Бюджетирование, как метод планирования и контроля над произведенными затратами

Автор: Анастасия Костромина, 21 Октября 2010 в 21:57, реферат

Описание работы

Концепция бюджетного планирования

Содержание

Введение
Глава 1: Концепция бюджетного планирования
1.1. Сущность бюджетного планирования
1.2. Основные функции бюджетирования
1.3. Достоинства и недостатки бюджетирования
Глава 2. Элементы планирования
2.1. Виды и формы бюджетов
2.1.1. Виды бюджетов
2.1.2. Основные формы бюджетов
2.2. Управление и контроль затрат
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат упр учет.doc

— 111.00 Кб (Скачать)
 

Реферат

по дисциплине: 

Управленческий  учет 

на  тему:

Бюджетирование, как метод планирования и контроля над произведенными затратами 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………...-3-
Глава 1: Концепция бюджетного планирования…………………………..-4-
1.1. Сущность  бюджетного планирования………………………………....-4-
1.2. Основные  функции бюджетирования……………………………….…-5-
1.3. Достоинства  и недостатки бюджетирования………………………….-6-
Глава 2. Элементы планирования…………………………………………...-9-
2.1. Виды  и формы бюджетов…………………………………………….…-9-
2.1.1. Виды  бюджетов…………………………………………………….…..-9-
2.1.2. Основные  формы бюджетов………………………………………….-10-
 
2.2. Управление и контроль затрат………………………………………….-14-
 
Заключение……………………………………………………………………-20-
Список  использованной литературы………………………………………..-21-
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      В течение многих лет компании рассматривали  свои бюджеты просто как обязательную оценку предстоящих годовых доходов  и затрат. Теперь это отношение быстро меняется, поскольку рынок требует большей конкурентоспособности и предприятия вынуждены быть более динамичными. Успешные компании постоянно повышают точность своих прогнозов относительно будущих операций и связанных с ними потребностей в ресурсах. Это не только увеличивает важность бюджетирования и планирования, это также изменяет традиционные роли различных таблиц, бюджетных систем и программного обеспечения собственного производства.

      Исследование, проведенное Институтом менеджмента  и администрирования, показывает, как постоянно увеличивается значение бюджетирования и планирования для корпораций. Инспекторы больших и маленьких компаний были опрошены на предмет их основных функциональных обязанностей, и около 59% из них указали бюджетирование как свою ключевую функцию.

      Это же исследование показывает, что процесс  бюджетирования сейчас включает гораздо  больше различных элементов и  сотрудников в рамках организации. Другими словами, дни, когда несколько  специалистов в головных подразделениях корпорации изолированно создавали бюджет, быстро уходят в прошлое: бюджетирование стало функцией различных подразделений организации. Когда инспекторов спросили о расширении их контрольных функций, респонденты отметили, что среди их обязанностей лидирующее положение занимают контроль бюджетирования и стратегическое планирование. Это также подтверждает существование стойкой тенденции к усложнению бюджетирования и планирования.

      Поэтому актуальность данной темы очень сильна.

      В данной работе будут рассмотрены  основные понятия процесса бюджетирования, достоинства и недостатки, формы, а также управление и контроль затрат. 
 
 
 

Глава 1: Концепция бюджетного планирования

1.1. Сущность бюджетного  планирования

      Планирование  является средством достижения целей. В современных условиях планирование становится центральным звеном управления. Рынок не отвергает планирование. Наоборот, в конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукцией без заранее продуманного плана невозможно.

      В западной практике, говоря о финансовых планах, обычно оперируют словом “бюджет”. Бюджет - финансовый документ, отражающий серию спланированных событий, которые свершатся в будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций.

      Система бюджетов позволяет руководителю заранее  оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием "разработка бюджетов на многих отечественных предприятиях используется термин “бюджетирование”.

      Составление бюджетов преследует следующие цели:

Разработка  концепции ведения бизнеса:

Планирование  финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;

Оптимизация затрат и прибыли предприятия;

Координация - согласование деятельности различных подразделений предприятия;

Коммуникация - доведение планов до сведения руководителей  разных уровней;

Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;

Контроль  и оценка эффективности работы руководителей  на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;

Выявление потребностей в денежных ресурсах и  оптимизация финансовых потоков.

Составление бюджета является процессом тактического планирования, отсюда и название управленческой функции - бюджетное планирование.

1.2. Основные функции бюджетирования

      Бюджетирование - создание технологии планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов. Бюджет - это план деятельности компании за определенный период, выраженный в денежной форме. Он выполняет различные функции внутрифирменного планирования:

      Бюджет  как экономический прогноз. Основные плановые решения принимаются при  разработке стратегического планирования, и процесс формулировки бюджета, по существу, является переработкой этих прогнозов.

      Бюджет  как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности компании. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль.

      Бюджет  как средство координации. Бюджет представляет собой выраженный в стоимостных показателях план в области производства, закупок сырья или товаров, реализации продукции, инвестиционной деятельности и т.д.

      Бюджет  как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период.

      Организация работ по внутрифирменному планированию может быть различна. Обычно различают  две схемы составления бюджетов:

      По  методу "сверху вниз" руководство  компании определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели детализируются и включаются в планы подразделений.

      Метод “снизу вверх” подразумевает составление  бюджетов на уровне подразделений, вынесение  их на рассмотрение руководством, принятие бюджета.

      Для того, чтобы составление бюджета  принесло реальную помощь компании, необходимо сравнивать прогнозы с результатами исполнения бюджетов, выявлять причины  несоответствия и вырабатывать соответствующие  решения.

      План  должен быть основан на целях, которые необходимо достигнуть в планируемом периоде, другими словами тактический план - развернутая система конечных целей деятельности предприятия.

      Чтобы тактический план выполнял возложенные  на него функции, он должен удовлетворять  следующим требованиям:

1. Гибкость  плана (бюджеты, механизм корректировок).

2. Полнота  планирования (сценарии)

3. Поддержка  со стороны высшего руководства

4. Комплексность  планирования (подшивки бюджетов)

5. Ответственность  за разработку и выполнение  планов

6. Приоритет текущих решений перед планом (анализ План-Факт)

7. Точность, ясность, лаконичность формулировки  плана

8. Участие  исполнителей в разработке плана  (несколько пользователей, разграничение  прав).

1.3. Достоинства и  недостатки бюджетирования

Как и  любое явление бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Достоинства бюджетирования:

Оказывает положительное воздействие ан мотивацию  и настрой коллектива;

Позволяет координировать работу предприятия  в целом;

Анализ  бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;

Позволяет учиться на опыте составления  бюджетов прошлых периодов;

Позволяет усовершенствовать процесс распределения  ресурсов;

Способствует  процессам коммуникаций;

Помогает  менеджерам низового звена понять свою роль в организации;

Позволяет сотрудникам-новичкам понять "направление  движения" предприятия, таким образом  помогая им адаптироваться в новом  коллективе;

Служит  инструментом сравнения достигнутых  и желаемых результатов.

Недостатки  бюджетирования:

Различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);

Сложность и дороговизна системы бюджетирования;

Если  бюджеты не доведены до сведения каждого  сотрудника, то они не оказывают  практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а  вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;

Бюджеты требуют от сотрудников высокой  производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что  приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а следовательно, снижает эффективность работы;

Противоречие  между достижимостью целей и  их стимулирующим эффектом: если достичь  поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, - стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.

Кроме того, в процессе бюджетирования предприятие  могут подстерегать “подводные камни”:

Политические  интриги, которые могут повлиять на распределений ресурсов;

Конфликты между менеджерами подразделений  и отделом контроллинга;

Завышение потребностей в ресурсах;

Распространение ложной информации о бюджетах по неформальным каналам.

      Недостатки  сложившейся системы планирования и необходимость составления планов (бюджетов)

Планирование  сегодня - процесс очень трудоемкий.

Информация о работе Бюджетирование, как метод планирования и контроля над произведенными затратами