Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Под инновацией предлагается понимать конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте.

Содержание

Введение 3
1. Государственная поддержка инновационной деятельности 4
2. Государственное регулирование инновационной деятельности 7
3. Финансирование инноваций посредством институтов развития 12
4. Федеральные целевые программы финансирования инновационной деятельности в 2007-2010 гг. 21
5. Результаты бюджетного финансирования и законодательного обеспечения инновационной деятельности на примере г. Обнинска. 26
Заключение 33

Работа содержит 1 файл

курсовая фин 5 kurs.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

   Несмотря  на возникшую в конце года неблагоприятную  экономическую ситуацию в стране и в мире в целом, практически  все показатели социально-экономического развития города были выполнены:

•    темп роста промышленного производства составил 115 %;

•    рост заработной платы — 129,7 %;

инвестиции  в основной капитал составили 5,2 млрд руб.;

поступления собственных доходов бюджета  города в 2008 г. выполнены c ростом на 21,9 % к 2007 г.

     Бюджетные приоритеты 

     Все вышеперечисленное обеспечило выполнение основных параметров бюджета г. Обнинска. Годовой объем доходов в 2008 г. составил 1 млрд. 948 млн руб. и был  увеличен к уровню 2007 г. на 8,8 %. Безвозмездные  поступления от бюджетов других уровней составили 626,8 млн. руб. или 32,2 % к общему объему доходов. По итогам 2008 г. налоговая мобилизация на территории города в бюджетную систему составила 4059 млн. руб. (рост к уровню 2007 г. — 111,3 %). Отчисления по налогам в городской бюджет составили 25,7 % (в 2007 г. — 23,9 %).

Бюджет  города по расходам исполнен в объеме 2 млрд. 25 млн. руб. без привлечения  заемных средств, рост к уровню 2007 г. составил 126,6 %. На финансирование социальной сферы направлено свыше 60 % от общего объема расходов или 1 млрд. 245 млн. руб.

     Наибольший  удельный вес в расходах бюджета (37 %) составили расходы на образование  — 748,8 млн. руб. В городе введено нормативно-подушевое  финансирование общеобразовательных  учреждений, что позволило обеспечить прямую зависимость величины фонда оплаты труда от числа учащихся. Сэкономленные средства остаются в учреждении и направляются прежде всего на увеличение оплаты труда.

     Расходы на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы увеличились  почти в 1,4 раза. Установленные муниципальные надбавки к заработной плате позволили обеспечить сохранение кадрового состава педагогических работников школ и дошкольных учреждений, работников здравоохранения, культуры и спорта.

     На  социальную защиту населения направляется 12,8 % городского бюджета. Получателями 35 видов выплат и социальных пособий за 2008 г. являлись более 22 тыс. человек. Все виды пособий выплачиваются гражданам своевременно и в полном объеме.

     Через «Фонд социальной поддержки населения  города Обнинска» адресную материальную помощь получили 4975 семей. В целях усиления социальной защищенности были установлены выплаты матерям при рождении ребенка, пенсионерам к юбилейным датам, на адресную материальную помощь по оплате услуг ЖКХ неработающим пенсионерам и другим категориям: израсходовано 22,4 млн руб., что в 4,3 раза больше, чем в 2007 г.

     Финансирование  капитальных расходов произведено  в объеме 473 млн руб. Следует отметить, что для города имеет большое  значение выделяемое из федерального бюджета финансирование на развитие социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации.

     Несмотря  на кризис Администрацией города принято  решение о создании в Обнинске зоны инновационного развития. На 18 га создается площадка с инженерной инфраструктурой для планомерного и компактного размещения малых и средних производственных инновационных предприятий. Финансирование проводится из средств федерального бюджета, предназначенных на развитие социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации. В 2010–2011 гг. здесь появятся до 1500 рабочих мест и 20–30 новых производств.

     Ранее осуществленные и продолжающиеся вложения в инновации, политика создания новых  рабочих мест, поддержка развития малого предпринимательства значительно смягчили влияние финансово-экономического кризиса. Созданная администрацией Обнинска комиссия по оперативным вопросам на основе глубокого анализа состояния дел на рынке труда и прогноза развития ситуации решает главную задачу — поддержку реального сектора экономики, защиту прав работников на конкретных предприятиях.  

Рис. 4. Структура расходов бюджета г. Обнинска в 2008 г.

      В городе реализуется единый план действий органов исполнительной и законодательной  власти, бизнеса, налоговых и правоохранительных органов, основной целью которого является сохранение рабочих мест на предприятиях. Их руководители понимают главное: сокращение штатов — это крайняя мера, прибегать к которой можно только в исключительном случае. В случае необходимости для поддержки предприятий, сохранения уникальных трудовых коллективов включаются механизмы использования общественных работ. Результат — безработица в городе составляет 0,78 % трудоспособного населения.

     В текущем 2009 г. бюджет города Обнинска сохраняет  свою социальную направленность. Не уменьшились, а в большинстве случаев увеличились расходы на образование, культуру, ЖКХ. Будет своевременно проведен полноценный ремонт дорог, продолжатся работы по строительству объектов инженерной инфраструктуры. Первого сентября дети придут в отремонтированные школы и детские сады. На сегодняшний день муниципальный бюджет исполняется с ростом к 2008 г. как результат ответственного отношения к управлению общественными финансами.

     В настоящее время на основании  Обнинского городского Собрания "О бюджете города Обнинска на 2008 год и на плановый период  2009 и 2010 годов" разработана структура расходов федеральных целевых средств на поддержку инноваций, контроль расхода которых лежит на городском Управлении экономики и инновационного развития.

     Распределение бюджетных ассигнований по данному управлению, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на плановый 2010 год и сравнение с бывшими плановыми показателями на 2009 г. представлено в таблице 1. 
 
 
 

Таблица 1.

Распределение бюджетных ассигнований на экономическое  и инновационное  развитие г. Обнинска на 2009-2010 гг. 

Расходы Коды  по функциональной классификации Прогноз на 2009 год Прогноз на 2010 год
Раздел, подраздел Целевая статья Вид расходов
УПРАВЛЕНИЕ  ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

(всего)

      183737000 194517000
Общегосударственные вопросы 0100 0000000 000 169842000 180622000
Другие  общегосударственные  вопросы 0114 0000000 000 169842000 180622000
Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным управлением 0114 0920000 000 4000000 4000000
Выполнение  других обязательств государства 0114 0920300 000 4000000 4000000
Расходы на мероприятия, связанные с инновационным  развитием города 0114 0920301 000 4000000 4000000
Выполнение  функций органами местного самоуправления 0114 0920301 500 4000000 4000000
Иные  безвозмездные и безвозвратные  перечисления 0114 5200000 000 165842000 176622000
 Развитие  и поддержка социальной, инженерной  и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации (за счет средств субсидии из федерального бюджета) 0114 5200400 000 165842000 176622000
Выполнение  функций органами местного самоуправления 0114 5200400 500 165842000 176622000
  Национальная экономика 0400 0000000 000 13895000 13895000
  Другие вопросы  в области национальной  экономики 0412 0000000 000 13895000 13895000
Целевые программы муниципальных образований 0412 7950000 000 13895000 13895000
 Городская  целевая программа "Содействие  развитию малого предпринимательства в городе Обнинске на 2007-2009 годы" 0412 7950200 000 13895000 13895000
Выполнение  функций органами местного самоуправления 0412 7950200 500 13895000 13895000

 

Заключение

 

     На  основании инновационной стратегии  Правительство РФ разрабатывает государственную инновационную программу, которая является составной частью программы социально-экономического развития РФ на среднеспочный период.

     Инновационные проекты включаются в государственную  инновационную программу на основании  конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность.

     Органы  государственной власти субъектов  РФ разрабатывают региональные и  межрегиональные инновационные  программы.

     При выделении бюджетных средств  на финансирование инновационных программ и проектов необходимо иметь в виду следующие вопросы. Финансирование на возвратной основе инновационных проектов будет осуществляться в установленном порядке за счет средств, выделяемых на инвестиционные конкурсы, и дополнительных средств не потребует. На финансирование создания и деятельности государственных инновационных и инновационно-венчурных фондов будет выделяться часть средств, предусмотренных бюджетом на НИОКР и государственные инвестиции.

     По  оценке Минэкономики России государственные  расходы на финансирование инновационной  деятельности вполне могли бы составлять не менее одного процента от расходной части федерального бюджета.

     Введение  в действие закона “Об инновационной  деятельности и государственной  инновационной политике” требует  затрат в пределах тех объемов  затрат на инновационную деятельность, которые уже предусмотрены законодательством. В дальнейшем дополнительные меры по стимулированию инновационной деятельности будут компенсироваться увеличением прибыли при использовании инноваций.

     Принятие  и введение в действие федерального закона “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике” ликвидирует пробел в правовом поле по данной проблеме, а главное - будет способствовать повышению доли высококачественной отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, увеличению доходов предприятий и организаций, увеличению числа рабочих мест, повышению жизненного уровня населения страны. 

 

      Список литературы 

  1. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2007. — 486 с.
  2. Владимирова М.П., Козлов А.И. Деньги, кредит, банки. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2006. — 288 с.
  3. Зви Боди, Роберт Мертон. Финансы. - пер. с англ. - Изд-во: Вильямс, 2007. — 592 с.
  4. Куликов Н.И., Чайникова Л.Н., Бабенко Е.Ю. Современная бюджетная система России. - Тамбов: Изд. Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. — 104 с.
  5. Миляков Н.В. Финансы. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. — 543 с.
  6. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2007. — 360 с.
  7. Николаева Т.П. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: ММИЭИФП, 2006. — 225 с.
  8. Финансы, денежное обращение и кредит.  /Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. - М.: Юрайт-Издат, 2006. — 543 с.
  9. Финансы.  /Под ред. Ковалева В.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби, Проспект, 2006. — 640 с.
  10. Финансы.  /Под ред. Ковалевой А.М. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. — 384 с.

Информация о работе Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций