Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 20:52, контрольная работа

Описание работы

Принятие в феврале этого года Государственной Думой Закона о Федеральном бюджете на 1999 год привлекло к проблеме бюджетной политики государства пристальное внимание средств массовой информации. Со страниц газет и журналов не сходили интервью и статьи влиятельных экономистов и политологов, споривших о достоинствах и недостатках нового бюджета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство РФ………………5
1.1. Бюджетная система РФ…………………………………………………..7
1.2. Принципы бюджетной системы РФ…………………………………….9
1.3. Формирование доходов и расходов бюджетов разных уровней…….12
2.Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы РФ…………...19
2.1. Федеральный бюджет РФ…………………………………………………19
2.2. Бюджеты субъектов РФ……………………………………………………27
2.3. Местные бюджеты………………………………………………………….35
3.Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы……………………….40
Заключение………………………………………………………………………...46

Работа содержит 1 файл

бюджетн система.doc

— 473.50 Кб (Скачать)

 

- районов области в первом квартале 1999 года в размере 9%, с 1 апреля – в размере 5%;

 

¨     акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликеро-водочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории:

 

- города Костромы в размере 45%,

 

- города Галича, Костромского, Макарьевского районов в размере 25%,

 

- остальных городов и районов области в размере 50%;

 

¨     акцизов на остальные товары, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат) и услуги по ее перекачке, природный газ, бензин автомобильный, масла для дизельных и карбюраторных двигателей, на дизельное топливо и легковые автомобили, производимые на территории:

 

- городов Шарьи, Волгореченска и Красносельского, Костромского районов в размере 90%,

 

-   остальных городов и районов области в размере 100%;

 

¨     подоходного налога с физических лиц, собираемого на территории города Волгореченска в размере 40% от суммы средств, зачисляемых в территориальный бюджет субъекта РФ,

 

- остальных городов и районов области в размере 5%;

 

¨     налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, в размере 40%;

 

¨     налога на пользование недрами – по нормативам, установленным законодательством РФ;

 

¨     налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы, оставляемого в распоряжении субъектов РФ для целевого финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы;

 

¨     средств земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков и земли сельскохозяйственного назначения, аккумулируемых в областном бюджете для финансирования централизованных мероприятий;

 

¨     платежей за пользование лесным фондом в размере 30%;

 

¨     платы за пользование водными объектами в размере 30%

 

¨     налога на имущество предприятий (организаций) в размере 50%;

 

¨     средств от приватизации по установленным нормативам в соответствии с действующим законодательством РФ;

 

¨     доходов от использования и сдачи в аренду имущества, находящегося в областной собственности;

 

¨     налога с продаж в размере 40%;

 

¨     единого налога с субъектов малого предпринимательства в соответствии с действующим законодательством;

 

¨     единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с действующим законодательством;

 

¨     прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в областной бюджет в соответствии с законодательством РФ.[16]

 

Рассмотрим данные об исполнении областного бюджета за 1998 год. В областной бюджет за 1998 год поступило собственных доходов в сумме 721 090 тыс. рублей или 84,5% от плана, в том числе налоговых доходов 443 475 тыс. рублей (93,4%) и неналоговых 277 615 тыс. рублей (73,3%).

 

 

Исполнение областного бюджета по доходам за 1998 год

 

по сравнению с аналогичным периодом 1997 года.

Виды доходов             

1997 год             

1998 год

 

план             

факт             

%исп.             

план             

факт             

%исп

 

Налоговые доходы             

216550             

340230             

157,1             

475040             

443475             

93,4

 

  в том числе:

 

Налог на прибыль              24000              80393              335,0              131527              138066              105,0

Подоходный налог с физ. лиц              0              0              0              15730              163740              104,1

НДС              12000              41656              347,1              94353              109456              116,0

Акцизы              80700              105841              131,2              92840              83354              89,8

Лиценз. и регистрац. сборы              350              863              246,6              890              1409              158,3

Налоги на имущество              80000              87077              108,8              100450              84120              83,7

Платежи за пользование природными ресурсами              7500              5248              70,0              35216              4082              11,6

Прочие налоги, пошлины и сборы              12000              19152              159,6              4034              6605              163,7

 

Неналоговые доходы             

798898             

769709             

96,3             

378607             

277615             

73,3

 

  в том числе

 

Доходы от имущества, находящегося в гос. и муниц. собственности              500              488              97,6              6770              3128              46,2

Доходы от продажи имущества, находящегося в гос. и муниц. собственности              1700              5023              295,5              4500              29              0,6

Прочие неналоговые доходы              796698              764198              95,9              367337              274458              74,7

 

Итого собственные доходов             

1015448             

1109939             

109,3             

853647             

721090             

84,5

Трансферт              825064              492524              59,7              550200              466088              84,7

Взаимные расчеты с Министерством Финансов РФ              305466              305466              100,0              112000              112000              100,0

Взаимные расчеты с районами              128820              1288220              100,0              274              112              40,9

Отчисления в гос. фонд борьбы с преступностью                            -348                                                       

Всего доходов              2274798              2036401              89,5              1516121              1299290              85,7

 

 

За 1998 год в консолидированный бюджет области поступило собственных доходов в сумме 1 447 770 тыс. рублей или 84,3% от плановых назначений, в том числе налоговых доходов 1 129 146 тыс. рублей (92,5%) и неналоговых – 318 634 тыс. рублей (64,1%). К соответствующему периоду 1997 года объем собственных доходов уменьшился на 478 097 тыс. рублей, в том числе по налоговым доходам 12 642 тыс. рублей. Уменьшение поступлений платежей в бюджет по налоговым доходам в 1998 году по сравнению с аналогичным периодом 1997 года произошло за счет роста недоимки.

 

Исполнение консолидированного бюджета по доходам за 1998 год

 

по сравнению с аналогичным периодом 1997 года.

Виды доходов             

1997 год             

1998 год

 

план             

факт             

%исп.             

план             

факт             

%исп

 

Налоговые доходы             

1009902             

1141778             

113,1             

1220918             

1129136             

92,5

 

  в том числе:

 

Налог на прибыль              221961              260187              117,2              258587              255782              98,9

Подоходный налог с физ. лиц              228197              223634              98,0              253448              220879              87,1

НДС              171264              209365              122,2              204327              206819              101,2

Акцизы              80700              105842              131,2              107327              92699              86,4

Лиценз. и регистрац. сборы              23960              27673              115,5              26968              28109              104,2

Налоги на имущество              152849              170167              111,3              191954              166722              86,9

Платежи за пользование природными ресурсами              48945              51065              104,3              87273              63313              72,5

Прочие налоги, пошлины и сборы              82026              93845              114,4              91034              94813              104,2

 

Неналоговые доходы             

816743             

784089             

96,0             

497048             

318634             

64,1

 

  в том числе

 

Доходы от имущества, находящегося в гос. и муниц. собственности              6216              7177              115,5              18840              15520              82,4

Доходы от продажи имущества, находящегося в гос. и муниц. собственности              3241              6842              211,1              8990              4398              48,9

Прочие неналоговые доходы              807286              770070              95,4              469218              298716              63,7

 

Итого собственные доходов             

1826645             

1925867             

105,4             

1717966             

1447770             

84,3

Трансферт              825064              492524              59,7              550200              466088              84,7

Взаимные расчеты с Министерством Финансов РФ              305466              305466              100,0              112000              112000              100,0

Отчисления в гос. фонд борьбы с преступностью              -437              -732              167,5                                         

 

Всего доходов             

2956738             

2723125             

92,1             

2380166             

2025858             

85,1

 

 

В бюджетах территорий главными выступают расходы на социальные цели. На народное образование и профессиональную подготовку кадров из территориальных бюджетов выделяется более 60% всех расходов консолидированного бюджета РФ, на здравоохранение – около 55%, на социальное обеспечение – более 70%, на жилищно-коммунальное хозяйство – свыше 90%.[17]

 

Расходы областного бюджета подразделяются на:

 

1.    Расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

 

2.    Расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления и т.д.

 

На финансирование в 1998 году учреждений образования планировалось направить 18,4% средств расчетного бюджета области против 17,3% в 1997 году, учреждений культуры 2,1% против 1,86% в 1997 году, учреждений здравоохранения и физической культуры 13,1% против 10,8%,социальную политику 9,5% против 7,2% в 1997 году.

 

 

2.3. Местные бюджеты.

 

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.[18]

 

За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов. Однако их доходная база не была расширена. Об этом свидетельствуют следующие данные. В 1992 году из общей суммы доходов консолидированного бюджета РФ в федеральный бюджет поступило 55,9%, в региональные – 16,5% и в местные бюджеты – 27,6%, а по данным на начало 1995 года – соответственно – 49%, 26,4% и 24,6%, т.е. произошли повышение доходов бюджетов субъектов Федерации и снижение доходов местных бюджетов. В конце 1994 года собственные доходы бюджетов городов составляли 23,9%, поселков – 11,9%, сельских районов – 11,8% и сельских поселений – 5,8%.[19] Эти цифры свидетельствуют о необходимости резкого укрепления собственной доходной базы местных бюджетов.

 

        Муниципальные органы власти получают в свои бюджеты как часть сумм от федеральных налогов, так и собираемые местные налоги. Их перечень регламентирован федеральным законодательством, но не является обязательным для введения в действие всех 23 налогов. Лишь три местных налога подлежат безусловному взиманию в бюджет: налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

 

          Использование остальных местных налогов является прерогативой местных властей, однако, по большинству налогов установлены верхние пределы ставок. Наиболее распространенными в настоящее время являются:

 

-     сборы за право торговли;

 

-     сборы на содержание милиции и благоустройство;

 

-     налог на рекламу;

 

-     сбор за выдачу ордера на квартиру;

 

-     сбор за право использования местной символики;

 

-     сбор за открытие игорного бизнеса и т.п.

 

          С 1994 г. Указом Президента предоставлено право субъектам Федерации и местным органам власти вводить дополнительные налоги на местах, но уплачиваться они должны только за счет прибыли, остающейся после уплаты основного налога на прибыль.

 

Решение Думы города Костромы от 18.05.99 года №46 «О бюджете города Костромы на 1999 год» утвердило бюджет города на 1999 год по расходам в сумме 521 020 тыс. рублей, по доходам в сумме 469 356 тыс. рублей, предельный размер дефицита бюджета города в сумме 51 664 тыс. рублей или 9,9% расходной части бюджета.

 

Дума решила, что доходы бюджета города формируются за счет:

 

Ø  налога на прибыль предприятий и организаций: в размере 15% - до изменения ставки налога на прибыль федеральным законодательством, в размере 13% - с момента изменения ставки налога на прибыль федеральным законодательством;

 

Ø  налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории города: в I квартале 1999 года – в размере 17%, с 1 апреля 1999 года – в размере 10%;

 

Ø  акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку, ликеро-водочные изделия, спиртосодержащие растворы – в размере 5%;

 

Ø  акцизов на остальные товары за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат) и услуги по ее перекачке, природный газ, бензин автомобильный, масла для дизельных и карбюраторных двигателей, на дизельное топливо и легковые автомобили, производимые на территории города – в размере 10%;

 

Ø  подоходного налога с физических лиц, удерживаемого предприятиями и организациями – в размере 95% от суммы средств, зачисляемых в территориальный бюджет субъекта РФ;

 

Ø  подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, в размере 100%;

<

Информация о работе Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы