Бюджетная система Российской империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:05, реферат

Описание работы

Первые сознательные шаги в оформлении территориальной финансовой системы империи были предприняты в начале XVIII века. Тот факт, что именно Петр I впервые обратил внимание на эффективность функционирования бюджетной системы, разумеется, неслучаен. Финансовые реформы стали частью масштабного преобразования государственного управления. Новая административная система строилась на принципах публичности.

Работа содержит 1 файл

бюджет.docx

— 35.40 Кб (Скачать)

В 1861 винные откупа были упразднены. С 1863 начал вводиться акциз на производство спиртных напитков. Если в 1861 из 417 млн. р. годового дохода гос-ва питейный сбор составил 126 млн. р., то к 1894 винный акциз дал 297,4 млн. р. (почти 25% всех доходов). Это был результат как роста производства спирта, так и увеличения акциза (1863 - 4 р. с ведра чистого спирта, 1864 - 5 р., 1894 - 10 р.). В 1894 в России была введена винная монополия. Уже в первые 6 лет ее действия она дала гос-ву доход 68 млн. р. В 1903 эта монополия принесла гос-ву 542 млн. р. (более 26,5% доходной части бюджета). Росли доходы от других акцизов, так, к 1894 поступления в бюджет от табачного, сахарного, спичечного и нефтяного акцизов превысили 100 млн. р. (более 8%). Высокие доходы гос-во получало от таможенных сборов, особенно после утверждения тарифа 1891. Так, если в 1861 эти сборы дали 32,8 млн. р. (8% доходов), то в 1894 они составляли 183,8 млн. р. (более 15% всех гос. доходов). К концу 19 в. стали значит. доходы приносить казенные ж. д. и обложение ж.-д. об-в. В 1894 по этим статьям было получено 155,5 млн. р. (более 13% гос. доходов). В пореформенное время широкое развитие получают налоги на торговлю и промыслы. Положение о гос. промысловом налоге 1865 установило повышенные пошлины на право торгов и промыслов. С 1898 была введена система постоянных окладов промыслового налога по 4 классам местности и по разрядам предприятий. Был установлен т. н. дополнит. промысловый налог с капитала и процентный сбор с прибылей акционерных и др. предприятий. Доходы гос-ва от промыслового налога резко возросли (в 1884 - ок. 21 млн. р., 1900 - почти 70 млн. р.). Закон 1885 установил налог на денежный капитал (на доходы с процентных бумаг). В 1881-1900 удвоились поступления от различных пошлин с торговых и гражданских  сделок и юридических действий (с 42,7 млн. р. до 94,3 млн.). Особенно вырос гербовый сбор. В 1900 он составлял 42 млн. р. Существовало 462 сорта гербовых знаков (марок, гербовой бумаги, бланков, бандеролей, ярлыков и пр.) разной стоимости. Бюджетные дефициты 1861-87 покрывались внутренними. и внешними. займами, распродажей гос. имуществ, выпуском бумажных денег. К 1879 курс бумажного рубля снизился до 63 коп. золотом. В условиях развития капитализма и усиления эксплуатации трудящихся пр-ву удалось увеличить налоговые поступления, создать превышение экспорта над импортом, расширить гос. запасы золота. Все это подготовило денежную реформу 1895-97, в результате которой удалось ликвидировать бумажно-денежное обращение и ввести золотую валюту. По существу была произведена девальвация, но она носила скрытый характер. Приравненные золотого рубля к бумажному было достигнуто путем перечеканки монеты и уменьшения золотого содержания рубля на 1/3. Бездефицитные бюджеты (с 1888) и создание "свободной наличности" являлись результатом "официального финансового фокусничества" (см. В. И. Ленин, там же, т. 6, с. 257 (т. 5, с. 304)) и имели своей основой возраставшую гос. задолженность и усиливавшееся налоговое бремя. Гос. долг России в 1861 составил 1264 млн. р., в 1892 - 4905 млн. р., в 1903 - 6679 млн. р. Расходы на погашение этого долга равнялись в 1861 - 50,6 млн. р. (12,2% расходов бюджета), в 1899 - 275,7 млн. р. (почти 20% всех расходов гос-ва). Непрерывно росли воен. расходы: в 1861 - 139,5 млн. р., 1881 - 251 млн. р., 1889 - 417, 2 млн. р. (более 23% бюджета). К концу века по сравнению с 1861 ассигнования на содержание полиции, жандармерии и суда увеличились с 19 млн. р. до 126,5 млн. р., удвоились расходы на императорский двор, верхи бюрократии и духовенство (с 16,9 млн. до 37 млн. р.). Значительные суммы из гос. бюджета шли на кредитование помещиков-дворян и буржуазии: ссуды по выкупной операции, помощь Дворянскому банку и Крестьянскому банку, выдача субсидий и премий промышленность. и ж.-д. капиталистам, выкуп частных предприятий, особенно ж. д. (с 80-х гг.) и др. Самыми скромными расходами гос-ва были расходы на просвещение: 1861 - менее 0,9%, 1899 - 1,6% бюджета. В нач. 20 в. в условиях империалистического. развития России происходило дальнейшее изменение финансы. хозяйства страны. За 1903-13 доходы гос-ва возросли более чем в 1,5 раза (1903 - 2202 млн. р., 1913 - 3431,2 млн. р.). Основными , источниками пополнения гос. бюджета были: винная монополия, давшая в 1903 более 21%, в 1913 - более 26% доходов гос-ва; акцизные и таможенные сборы, составившие в 1903 21%, в 1913 - более 20% бюджета; доходы от эксплуатации ж. д. (соответственно - 18% и более 23%). Но "высокие" доходы от ж. д. не всегда покрывали расходы гос-ва по их содержанию. Основными, налогоплательщиками оставались трудящиеся, хотя доля прямых налогов в бюджете продолжала падать. В 1903 все прямые налоги (поземельный, с недвижимых имуществ, гос. промысловый, с доходов от денежных капиталов, выкупные платежи) давали 231,2 млн. р., или 11,3% доходной части гос. бюджета, к 1913 их сумма возросла до 273,7 млн. руб., а доля в общей сумме доходов гос-ва упала до 8%. Финансовая политика гос-ва была направлена на защиту интересов помещиков и буржуазии, содействовала сохранению крупного землевладения и развитию капиталистической. Промышлености и торговли. В 1906 на каждую десятину крест. земли приходилось 84,3 коп. различных сборов, а с помещичьих земель 25,6 коп. с десятины. Налоги с буржуазии (промысловый налог и сбор с доходов от денежных капиталов) составляли в 1903 менее 4%, а в 1913 - немного более 5% гос. доходов. Антинар. характер бюджета царской России наглядно проявлялся в гос. расходах. В 1903 воен. расходы составляли 466,4 млн. р. (св. 22%), в 1913 - 960,4 млн. р. (28%). За 10 лет расходы на содержание адм.-полицейского. аппарата, жандармерии, судов и тюрем почти удвоились (с 150,8 млн. до 278,1 млн.). В 1913 вместе с расходами на содержание царской семьи, верхов бюрократии и духовенства они составляли 350,5 млн. р. более 10% расходов гос-ва. На нужды нар. просвещения в 1913 было истрачено 4,6% всех гос. расходов. Продолжалось кредитование помещиков и буржуазии. Так, помещики получили от гос-ва за 1886-1910 в счет ссуд Дворянскому банку 1260 млн. р. В годы экономического. кризиса 1900-03 пр-во выдавало пособия и различные ссуды (часто безвозмездные) акционерным об-вам, частным банкам и ж.-д. компаниям. Только ж.-д. компании получили за эти годы 270 млн. р. субсидий. В 1903 Гос. банк ссудил частным коммерческим. банкам 725 млн. р., в 1909 - 990 млн. р.Внешняя задолженность России в 1914 равнялась 4,3 млрд. р. Платежи процентов по этим займам в среднем за 1908-12 составляли в год 350 млн. р., а вместе с очередным погашением ок. 400 млн. р. в год (13% всех доходов гос-ва).Учрежденная в 1906 Гос. дума получила право (наравне с Гос. советом) утверждать гос. роспись доходов и расходов, финанс. сметы министерств и гл. управлений, отчеты Гос. контроля. Но Гос. дума при обсуждении бюджета не имела права изменять перечень доходов и расходов, и ее отказ в утверждении бюджета того или иного ведомства вовсе не приостанавливал его исполнение. Не подлежали рассмотрению в Гос. думе и Гос. совете сметы мин-ва имп. двора и вопросы, связанные с заключением и погашением займов. Все эти дела рассматривались в Комитете финансов, преобразованном в самостоятельное высшее гос. учреждение в 1906.1-я мировая война 1914-18 нанесла удар внешнему показному благополучию и привела по существу к банкротству гос. финансов России. Прекращение с 1914 торговли спиртными напитками, сокращение таможенных сборов, огромные бесплатные воен. перевозки по ж. д., сокращение внеш. торговли, изъятие вкладов из сберегательных касс - все это значительно подорвало доходную часть бюджета. Несмотря на введение налогов воен. времени, увеличение акциза, гербового сбора, ж.-д. тарифов и др., уже в 1914 доходы по сравнению с 1913 сократились на 524 млн. р. (15%). В 1915 доходы гос-ва уменьшились еще на 70 млн. р. Лишь в 1916 было достигнуто формальное увеличение доходов до 4 млрд. р. (3974 млн.) за счет резкого возрастания косвенных налогов и введения ряда новых обложений, осн. тяжесть к-рых по-прежнему ложилась на трудящихся. В действительности же в первые месяцы войны были израсходованы все наличные финанс. средства гос-ва. Все расходы (обычные, чрезвычайные и военные) за 1914 составили более 5,7 млрд. р., в 1915 - 6,9 млрд. р., в 1916 - 10,9 млрд. р. Осн. источниками пополнения бюджета явились бумажно-денежная эмиссия и займы. С началом войны в 1914 размен гос-вом бумажных денег на золото был прекращен. Общая сумма бумажных денег, находившихся в обращении, возросла с 1,5 млрд. в 1913 до 10 млрд. р. к Февр. революции 1917. Началось быстрое падение курса бумажного рубля: к нач. 1915 он стоил 80 довоен. коп., к Февр. революции - 55 коп., на 1 марта 1917 - 27 коп. Эмиссия вызвала дороговизну, к-рая при сохранении низкой зарплаты тяжело ударила по нар. массам.

Другим источником пополнения бюджета явились займы. На 1 сент. 1917 пр-во России заключило  займы на 36 млрд. р. (внешние - 8 млрд., внутренние - 11,5 млрд., остальное - краткосрочные  обязательства гос. казначейства). Осн. внешним кредитором была Англия. Царское пр-во широко выдавало субсидии, ссуды и авансы монополиям и отд. капиталистам. Из общей суммы расходов гос-ва за 1914-16 в 19,8 млрд. р. на воен. нужды было израсходовано 12,2 млрд. Большая часть этих средств попала в руки империалистич. буржуазии.

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Литература:

1) Яснопольский Л.Н. Очерки русского бюджетного права. М., 1912. С. 33-35.

2) Милюков П.Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. СПб.. 1905. С. 283-303.

3) Государственные доходы и расходы в царствование Екатерины II // Сборник Императорского русского исторического общества. СПб.. 1870. Т. V. С. 225-293; СПб., 1871. Т. VI. С. 219-304.

4) Козлов С.Л., Дмитриева З.В. Налоги в России до XIX в. СПб., 1999. С. 199. 

5) Яснопольский Л.Н. Указ. соч. С. 68

6) википедия


Информация о работе Бюджетная система Российской империи