Бюджет муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:01, доклад

Описание работы

Бюджет муниципального образования – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов. Бюджеты муниципальных образований являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Законом Российской Федерации “О местном самоуправлении”.

Работа содержит 1 файл

Бюджет муниципального образования.docx

— 31.15 Кб (Скачать)
 

Бюджет  муниципального образования – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов. Бюджеты муниципальных образований являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Законом Российской Федерации “О местном самоуправлении”.

Роль  местных бюджетов в  социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим:

- Сосредоточение  финансовых ресурсов в бюджете  муниципального образования позволяет  местным органам власти иметь  финансовую базу для реализации  своих полномочий в соответствии  с Конституцией Российской Федерации,  в которой записано: “Местное  самоуправление в Российской  Федерации обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов  местного значения, владение, пользование  и распоряжение муниципальной  собственностью” (ст.130). И далее  в Конституции сказано: “Органы  местного самоуправления самостоятельно  управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы, осуществляют  охрану общественного порядка,  а также решают иные вопросы  местного значения”.

- Главная  роль местных бюджетов - создание  финансовой базы.

Формирование  бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам  в полной мере проявлять финансово-хозяйственную  самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое  развитие муниципальных образований. Местные бюджеты позволяют органам  муниципальной власти обеспечить планомерное  развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда  и дорожного хозяйства. С помощью  местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального  развития территорий. С этой целью  формируются и реализуются региональные программы экономического и социального  развития муниципальных образований  по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых  случаях межбюджетные отношения.

Имея, в  распоряжении  финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.)

Концентрируя  часть финансовых ресурсов в местных  бюджетах, органы представительной и  исполнительной власти, могут централизованно  направлять финансовые ресурсы на решение  стратегических задач развития региона  и приоритетных отраслей.

Финансовые  органы муниципалитетов могут через  местные бюджеты оказывать воздействие  на образование оптимальных пропорций  в финансировании капитальных и  текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных  производств и промыслов.

Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом  развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисной является в экономике  страны инфляция, и настроенность  финансовой системы не позволяет  местным бюджетам проявлять в  полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный  дефицит (превышение доходов над  расходами).

Роль  местных бюджетов в социальном и  экономическом развитии регионов может  еще больше возрасти при определенных условиях. Такими условиями могут  быть наделение органов местного самоуправления дополнительными полномочиями по формированию доходов местных  бюджетов и их использованию.

Местный бюджет – бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Доходы  местного бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном  порядке в соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления. Средства местного бюджета относятся к  объектам муниципальной собственности. Это определяет собственника бюджетных  средств, которым является не орган  местной власти,  а административно-территориальное образование. Органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью.

Порядок формирования местных финансов определен  Бюджетным кодексом РФ, Федеральным  законом “О финансовых основах местного самоуправления” от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ. Настоящий закон  определяет основные принципы организации местных финансов, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

Формирование  доходов местных бюджетов РФ.

Доходная  часть местных бюджетов состоит  из собственных доходов и поступлений  и регулирующих доходов, она также  может включать финансовую помощь в  различных формах (дотаций, субвенций, средств фонда финансовой поддержки  муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

К собственным  доходам местных бюджетов относятся  местные налоги и сборы, другие собственные  доходы местных бюджетов, доли федеральных  налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками

-             не менее 50% налога на имущество предприятий (организаций);

-             подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

К собственным  доходам местных бюджетов относятся  также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами  разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе. К ним относятся:

-             часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ;

-             часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;

-             часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ);

-             часть акцизов на спирт, водку и ликеро-водочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;

-             часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ.

Размеры минимальных долей (в %) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе определяются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту РФ по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный (представительный) орган субъекта РФ устанавливает в соответствии с фиксированной формулой для каждого муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из среднего уровня по субъекту РФ. Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный (представительный) орган субъекта РФ может устанавливать нормативы отчислений (в %) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а так же на долговременной основе (не менее чем на 3 года).    

Использование местных бюджетов РФ.

Использование местных бюджетов денежных средств, направляемые на финансовое обеспечение  задач и функций местного самоуправления.

Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с решением вопросов местного значения, с управлением  и развитием экономики и социальной сферы административного района или города, установленные законодательством  РФ и законодательством субъекта РФ;

-             осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

-             обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

-             обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам.

Органы  власти муниципальных образований  из средств местных бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного  образования (школ и дошкольных учреждений), здравоохранения, учреждений культуры и много других учреждений непроизводственной сферы.

Законом регламентируются взаимоотношения  местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории (взаимоотношения  строятся на договорной основе). Все  предприятия обязаны участвовать  в формировании местного бюджета. Они  должны участвовать в финансировании природоохранных мероприятий, финансировании по развитию системы – водоснабжения  и канализации.

Размещение  муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых  за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила  которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых  за счет средств местного бюджета, выступают  органы или должностные лица местного самоуправления.

Органы  местного самоуправления вправе осуществлять выпуск муниципальных облигаций. Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов. Государство не несет ответственности по долгам муниципального образования, а муниципальное  образование не несет ответственности  по обязательствам государства. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% расходной части местного бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут проводится до утверждения местного бюджета на текущий финансовый год.

Местные бюджеты утверждаются представительными  органами власти местного самоуправления в виде принятия решения. После чего исполнительные органы муниципалитетов  приобретают право на получение  и использование бюджетных средств.

Затем происходит финансирование бюджетных  учреждений и мероприятий в соответствии с ассигнованиями, выделенными по бюджету. Эта деятельность называется кассовым исполнением бюджета.

Регулирование доходов региональных и местных  бюджетов.

Собственные источники доходов региональных и местных бюджетов в форме  региональных и местных налогов  и сборов не обеспечивают покрытия их расходов в большинстве районов  страны. Поступления от федеральных  налогов в виде отчислений в местные  бюджеты их части хотя и значительны, но недостаточны. В большинстве районов страны налицо дефицит бюджетов в значительных размерах, что затрудняет решение задач, стоящих перед органами самоуправления. Возникает необходимость регулирования доходов региональных и местных бюджетов.

Регулирования доходов бюджетов в целях их сбалансирования применяется метод прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. Такая помощь предоставляется в виде дотации, субвенции или субсидии.

Дотация в бюджетных отношениях — это определенная денежная сумма, выделяемая на безвозвратной основе для покрытия текущих расходов из вышестоящего бюджета в нижестоящий по решению представительного органа власти. При выдаче дотации не оговариваются цели направления средств. Согласно закону дотация предоставляется в случае, если закрепленных и регулирующих доходных источников недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня.

С 1992 г. стали выделяться субвенции из федерального бюджета в бюджеты республик, автономных образований, а затем  и внутри республик и областей.

Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления определенных целевых расходов.

Закон РФ "О субвенциях республикам  в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу" был принят 15 июля 1992 г. Законом предусмотрены субвенции двух видов: 1) текущие, к которым относятся субвенции, направляемые на финансирование текущих расходов; 2) целевые инвестиционные, направляемые на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности. При этом установлены особые условия и порядок предоставления текущих и целевых инвестиционных субвенций.

Информация о работе Бюджет муниципального образования