи, которые можно решить с осязаемыми результатами в установленные сроки и за счет выделенных средств федерального бюджета, консолидированных с ресурсами региона.

Инициатива по решению таких задач, равно как и готовность взять на себя всю ответственность за целевое использование бюджетных средств и за достижение заявленных результатов, должна исходить от потенциальных получателей поддержки - руководства субъектов Федерации и муниципальных образований. [17, 70]

2.3 Государственный бюджет Российской Федерации за 2006, 2007 год и

    I полугодие 2008г.

Государственный бюджет РФ за 2006 год

Бюджет на 2006 год был спланирован исходя из роста ВВП в 2006г. на 5,8%, инфляции в 7,0 - 8,5%, цены на нефть марки «Urals» в $40 за баррель и среднегодового курса доллара в размере 28,6 рубля за доллар.

В 2006г. доходы бюджета составили 5 трлн. 46 млрд. 137,5 млн. рублей, в том числе налоговые доходы - 3 трлн. 167 млрд. 825,9 млн. рублей, неналоговые - 1 трлн. 878 млрд. 311,6 млн. рублей. В январе-мае 2006г. в федеральный бюджет страны поступило администрируемых ФНС России доходов 1 214,8 млрд. руб. Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых -- 36,3% и НДС --33,4%. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ в январе-мае 2006г. составили 189,8 млрд. руб. Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-мае 2006г. составили 113,5 млрд. руб. Поступления НДС на товары, реализуемые на территории РФ, в январе-мае 2006г. составили 405,8 млрд. руб.

Расходы бюджета составили 4 трлн. 270 млрд. 114,7 млн. рублей, в том числе процентные расходы - 202 млрд. 482,2 млн. рублей, непроцентные - 4 трлн. 67 млрд. 632,5 млн. рублей. Профицит бюджета составил 776 млрд. 22,8 млн. рублей. Объем ВВП в абсолютном выражении - 24,38 трлн. рублей. [22]

Особенностью федерального бюджета на 2006 год является то, что для активизации инвестиционной деятельности на условиях государственно-частного партнерства создан Инвестиционный фонд в объеме 69,7 млрд. рублей, средства которого должны направляться на реализацию крупных инвестиционных и инновационных проектов. Ещё одной особенностью федерального бюджета на 2006 год является необходимость финансирования из него, начиная с 2006 года, четырех национальных проектов: «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Здоровье», «Образование» и «Развитие АПК», выдвинутых в качестве приоритетных Президентом Российской Федерации после внесения Правительством РФ в Государственную Думу проекта федерального бюджета на 2006 год. В соответствии с постановлением Государственной Думы «О принятии во втором чтении проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» на реализацию четырех национальных проектов должно быть выделено не менее 134,5 млрд. рублей. Из них на «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» - 21,9 млрд. рублей, «Здоровье» - 62,6 млрд. рублей, «Развитие АПК» - 19,2 млрд. рублей и на «Образование» - 30,8 млрд. рублей.

Государственный бюджет на 2007 год

 

Таблица 1. КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2007 г. 1)

 

Млрд. руб.

В процентах
к ВВП

Доходы- всего

13250,7

40,2

         из них:

 

 

налог на прибыль организаций

2172,0

6,6

налог на доходы физических лиц

1266,6

3,8

единый социальный налог

656,7

2,0

налог на добавленную стоимость:

 

 

   на товары (работы, услуги),
   реализуемые на территории
   Российской Федерации

1390,6

4,2

   на товары, ввозимые на территорию
   Российской Федерации

871,1

2,6

акцизы по подакцизным товарам (продукции):

 

 

   производимым на территории
   Российской Федерации

288,2

0,9

   ввозимым на территорию
   Российской Федерации

26,2

0,1

налоги на совокупный доход

141,8

0,4

налоги на имущество

411,2

1,2

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1235,1

3,7

доходы от внешнеэкономической деятельности

2408,3

7,3

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

525,0

1,6

платежи при пользовании природными ресурсами

82,4

0,2

безвозмездные поступления

17,7

0,1

доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

112,3

0,3

Расходы - всего

11245,8

34,1

         из них:

 

 

на общегосударственные вопросы

1166,7

3,5

   из них на обслуживание
   государственного и муниципального
   долга

175,2

0,5

на национальную оборону

834,0

2,5

на национальную безопасность и правоохранительную деятельность

864,4

2,6

на национальную экономику

1560,4

4,7

         из нее:

 

 

   на топливо и энергетику

33,5

0,1

   на сельское хозяйство и рыболовство

147,0

0,4

   на транспорт

580,7

1,8

   на связь и информатику

36,8

0,1

   на прикладные научные исследования
   в области национальной экономики

62,9

0,2

   на другие вопросы в области
   национальной экономики

589,9

1,8

на жилищно-коммунальное хозяйство

1101,4

3,3

на социально-культурные мероприятия

5692,3

17,3

Профицит

2004,9

6,1

 

 

 

Таблица 2. РАСХОДЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ в 2007 г. 1)

 

Млрд. руб.

В процентах
к итогу

Расходы - всего

5692,3

100

         в том числе:

 

 

на образование

1342,3

23,6

на культуру, кинематографию и средства массовой информации

247,2

4,3

на здравоохранение и спорт

1385,7

24,3

на социальную политику

2717,2

47,7

1) По оперативным данным Федерального казначейства. Данные приведены с учетом бюджетов государственных внебюджетных фондов.

 

Таблица 3. ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2007 г. 1)

 

Утверж-
дено Федеральным законом о федеральном бюджете, млрд. руб.

Фактическое
исполнение

млрд. руб.

в процентах
к утверж-
денному бюджету

Доходы

7443,9

7779,1

104,5

         из них:

 

 

 

   налог на прибыль организаций

635,6

641,3

100,9

   единый социальный налог

389,1

405,0

104,1

   налог на добавленную стоимость:

 

 

 

   на товары (работы, услуги), реализуемые
   на территории Российской Федерации

1381,9

1390,4

100,6

   на товары, ввозимые на территорию
   Российской Федерации

848,8

871,1

102,6

акцизы по подакцизным товарам (продукции):

 

 

 

   производимым на территории Российской
   Федерации

107,4

108,8

101,4

   ввозимым на территорию Российской
   Федерации

25,5

26,2

102,8

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1114,7

1157,4

103,8

доходы от внешнеэкономической деятельности

2364,3

2408,3

101,9

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

88,2

265,4

300,8

платежи при пользовании природными ресурсами

46,6

61,3

131,7

Расходы

6531,4

5983,0

91,6

         из них:

 

 

 

на общегосударственные вопросы

1122,1

812,1

72,4

   из них на обслуживание государственного и
   муниципального долга

149,1

143,1

96,0

на национальную оборону

839,1

831,9

99,1

на национальную безопасность и правоохранительную деятельность

674,8

667,0

98,8

на национальную экономику

730,2

692,6

94,8

         из нее:

 

 

 

   на топливо и энергетику

12,7

8,3

65,8

   на сельское хозяйство и рыболовство

27,1

27,8

102,8

   на транспорт

218,6

172,6

78,9

   на связь и информатику

28,7

14,1

49,3

   на прикладные научные исследования в
   области национальной экономики

60,9

60,7

99,7

   на другие вопросы в области
   национальной экономики

323,5

348,3

107,7

на социально-культурные мероприятия

920,9

776,1

84,3

на межбюджетные трансферты

1939,7

1900,1

98,0

Профицит

912,5

1796,1

196,8

1) По оперативным данным Федерального казначейства.

 

 

 

Исполнение бюджета
(по данным Федерального казначейства)

Таблица 1. Исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации
и бюджетов государственных внебюджетных фондов (млрд.рублей)

 

 

Доходы

Расходы

Профицит

2007г.

Январь

700,4

329,3

371,2

Январь-февраль

1445,6

937,3

508,4

I квартал

2530,3

1754,7

775,6

Январь-апрель

3444,3

2520,7

923,5

Январь-май

4526,1

3284,9

1241,2

I полугодие

5694,2

4229,8

1464,5

Январь-июль

6836,7

5016,8

1819,9

Январь-август

7924,3

5804,3

2120,0

Январь-сентябрь

8903,4

6720,8

2182,6

Январь-октябрь

10515,1

7549,3

2965,8

Январь-ноябрь

11657,5

9134,5

2523,1

Год

13368,3

11378,6

1989,7

2008г.

Январь

1015,5

454,5

561,0

Январь-февраль

2066,9

1372,8

694,1

I квартал

3334,2

2335,9

998,4

Январь-апрель

5154,8

3361,9

1793,0

Январь-май

6410,7

4357,3

2053,4

I полугодие

7543,7

5515,5

2028,1

Январь-июль

9700,1

6626,2

3073,8

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 .  Структура консолидированного бюджета Российской Федерации
и бюджетов государственных внебюджетных фондов
в январе-июле 2008 года

 

Млрд.
рублей

В % к
итогу

Справочно
январь-июль 2007г.

млрд.
рублей

в % к
итогу

Доходы

9700,1

100

6836,7

100

из них:
налог на прибыль организаций

1645,3

17,0

1123,2

16,4

налог на доходы физических лиц

931,5

9,6

668,5

9,8

налоги и взносы на социальные нужды

1211,9

12,5

964,1

14,1

из них единый социальный налог

466,9

4,8

328,8

4,8

налог на добавленную стоимость:
на товары (работы, услуги), реализуемые
на территории Российской Федерации

843,2

8,7

705,6

10,3

на товары, ввозимые на территорию
Российской Федерации

616,5

6,4

452,7

6,6

акцизы по подакцизным товарам (продукции):

 

 

 

 

производимым на территории Российской Федерации

177,2

1,8

159,2

2,3

ввозимым на территорию Российской Федерации

19,7

0,2

13,9

0,2

налоги на совокупный доход

127,1

1,3

90,6

1,3

налоги на имущество

313,8

3,2

249,4

3,6

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование
природными ресурсами

1052,6

10,9

642,5

9,4

задолженность и перерасчеты по отмененным
налогам, сборам и иным обязательным платежам

3,9

0,0

7,3

0,1

доходы от внешнеэкономической деятельности

2031,3

20,9

1249,1

18,3

доходы от использования имущества, находящегося
в государственной и муниципальной собственности

236,3

2,4

190,9

2,8

платежи при пользовании природными ресурсами

108,5

1,1

43,1

0,6

безвозмездные поступления

36,1

0,4

9,4

0,1

доходы от предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности

44,7

0,5

58,9

0,9

Расходы

6626,2

100

5016,8

100

из них на:
общегосударственные вопросы

657,2

9,9

481,4

9,6

из них на обслуживание государственного
и муниципального долга

106,3

1,6

92,5

1,8

национальную оборону

498,7

7,5

423,4

8,4

национальную безопасность и правоохранительную
деятельность

550,5

8,3

426,5

8,5

национальную экономику

849,6

12,8

536,9

10,7

из нее на:
топливно-энергетический комплекс

13,0

0,2

8,6

0,2

сельское хозяйство и рыболовство

80,6

1,2

60,2

1,2

транспорт

104,8

1,6

236,6

4,7

дорожное хозяйство

264,4

4,0

...

...

связь и информатику

15,0

0,2

10,0

0,2

прикладные научные исследования в области
национальной экономики

37,0

0,6

25,0

0,5

другие вопросы в области национальной экономики

275,1

4,2

149,9

3,0

жилищно-коммунальное хозяйство

413,0

6,2

321,0

6,4

социально-культурные мероприятия

3643,9

55,0

2793,5

55,7

Таблица 3.  Распределение доходов и расходов консолидированного бюджета
Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов
по уровням бюджетной системы
в январе-июле 2008 года (млрд.рублей)

 

 

Федераль-
ный
бюджет

Бюджеты госу-
дарствен-
ных внебюд-
жетных фондов

Консоли-
дирован-
ные бюд-
жеты субъектов
Россий-
ской
Федера-
ции

Бюджеты тер-
ритори-
альных государ-
ственных внебюд-
жетных фондов

Справочно
январь-июль 2007г.

феде-
ральный
бюджет

бюджеты государ-
ственных внебюд-
жетных фондов

консоли-
дирован-
ные бюд-
жеты
субъектов
Россий-
ской
Федера-
ции

бюджеты террито-
риальных государ-
ственных внебюд-
жетных фондов

Доходы

5676,8

1645,6

3678,9

311,9

3874,6

1155,6

2622,2

239,7

из них:
налог на прибыль организаций

489,3

-

1156,0

-

330,2

-

793,0

-

налог на доходы физических лиц

-0,0

-

931,5

-

-

-

668,5

-

налоги и взносы на социальные нужды

287,7

834,4

0,1

89,8

220,6

593,0

0,1

150,3

из них единый социальный налог

287,7

89,6

0,1

89,5

220,6

39,0

0,1

69,1

налог на добавленную стоимость:
на товары (работы, услуги),
реализуемые на территории
Российской Федерации

843,0

-

0,2

-

705,5

-

0,1

-

на товары, ввозимые на территорию
Российской Федерации

616,5

-

-

-

452,7

-

-

-

акцизы по подакцизным товарам
(продукции):
производимым на территории
Российской Федерации

69,4

-

107,7

-

58,9

-

100,3

-

ввозимым на территорию
Российской Федерации

19,7

-

-

-

13,9

-

-

-

налоги на совокупный доход

-

11,2

109,4

6,4

-

3,0

82,8

4,8

налоги на имущество

-

-

313,8

-

-0,0

-

249,4

-

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

991,3

-

61,3

-

602,5

-

40,0

-

задолженность и перерасчеты по
отмененным налогам, сборам и иным
обязательным платежам

0,6

1,1

2,1

0,2

2,0

1,0

4,1

0,2

доходы от внешнеэкономической
деятельности

2031,3

-

-

-

1249,1

-

-

-

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

80,3

8,4

147,4

0,1

50,0

5,6

135,2

0,0

безвозмездные поступления

1,0

788,2

649,0

210,8

54,2

552,4

376,6

81,2

платежи при пользовании
природными ресурсами

92,6

-

15,9

-

30,7

-

12,4

-

доходы от предпринимательской и
иной приносящей доход деятельности

-

-

44,7

-

-

-

58,9

-

Расходы

3557,9

1450,5

2936,0

294,9

2626,6

1042,4

2175,3

227,8

из них на:
общегосударственные вопросы

434,3

0,2

218,9

3,8

296,2

0,1

182,3

2,8

из них на обслуживание государственного и муниципального долга

87,7

-

18,6

-

74,8

-

17,8

-

национальную оборону

497,4

-

1,3

-

422,5

-

0,9

-

национальную безопасность
и правоохранительную деятельность

425,4

-

125,1

-

330,7

-

95,7

-

национальную экономику

326,2

-

523,4

-

201,6

-

335,3

-

из нее на:
топливно-энергетический комплекс

3,9

-

9,1

-

4,1

-

4,5

-

сельское хозяйство и рыболовство

11,3

-

69,3

-

8,0

-

52,3

-

транспорт

28,6

-

76,1

-

67,3

-

169,3

-

дорожное хозяйство

72,0

-

192,4

-

...

-

...

-

связь и информатику

7,5

-

7,6

-

4,1

-

5,9

-

прикладные научные исследования
в области национальной экономики

35,9

-

1,0

-

24,3

-

0,7

-

другие вопросы в области
национальной экономики

132,6

-

142,5

-

66,8

-

83,1

-

жилищно-коммунальное хозяйство

19,9

-

393,2

-

24,1

-

296,9

-

социально-культурные мероприятия

480,9

1355,8

1550,0

271,7

351,7

1042,4

1255,3

225,0

межбюджетные трансферты
бюджетам государственных
внебюджетных фондов1)

779,0

94,0

111,8

-

574,4

-

2,2

-

Профицит

2118,9

195,0

742,8

17,0

1248,0

113,2

446,9

11,9

1) В январе-июле 2007г. - трансферты внебюджетным фондам.

 

 

 

Таблица 4. Исполнение федерального бюджета

(млрд.рублей)

 

Доходы

Расходы

Профицит

2007г.

Январь

436,2

218,0

218,2

Январь-февраль

888,2

537,3

350,9

I квартал

1421,9

945,6

476,3

Январь-апрель

1924,9

1369,9

555,0

Январь-май

2510,6

1728,2

782,4

I полугодие

3245,7

2169,7

1076,1

Январь-июль

3874,6

2626,6

1248,0

Январь-август

4509,9

3054,4

1455,4

Январь-сентябрь

5087,6

3464,3

1623,2

Январь-октябрь

6187,3

4081,1

2106,2

Январь-ноябрь

6889,7

5064,8

1824,9

Год

7781,1

5986,6

1794,6

2008г.

Январь

691,3

390,7

300,6

Январь-февраль

1322,5

858,5

464,0

I квартал

1932,7

1332,7

600,0

Январь-апрель

3024,5

1885,3

1139,2

Январь-май

3700,2

2388,5

1311,6

I полугодие

4370,7

2995,6

1375,1

Январь-июль

5676,8

3557,9

2118,9

Объем доходов федерального бюджета в январе-июле 2008г. составил 63,3% от прогнозируемого на 2008г. объема, утвержденного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008г. и на плановый период 2009 и 2010 годов".

Таблица 5. Исполнение расходной части федерального бюджета

 

Утвержденные бюджетные
назначения на 2008г.1)

Фактическое исполнение
в январе-июле 2008г.

млрд.
рублей

в % к
утвержденным бюджетным назначениям
на 2008г.

Расходы

7021,9

3557,9

50,7

из них на:
общегосударственные вопросы

870,3

434,3

49,9

из них на обслуживание государственного и муниципального долга

179,9

87,7

48,8

национальную оборону

1016,7

497,4

48,9

национальную безопасность и правоохранительную деятельность

827,2

425,4

51,4

национальную экономику

771,3

326,2

42,3

из нее на:
топливно-энергетический комплекс

14,7

3,9

26,7

сельское хозяйство и рыболовство

59,5

11,3

18,9

транспорт

106,7

28,6

26,9

дорожное хозяйство

173,7

72,0

41,4

связь и информатику

13,0

7,5

57,5

прикладные научные исследования в области
национальной экономики

75,6

35,9

47,5

другие вопросы в области национальной экономики

253,3

132,6

52,4

жилищно-коммунальное хозяйство

64,0

19,9

31,0

социально-культурные мероприятия

935,3

480,9

51,4

межбюджетные трансферты

2527,3

1369,2

54,2

1) Данные приведены в соответствии с уточненной бюджетной росписью.

Процентные платежи (обслуживание государственного и муниципального долга) в январе-июле 2008г. составили 87,7 млрд.рублей, их удельный вес в общем объеме произведенных расходов федерального бюджета составил 2,5%.

Профицит федерального бюджета в январе-июле 2008г. сложился в сумме 2118,9 млрд. рублей.

Таблица 6. Источники финансирования федерального бюджета  (млрд.рублей)

 

Январь-июль
2008г.

Справочно
январь-июль
2007г.

Общее финансирование1)

-2118,9

-1248,0

в том числе:
источники внутреннего финансирования 2)

-2033,9

-1136,5

из него:
государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации

116,7

149,4

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета2)

-1993,7

-1256,8

из них:
увеличение остатков денежных средств Резервного фонда

-6692,7

-

увеличение остатков денежных средств Фонда
национального благосостояния

-1890,3

-

уменьшение остатков денежных средств Резервного фонда

3652,4

-

уменьшение остатков денежных средств Фонда
национального благосостояния

1123,8

-

иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

-156,8

...

из них:
акции и иные формы участия в капитале, находящиеся
в государственной и муниципальной собственности

5,6

15,6

государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней

6,3

8,0

курсовая разница

-72,6

-25,4

бюджетные кредиты, предоставленные внутри страны
в валюте Российской Федерации

-7,4

...

прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

-92,5

-27,8

источники внешнего финансирования

-85,0

-111,5

в том числе:
государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых
указана в иностранной валюте

-69,1

-73,6

кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные
кредиты (заимствования), международных финансовых организаций,
иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц
в иностранной валюте3)

-21,4

-37,9

иные источники внешнего финансирования

5,5

...

1) С учетом погашения основной суммы задолженности (долга).
Величина превышения доходов над расходами (профицит) имеет положительный знак, а величина дефицита - отрицательный знак. Профицит или дефицит покрываются за счет финансирования такой же величины, но с противоположным знаком.
2) Включая остатки денежных средств бюджетов.
3) В январе-июле 2007г. - кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, указанные в иностранной валюте.

Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет в январе-июле 2008г. составило 2562,8 млрд.рублей, в том числе налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - 964,9 млрд.рублей, вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти - 1597,9 млрд.рублей.

Совокупный объем средств Резервного фонда (в рублях и иностранной валюте) на 1 августа 2008г. составил 3040,4 млрд.рублей и снизился по сравнению с 1 июля 2008г. на 0,5%, Фонда национального благосостояния - соответственно 766,5 млрд.рублей .

 

 

 

 

Источник: Министерство финансов РФ, расчеты ИЭПП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Анализ динамики доходов и расходов федерального бюджета РФ 2005-2010 гг.

 

 

Динамика доли расходов и доходов в федеральном бюджете на соответствующий год

Таблица №1

 

год

Доля расходов в ВВП, %

Доля доходов в ВВП, %

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

16,9

16,3

20,9

17,7

18,6

17,8

23,7

22,7

23,8

20,7

19,5

18,5

 

 

 

 

 

Динамика доходов, расходов и ВВП за соответствующие годы

Таблица №2

 

год

Доходы

федерального

бюджета,

трлн. Руб.

Расходы федерального бюджета, трлн. Руб.

ВВП, трлн. Руб.

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

4,979

6,17

7,444

8,057

8,706

9,408

3,539

4,431

6,531

6,902

8,283

9,935

21

27,22

31,22

38,952

44,565

50,781

 

 

 

 

 

 

Из таблицы доходов, расходов и ВВП за соответствующие годы очевидна тенденция роста как доходов, так и расходов федерального бюджета РФ

 

 

 

2.5 Профицит бюджета, проблемы.

Бюджет с профицитом представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.

В частности бюджет с профицитом формируется в последние годы в РФ. На базе профицита создан стабилизирующий фонд, доходы которого составляют около 50% доходной части федерального бюджета. Однако эти средства государство не использует для повышения инвестиционной активности, модернизации основных фондов, увеличения инновационной активности, финансирования социальной сферы.

Превышение суммы доходов и полученных трансфертов над величиной текущих расходов характеризует величину сбережений, которые могут быть использованы для чистого приобретения сектором государственного управления финансовых активов, нефинансовых активов, оплаты долговых обязательств и чистых капитальных трансфертов, а если исключить полученные трансферты, то получится величина собственных сбережений.

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утверждённых законом (решением) о бюджете, согласно Бюджетному кодексу РФ направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размеров дефицита и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения дополнений и изменений в закон (решение) о бюджете. В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических расходов над утверждёнными более чем на 10% финансирования расходов бюджета сверх ассигнований, утверждённых законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в этот закон (решение).

«Низкая доходность госбумаг и избыточная ликвидность на российском финансовом рынке создает достаточно проблем при проведении пенсионной реформы. На рынке слишком ограниченный список финансовых инструментов, в которые можно было бы инвестировать пенсионные накопления граждан. В результате, как полагают аналитики, картина вырисовывается не совсем благополучная. Ведь в ходе пенсионной реформы главное - это сохранить накопления будущих пенсионеров. В противном случае их пособие по старости будет таким же мизерным, как и у сегодняшних.

Долгое время профицитный бюджет был несбыточной мечтой российского правительства. Во всяком случае, до 1999 года в период низких нефтяных цен и больших обязательств всей бюджетной системы страны превышение доходов над расходами выглядело сюжетом из области фантастики. И только начавшийся в 1999 году постепенный рост стоимости "черного золота" позволил справится с этой задачей. Однако, как это часто бывает в экономике, успешное решение одной проблемы породило другую, не менее серьезную. Ведь в отдельные периоды денежный запас достигал чуть ли не четверти всего годового национального дохода страны. И споры, стоит ли дальше копить такие резервы, возникали каждый раз, когда Государственная дума обсуждала проект очередного закона о бюджете.

 

Профицит федерального бюджета РФ в 2008г. планируется на уровне 0,5% ВВП, в 2009г. - 0,2% ВВП, в 2010г. - 01% ВВП. Об этом сообщил министр финансов РФ Алексей Кудрин на расширенной коллегии ведомства. Как отметил А.Кудрин, это означает, что к 2010г. Россия выйдет "на соответствие доходов и расходов, по сути, на беспрофицитный бюджет".

По словам министра, доходы федерального бюджета в 2008г. составят 6 трлн 673 млрд руб., или 19,1% ВВП, расходы - 6 трлн 500 млрд руб., или 18,6% ВВП. Профицит федерального бюджета в следующем году планируется в размере 173 млрд руб., или 0,5% ВВП. Процентные расходы федерального бюджета в 2008г. составят 188,5 млрд руб., или 0,5% ВВП, непроцентные расходы - 6 трлн 311 млрд руб., или 18,1% ВВП.

В 2009г. доходы федерального бюджета планируются в размере 7 трлн 421 млрд руб., или 18,8% ВВП, расходы - 7 трлн 361 млрд руб., или 18,6% ВВП. Профицит в 2009г. сложится в размере 0,2%. Процентные расходы составят 213 млрд руб., или 0,5% ВВП, непроцентные расходы - 6 трлн 964 млрд руб., или 17,6% ВВП.

Кроме того, по словам А.Кудрина, в 2009г. будут впервые выделены условно утверждаемые расходы бюджета в размере 2,5% от всех расходов бюджета, которые составят в абсолютном выражении 184 млрд руб., или 0,5% ВВП.

В 2010г. доходы федерального бюджета планируются в размере 8 трлн 035 млрд руб., или 18,1% ВВП, расходы - 7 трлн 998 млрд руб., или 18% ВВП. Профицит бюджета составит 36,5 млрд руб., или 0,1% ВВП. Процентные расходы прогнозируются в размере 247 млрд руб., непроцентные - 7 трлн 351 млрд руб. Объем условно утверждаемых расходов составит 399 млрд руб.

Кроме того, министр финансов отметил, что нефтегазовые доходы бюджета РФ снизятся с 8,2% ВВП в 2007г. до 5,3% ВВП в 2010г. По словам А.Кудрина, в 2007г. размер нефтегазовых доходов составит 2 трлн 500 млрд руб. (8,2% ВВП), в 2008г. - 2 трлн 466 млрд руб. (7,1% ВВП), в 2009г. - 2 трлн 386 млрд руб. (6,0% ВВП), в 2010г. - 2 трлн 378 млрд руб. (5,3% ВВП).

Приводя данные цифры, А.Кудрин назвал нефтегазовые доходы бюджета "самой ненадежной частью доходов". Он подчеркнул, что на период 2008-2010гг. предполагается разделить нефтегазовые и не нефтегазовые доходы в отдельные статьи бюджета. При этом, по его словам, согласно прогнозу Минфина, нефтегазовые доходы российского бюджета будут в целом расти.

Говоря о предполагаемом росте нефтегазового сектора, А.Кудрин указал, что в ближайшие годы "этот сектор будет прирастать медленнее, чем вся экономика". "Мы должны ориентироваться не только на снижение цен на нефть, но и на снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике", - сказал А.Кудрин. Он также отметил, что, учитывая предоставление налоговых льгот для разработки новых месторождений, бюджет не будет получать тот уровень доходов, который получал в предыдущие годы.

В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. При этом в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды.

 

 

2.4 Направления совершенствования бюджетной системы РФ

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики и бюджетной системы в целом можно предложить следующие:

- уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

- уровень выполнения бюджетных обязательств;

- величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

- объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

- величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

- динамику валового внутреннего продукта;

- уровень безработицы;

- степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

В условиях России к вышеназванным показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:

- масштабы эмиссии денежных суррогатов;

- величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования;

- величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

Информация о работе Бюджет и бюджетная система Российской Федерации