Федеральный бюджет РФ, его сущность, состав и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 11:05, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и особенностей формирования доходов федерального бюджета.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..………3
Глава 1. Федеральный бюджет, его сущность, состав и структура……...4
1.1. Федеральный бюджет, его сущность, функции и принципы………..4
1.2. Доходы и расходы федерального бюджета……………………………8
Глава 2.Составление и рассмотрения федерального бюджета………..…11
2.1. Составление проекта федерального бюджета………………………..11
2.2.Рассмотрение и утверждение федерального бюджета……………….25
2.3.Внесение изменений и дополнений в федеральный бюджет………..20
2.4. Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год
и плановый период 2013-2014 годов»……………………………..………21
Заключение ………………………………………………………………....25
Список литературы………………………………………………………....26

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система РФ Документ Microsoft Office Word.docx

— 561.30 Кб (Скачать)

Государственная дума рассматривает  в третьем чтении проект закона о  бюджете на очередной год в  течение 25 дней со дня принятия этого  законопроекта во втором чтении.

Общая сумма ассигнований по каждому разделу функциональной классификации с учетом принятых поправок не должна превышать сумму  расходов по соответствующему разделу, утвержденному во втором чтении проекта  закона о федеральном бюджете  на очередной год.

Четвертое чтение

Государственная дума рассматривает  в четвертом чтении проект закона о федеральном бюджете в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта  в третьем чтении.

При рассмотрении в четвертом  чтении законопроект о федеральном  бюджете голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

Принятый Государственной  думой закон о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня  принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации  рассматривает закон о федеральном  бюджете на очередной год в  течение 14 дней со дня представления  Государственной думой. Совет Федерации  обладает правом либо принять, либо отклонить  закон о федеральном бюджете. Но он не может вносить в него изменения или дополнения.

В случае отклонения закона о федеральном бюджете на очередной  финансовый год Советом Федерации  указанный федеральный закон  передается в согласительную комиссию.

При несогласии Государственной  думы с решением Совета Федерации  закон о федеральном бюджете  на очередной год считается принятым, если при повторном голосовании  за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной  думы.

В случае отклонения президентом  РФ федерального закона о бюджете  на очередной год этот закон передается в согласительную комиссию. В состав этой комиссии включается представитель  Президента РФ.

Если закон о федеральном  бюджете не принят в установленный  срок, то правительство РФ имеет  право осуществлять в следующем  году расходы, руководствуясь бюджетом на предшествующий год, но в размерах не более 1/12 прежних ассигнований в  расчете на месяц.

Если закон о федеральном  бюджете не принят в течение 3-х  месяцев нового финансового года, то правительство РФ продолжает осуществлять текущие расходы, но теряет право:

-предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели;

-предоставлять бюджетные средства на возвратной основе;

-предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам;

-осуществлять заимствования в размере более 1/8 объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал;

-формировать резервные фонды и осуществлять расходы из этих фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Внесение изменений и дополнений в федеральный бюджет

В хозяйственной жизни  могут складываться обстоятельства, которые приводят к нарушениям ранее  сделанных прогнозов социально-экономического развития и соответственно параметров принятого бюджета. Такими обстоятельствами могут стать как негативные события  внутри страны, так и резкие колебания  конъюнктуры мирового рынка. Но возможны иные ситуации, когда фактические  доходы бюджета значительно превышают  запланированные.

В случае снижения ожидаемых  поступлений доходов в федеральный  бюджет более чем на 10% годовых  назначений, правительство РФ обязано  внести в Государственную думу проект закона о внесении изменений и  дополнений в закон о федеральном  бюджете. Одновременно в Государственную  думу вносятся документы:

-отчет об исполнении федерального бюджета за период текущего финансового года;

-отчет федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов федерального бюджета;

-отчет об использовании средств резервного фонда правительства РФ и резервного фонда президента РФ;

-анализ причин, обусловивших необходимость внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете.

Государственная дума должна рассмотреть этот законопроект во внеочередном порядке в течение 15 дней в трех чтениях.

Если проект федерального закона о внесении изменений и  дополнений в закон о федеральном  бюджете не принимается в установленный  срок, правительство РФ имеет право  на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета до момента  принятия законодательного решения  по данному вопросу.

Сокращение бюджетных  расходов получило название секвестра. Это достаточно редкая процедура  и применяется она в исключительных случаях.

Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год

 и плановый  период 2013-2014 годов»

Правительство РФ на сегодняшнем  заседании одобрило проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов»

Согласно законопроекту, дефицит бюджета РФ в 2012 году составит 869,2 млрд рублей (1,5% ВВП), в 2013 году – 1,005 трлн рублей (1,6% ВВП), а в 2014 году – 478,5 млрд рублей (0,7% ВВП).

Прогнозируется, что общий  объем доходов федерального бюджета  в 2012 году составит 11,789 трлн рублей, расходов – 12,658 трлн рублей. В 2013 году доходы бюджета  ожидаются на уровне 12,715 трлн рублей, а расходы – 13,720 трлн рублей, в 2014 году – 14,101 трлн и 14,580 трлн рублей соответственно.

Минфин прогнозирует снижение доходов федерального бюджета до 20,1% ВВП в 2012 году с 20,7% ВВП в 2011 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,5% ВВП. Такая динамика, уточняет РИА «Новости», обусловлена ожидаемым  уменьшением нефтегазовых доходов  федерального бюджета с 10,2% ВВП в 2011 году до 8,5% ВВП в 2014 году при параллельном увеличении ненефтегазовых доходов  – с 10,5% ВВП в 2011 году до 11,0% ВВП  в 2014 году.

Снижение прогнозируемого  поступления нефтегазовых доходов  в процентах к ВВП в 2012-2014 годах  обусловлено уменьшением цены на нефть и налогооблагаемых объемов  экспорта нефти и нефтепродуктов, а также тем, что курс доллара  к рублю и налогооблагаемые объемы нефтедобычи будут расти медленнее, чем ВВП.

Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к  ВВП в 2012-2014 годах связано в  основном с прогнозируемым ростом поступлений  по налогу на добавленную стоимость  и акцизам. Всего изменения налогового законодательства увеличат доходы федерального бюджета в 2012 году на 198,1 млрд рублей (0,3% ВВП) в 2013 году – на 263,6 млрд рублей (0,4% ВВП), в 2014 году – на 419,5 млрд рублей (0,6% ВВП). Дефицит федерального бюджета будет покрываться преимущественно за счет госзаимствований и средств, поступающих от приватизации госактивов.

В 2012-2014 годы российские власти планируют перейти к восстановлению использованных в период кризиса  средств Резервного фонда и его  пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Средства Фонда национального  благосостояния (ФНБ) в 2012-2014 годах планируется  использовать только в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан.

На изменение расходной  части бюджета повлияли такие  решения, как передача с 2012 года финансового  обеспечения полиции в федеральный  бюджет, индексация на 6% денежного довольствия  военнослужащих с 1 апреля 2012 года, стипендий  для обучающихся в вузах с 1 сентября 2012 года, фондов оплаты труда  работников федеральных госучреждений, зарплаты судей и прокурорских работников, федеральных госслужащих с 1 октября 2012 года.

Изменения также связаны  с тем, что будут компенсироваться выпадающие доходы соцфондов с учетом снижения на 2012-2013 годы ставки страховых  взносов с 34% до 30% (с установлением  ставки в 10% для зарплат свыше 512 тыс. рублей в год в 2012 году и 573 тыс. рублей в 2013 году), а для малого бизнеса  и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области  социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций  и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, – до 20%. На компенсацию выпадающих доходов  в связи со снижением страховых  взносов предусматриваются бюджетные  ассигнования федерального бюджета  в 2012 году на сумму 270,5 млрд рублей, в 2013 году – 317,4 млрд рублей.

Будет проведена индексация с 1 января 2012 года на 6%, с 1 января 2013 года на 5,5%, с 1 января 2014 года на 5% расходов на обеспечение выполнения функций федеральных госорганов и обеспечение деятельности федеральных госучреждений, в том числе на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих.

По ряду направлений предполагается снижение объема расходов федерального бюджета. Сокращение расходов на национальную экономику в 2012 и 2013 годах обусловлено  в основном сокращением отдельных  направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых  программ и объектов капитального строительства, отмечается в документах правительства.

«Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство  обусловлено завершением отдельных  мероприятий, в том числе обеспечения  военнослужащих служебным и постоянным жильем в 2013 году, ряда федеральных  целевых программ, единовременностью  субсидии государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», – говорится также в материалах.

Уменьшение бюджетных  ассигнований федерального бюджета  на образование в 2013 и 2014 годах вызвано  завершением в 2013 году мероприятий  по модернизации региональных систем общего образования, а также передачей  с 1 января 2012 года обеспечения деятельности профтехучилищ на региональный уровень  в связи с переводом финансового  обеспечения полиции на федеральный  уровень.

Снижение объема расходов федерального бюджета на здравоохранение  в 2013 и 2014 годах вызвано в основном тем, что в рамках проводимой реформы  здравоохранения денежные выплаты  врачам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медсестрам, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и т.д. планируется осуществлять за счет средств обязательного медицинского страхования.

Анализ бюджетных показателей, как отчетных, так и плановых, свидетельствует о следующем. Во-первых, наблюдается беспрецедентный рост расходов на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность. В 2009 году эти статьи составляли в сумме 22,7% от всех расходов федерального бюджета, в 2011 году должны составить 27,4%, а в 2014 году — уже 40,1%.

Во-вторых, приоритет расходов на оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, очевидно, обеспечивается за счет уменьшения доли других бюджетных статей. Так, доля расходов на образование, достигнув 4,6% в 2012 году, что объясняется чисто  политическим фактором — выборами, должна резко снизиться в 2014 году — до 3,3% от всех расходов федерального бюджета. То же самое происходит с  расходами на здравоохранение: максимум придется на  2012 год — 4,2%, а к 2014 году их доля упадет до 3%.

Наконец, вызывает беспокойство резкое снижение расходов по разделу  «Национальная экономика». Его доля в расходной части бюджета  должна снизиться в 2012 году до 13,8% (в 2011 году ожидается на уровне 16%), а  в 2014 году — и вовсе до 10,9%.

Проект бюджета на 2012–2014 годы получился таким, что к концу  периода снизятся расходы на образование  и здравоохранение, сократятся затраты  на борьбу с экономическим кризисом, зато будет интенсивно создаваться  военно-полицейское государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доходы федерального бюджета 2009-2014 гг (млрд)

 

2009

2010

2011

2012

2013

2014

НДС

756.7

843

940.1

32-35%

Налог на прибыль  организации

3271.4

3864.9

4491.5

3%

Акцизы

180.1

212.2

253.6

8%

НДПИ

1444.1

1431.3

1471.5

17%

Тамошняя пошлина

4137

4121.2

4291.5

34-37%

Темпы роста ВВП  к предыдущему году

 

+ 4

+ 4.1

+ 3.7

+ 4

+ 4.6


 

Расходы федерального бюджета 2009-2014 гг (%)

 

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Обще государственные

8.8

8.8

6.9

6.5

5.5

5

Национальная  оборона

12.3

12.6

12.5

14.6

16.9

18.8

Национальная  безопасность

10.4

10.7

11.3

11.4

14.4

14.2

Национальная  экономика

17.1

12.1

14.2

14.38

12.5

11.3

ЖКХ

1.6

1

2.1

1.7

1.6

0.5

Образование

4.3

4

5

4.4

4.2

3.4

Культура и  кино

1.2

1

0.8

0.8

0.7

0.6

Здравоохранение

3.6

3

4.5

4.4

4

3.2

Социальная политика

3

3

28.4

30.8

30.2

28.6

Инфляция

 

8.8

6.5-7

5-6

4.5-5

4-5

Информация о работе Федеральный бюджет РФ, его сущность, состав и структура