Бюджетная классификация Российской Федерации, её состав и значение в бюджетном планировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 17:03, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является раскрытие экономической сущности, состава и принципов построения бюджетной классификации, рассмотрение классификации доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, деление доходов по источникам и способам их получения на группы и статьи, классификации расходов, их группировку по функциональному, экономическому и ведомственному признакам.

Работа содержит 1 файл

Снег.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

Введение

     Бюджеты всех уровней формируются и исполняются  в пределах показателей единой бюджетной  классификации – группировки  доходов и расходов с присвоением  объектам классификации группировочных кодов.

     При написании этой темы необходимо дать понятие и назначение бюджетной классификации, раскрыть экономическую сущность, состав и принципы построения бюджетной классификации.

     Целью данного реферата является раскрытие экономической сущности, состава и принципов построения бюджетной классификации, рассмотрение классификации доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, деление доходов по источникам и способам их получения на группы и статьи, классификации расходов, их группировку по функциональному, экономическому и ведомственному признакам.

     Также имеет смысл остановиться на характеристике подразделений классификации расходов (разделы, подразделы, статьи и др.), взаимосвязи и значении функциональной, экономической и ведомственной классификаций, привести классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов, государственных внутренних и внешних долгов, привести классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов, государственных внутренних и внешних долгов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Понятие, назначение, экономическая сущность, состав и принципы бюджетной классификации.
 

     Бюджетная классификация Российской Федерации  является группировкой доходов и  расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации, а  также источников финансирования дефицитов  этих бюджетов, применяется при составлении  проектов бюджетов и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

     Бюджетная классификация является единой для  всех бюджетов, составляющих бюджетную  систему РФ. Ее используют в бюджетном планировании в процессе составления проектов бюджетов различных уровней, разработке индивидуальных сводных смет расходов для бюджетных учреждений. При этом обеспечивается взаимосвязь государственного плана экономического и социального развития государства и финансовых планов министерств и ведомств с бюджета, единый порядок составления бюджетов отдельных регионов, сведение показателей государственного и местных бюджетов.

     Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  1. классификацию доходов бюджетов;
  2. классификацию расходов бюджетов;
  3. классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  4. операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного сектора)1.

     Бюджетная классификация Российской Федерации  является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

     Законодательные (представительные) органы субъектов  РФ и представительные органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

     Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач, как:

  • контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы;
  • получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;
  • формирование инструментов законодательного контроля бюджетного процесса;
  • обеспечение реализации принципа единства бюджетной системы.
 
     
  1. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации.

     Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов. Она включает в себя коды администраторов поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов2.

     Правительство РФ вправе в случае изменения функций  федеральных органов исполнительной власти уточнять закрепленные за ними основные источники доходов бюджетов. Органы государственной власти субъектов  РФ и органы местного самоуправления вправе производить дальнейшую детализацию классификации доходов бюджетов.

     Доходы  бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений3.

     Группы  доходов бюджетов формируются по статьям доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам получения на любом уровне бюджетной системы по определенным признакам. В качестве признаков, характеризующих доходы бюджетов, можно выбрать следующие:

  • иерархию уровня власти или уровень управления;
  • источники получения доходов;
  • способы получения доходов;
  • время поступления доходов;
  • территориальность доходов.

     По  иерархии уровня власти или уровню управления доходы бюджетов подразделяются на федеральные, региональные (субъектов  РФ) и местные (муниципальные). В основу классификации положен признак разделения уровня власти, отвечающий за формирование и исполнение бюджета в соответствии с бюджетным законодательством4.

     По  источникам формирования бюджетов доходы подразделяются на налоговые, неналоговые, заимствования и др. В основу классификации положен признак субъекта перечисления денежных средств, за счет которых происходит формирование доходной части бюджетов любого уровня власти или территориального образования.

     К налоговым доходам относятся  все налоговые поступления от всех налогов (федеральных, региональных, местных) и их видов (например, налог на прибыль организаций, налог на доход от капитала, налог на имущество и т. д.), которые формируют доходную часть бюджета соответствующего уровню власти.

     Неналоговыми  доходами бюджетов различных уровней бюджетной системы являются доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности и от их деятельности, доходы от продажи имущества, находящегося в собственности соответствующего территориального образования, доходы от безвозмездных перечислений, доходы от других поступлений.

     По  способу получения доходов в  бюджеты их можно классифицировать на принудительные, собственные, вынужденные  и добровольные. В основу классификации положен признак перелагаемости изъятия дохода в соответствующий бюджет.

     В соответствии с данным признаком  все налоговые доходы бюджетов являются принудительными, неналоговые поступления  от имущества, находящегося в собственности, его продажи или его деятельности являются собственными. Вынужденными доходами являются доходы поступающие в бюджет за счет внутренних и внешних заимствований в целях покрытия дефицитов бюджетов.

     В основу классификации положен признак  необходимости государства, его  субъекта или местного образования обращаться к внешним или внутренним источникам получения дополнительных доходов в целях реализации бюджетной политики.

     К внутренним источникам получения доходов  можно отнести кредиты, получаемые от ЦБ РФ, доходы от продажи ценных бумаг, бюджетные ссуды, получаемые за счет внебюджетных фондов и бюджетов других уровней, иных источников дохода.

     Внешними  источниками получения доходов  являются кредиты международных  финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, иные внешние источники финансирования.

     По  времени поступления средств  в бюджеты доходы подразделяются на плановые и чрезвычайные. К плановым доходам относят налоговые и  неналоговые поступления, которые  непосредственно извлекаются из источников дохода и их называют текущими. К чрезвычайным доходам относят доходы от внешних заимствований, внутренних заимствований за счет выпуска краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг, налоговых поступлений за счет введения новых видов налогов, расширения налогооблагаемой базы, повышения налоговых ставок, а также печатания денежных знаков или введения в обращение денежных знаков из драгоценных металлов.

     По  территориальности доходы бюджетов можно рассматривать с двух сторон:

  • деление бюджетов по территориальным образованиям (федеральные, региональные, местные), в основе которых лежит признак территориального деления;
  • деление бюджетов по признаку государственности поступления средств как субъектов дохода, которые подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся все доходы от налоговых и неналоговых доходов, внутренних заимствований и добровольных перечислений (пожертвований).

     Из  приведенной классификации признаков  бюджетной классификации доходов  не представляется возможным выделить один из признаков, по которому можно было бы провести бюджетную классификацию.

     Однако, проанализировав приведенные признаки, из их числа можно выделить главные, которые наиболее точно и полно  отражают существо проблемы и позволяют  достаточно четко и полно характеризовать бюджетный процесс в отношении формирования доходной части бюджетов. В основу бюджетной классификации можно положить признаки источников доходов и иерархию уровней власти, что в достаточной мере позволяет характеризовать формирование бюджетов любого уровня, в сумме составляющего бюджетную систему государства. 

     
  1. Классификация расходов бюджетов Российской Федерации.

     Классификацию бюджетных расходов можно характеризовать  с позиций выполнения государством своих функций перед обществом. Она представляет собой группировку бюджетных расходов любого уровня бюджетной системы по определенным признакам, отражающим направления расходования бюджетных ресурсов на выполнение основных функций государства.5

     К таким признакам можно отнести  следующие:

  • иерархию уровня власти или уровень управления;
  • направленность расходов;
  • экономическое содержание расходов;
  • эффективность расходования средств;
  • территориальность расходов;
  • подведомственность расходов;
  • характер потребностей расходов.

     По  иерархии уровня власти или уровню управления расходы подразделяются на федеральные, региональные и местные. В основу классификации положен признак разделения уровня бюджета и органа власти, отвечающего за его исполнение в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными правовыми актами российского законодательства.

     В основу целевой направленности расходов положен признак целевого выделения  денежных средств из бюджета соответствующего уровня для обеспечения конкретной сферы деятельности:

  • управление (государственного, регионального, муниципального);
  • оборона и правопорядок (национальная оборона, правоохранительные органы, органы безопасности);
  • социальное обеспечение и здравоохранение;
  • образование и наука;
  • международная деятельность;
  • экономика (промышленность, энергетика, строительство);
  • сельское хозяйство и рыболовство;
  • инфраструктура;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • государственные долги и т. д.

     По  экономическому содержанию бюджетные  средства классифицируются на текущие  и капитальные. Текущие расходы  бюджетов определяют основную часть  расходов бюджетных ресурсов, которые обеспечивают текущее функционирование органов власти всех уровней бюджетной системы и бюджетных учреждений. Капитальные расходы бюджетов составляют часть расходов бюджетов, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Информация о работе Бюджетная классификация Российской Федерации, её состав и значение в бюджетном планировании