Государственная поддержка предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 23:35, реферат

Описание работы

В нашей стране, начиная с 1996 года, поддержка и развитие малого предпринимательства определены в качестве стратегических задач государства. Национальная стратегия устойчивого развития до 2020 года, отмечая высокую роль деловых кругов в переходе страны на инновационный путь развития, также подчеркивает необходимость стимулирования частного бизнеса и формирования эффективной предпринимательской среды.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 30.00 Кб (Скачать)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра финансов

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему: Государственная поддержка предпринимательства

 

 

 

 

 

студентка

ФБД, 3 курс, 811112

Лазовская Ю.А.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПИНСК 2011

В нашей стране, начиная  с 1996 года, поддержка и развитие малого предпринимательства определены в  качестве стратегических задач государства. Национальная стратегия устойчивого  развития до 2020 года, отмечая высокую  роль деловых кругов в переходе страны на инновационный путь развития, также  подчеркивает необходимость стимулирования частного бизнеса и формирования эффективной предпринимательской  среды.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 N 255 "О некоторых мерах государственной  поддержки малого предпринимательства" к субъектам малого предпринимательства  относятся:

  • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
  • микроорганизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
  • малые организации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

 Государственная финансовая  поддержка за счет средств,  предусмотренных в программах  государственной поддержки малого  предпринимательства, оказывается субъектам малого предпринимательства путем предоставления:

  • финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
  • имущества на условиях лизинга (финансовой аренды);
  • гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь
  • субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами
  • субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам лизинга (финансовой аренды) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;
  • субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно–ярмарочных мероприятиях либо с их организацией;

В стране разработана законодательно-правовая база и создана развитая инфраструктура поддержки частного предпринимательства, базовыми элементами которой являются:

- Департамент по предпринимательству  Министерства экономики, а также  подразделения облисполкомов, в  компетенцию которых входит разработка  и реализация государственной  политики в области поддержки  и развития малого бизнеса  на уровне страны и регионов;

- Белорусский фонд финансовой  поддержки предпринимателей, его  филиалы, а также региональные  фонды, комиссии исполкомов по  ресурсной поддержке развития  рыночной инфраструктуры, банки  и лизинговые компании, назначение которых — формирование источников финансовых средств для инициативной предпринимательской деятельности;

- специализированные и  универсальные центры поддержки  предпринимательства, инкубаторы  малого бизнеса, технопарки. В  настоящее время в стране насчитывается  40 ЦПП, 8 ИМП и 2 технопарка, призванных  обеспечивать консультационное, информационное  и обучающее обслуживание частных  предпринимательских структур;

- предпринимательские союзы,  ассоциации и советы на уровне  страны, отдельных областей и  отраслей.

Вся работа по созданию и  развитию элементов рыночной инфраструктуры осуществляется в рамках ежегодно принимаемой  Программы государственной поддержки  малого предпринимательства.

На территории страны также  реализуется ряд международных  программ, осуществляемых при поддержке  средств ООН, Всемирного банка, Международного центра частного предпринимательства (США), Международной организации  труда и др.

В текущем пятилетии Правительство  делает большую ставку на вклад малого и среднего предпринимательства  в развитие экономики страны. К  концу 2015 года его долю в объеме валовой выручки планируется увеличить до 30%, численность занятых – до 23-25% от общей численности экономически активного населения страны.

Правительством Республики Беларусь утвержден Комплекс мероприятий  по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства  на период до 2015 года, которым предусмотрено принятие ряда кардинальных мер, направленных на:

  • дебюрократизацию работы государственных органов и организаций в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • на упрощение налогообложения и совершенствование процедур налогового администрирования;
  • совершенствование имущественной поддержки малого предпринимательства;
  • создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам;
  • развитие системы гарантирования кредитов, и другие.

Ежегодно Правительством РБ утверждается Программа развития малого предпринимательства в стране.

Программы направлены на дальнейшее формирование благоприятных условий  для устойчивого развития малого предпринимательства на основе совершенствования  форм и методов государственной  поддержки данного сектора экономики.

Реализация мероприятий  Программы будет способствовать доведению доли малого предпринимательства  в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров (работ, услуг), до 18,5%; численности занятых в сфере малого предпринимательства, включая численность индивидуальных предпринимателей, до 18,5% от общей численности занятых в экономике республики, позволит вывести сферу предпринимательства на качественно новый уровень развития, повысить его вклад в экономику страны.

На финансирование мероприятий  Программы в I полугодии 2010года направлено 3337,2 млн. рублей. Из республиканского бюджета выделено 45,0 млн. рублей, местных бюджетов – 2426,4 млн. рублей, Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей – 865,8 млн. рублей, что позволило оказать поддержку в реализации 81 инвестиционного проекта субъектов малого предпринимательства под создание 262 новых рабочих мест.

На протяжении 9-ти месяцев 2010 г. в республике сохраняется положительная динамика количества субъектов малого предпринимательства, что является следствием проводимой Правительством и Главой государства политики улучшения условий ведения бизнеса, деловой среды.

По состоянию на 1 октября 2010г. количество состоящих на учете малых предприятий составило более 77 тысяч, индивидуальных предпринимателей –219,2 тыс. человек. Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 9 месяцев 2010 года составил 17,3%, в том числе от юридических лиц – 14,9%, от индивидуальных предпринимателей – 2,4%.

По состоянию на 1 октября 2010 г. в республике действовало 49 центров поддержки предпринимательства (далее – центры), которые оказывают информационно-консалтинговую поддержку субъектам малого предпринимательства, безработным, студентам и другим категориям граждан путем представления справочной и аналитической информации; консультирования по различным вопросам создания и управления организацией; подготовки бизнес-планов и заявок на получение кредитов; содействия в подготовке кадров, участии субъектов малого предпринимательства в выставках и ярмарках и др. За 9 месяцев 2010г. услугами центров воспользовались 36851 человек. Центрами организованы и проведены 643 семинара, участие в которых приняли 14923 человека.

Из общего количества клиентов центров начинающие предприниматели  и предприниматели, работающие свыше 1 года, составили 60,3% (22231 человек), безработные  – 4,0% (1473 человек), студенты – 10,6% (3908 человек), другие категории граждан – 25,1% (9239 человек).

В основном деятельность клиентов, обратившихся в центры за услугами, связана с розничной торговлей  – 32,5%, осуществлением производственной деятельности – 15,9%, оказанием услуг  – 12,8%, строительством – 7,8%, оптовой  торговлей – 7,2%, оказанием транспортных услуг – 4,6%, не имеющие отношения  к предпринимательству составили 19,2%.

В 2008г. был принят целый  ряд позитивных для развития бизнеса  документов. Они снизили регуляторную нагрузку на бизнес, сократили издержки и способствовали улучшению бизнес-климата.

Среди актов законодательства, которые в разной степени улучшили деловой климат Беларуси и расширили  возможности частного бизнеса, следующие:

Декрет Президента РБ № 1 от 16 января 2009 г. "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования";

Постановление Совета Министров  от 9 декабря 1008г. № 1903 "Об утверждении  Положения о порядке реализации товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), определяемым с учетом конъюнктуры  рынка на территории Республики Беларусь";

Декрет Президента РБ № 24 от 19 декабря "О некоторых вопросах аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений", который продлил минимальные  сроки аренды;

Указ Президента РБ № 1 от 3 января 2008 г. "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 об упрощенной системе налогообложения";

Постановление Совета Министров  № 1021 от 14.07.2008 "Об утверждении плана  приватизации объектов, находящихся  в республиканской собственности, на 2008-2010 годы и перечня открытых акционерных обществ, созданных  в процессе приватизации государственной  собственности, акции которых, принадлежащие  Республике Беларусь, подлежат продаже, на 2008-2010 годы";

Декрет Президента РБ №8 от 17.12.2007г., утвердивший новый, более  быстрый, дешевый и простой порядок  регистрации и ликвидации субъектов  хозяйствования;

Указ Президента РБ № 329 от 13.06. 2008 "О некоторых вопросах признания  задолженности безнадежным долгом и ее списания";

Указ Президента РБ №318 от 16.07.2007г. "О технических нормативных  правовых актах";

Постановление Совета Министров  №16 от 8.01.2008г. "О национальном фонде  технических нормативных актов";

Указ Президента РБ № 40 от 28.01.08 о введение статуса "Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности ;

Указ Президента РБ № 113 от 25.02.08 позволил продавать предприятия, как имущественные комплексы, с  нулевой или отрицательной стоимостью за одну базовую величину;

Указ Президента РБ № 145 от 6.03.08 позволил платить и отчитываться по экологическому, земельному налогу и налогу на недвижимость ежеквартально;

Декрет Президента РБ № 5 от 20.03.2008 снизил ставку налога на доходы от операций с акциями и облигациями  с 40% до 24%.

Эффективное взаимодействие бизнеса и государства, как возглавляемая  заместителем Премьер-министра межведомственная комиссия по поддержке  и развитию малого предпринимательства, также  требует постоянного наполнения ее работы содержательным и конструктивным обсуждением проблем предпринимательской  деятельности и  предлагаемых путей  их разрешения.

Для этого необходимо следующее:

  • активизация взаимодействия бизнес-ассоциаций в  целях своевременного выявления наиболее острых и актуальных проблем развития предпринимательства и консолидации усилий по их разрешению;
  • усиление экспертного потенциала бизнес-сообщества;
  • проведение исследований в области состояния и перспектив развития бизнеса с учетом динамики внешних и внутренних факторов с целью выработки упреждающих мер по предотвращению негативных воздействий и формирования эффективных направлений эволюции отечественного предпринимательства.

Как показало последнее исследование Всемирного банка и Международной  финансовой корпорации «Doing Business-2010», период исследования охватывал май 2008г.- июнь 2009г., Беларусь передвинулась в рейтинге на 24 позиции вверх по сравнению  с прошлым годом и заняла 58 место. Эксперты Всемирного банка отметили в Беларуси реформы в шести  из десяти традиционно исследуемых  сферах регулирования бизнеса - создание предприятий, получение разрешений на строительство, наем рабочей силы, регистрация собственности, налогообложение, внешняя торговля (таблица 1).

 

Таблица 1. Позиции Беларуси в рейтингах Всемирного банка 

 

«Ведение

бизнеса-2010»

«Ведение

бизнеса-2009»

Изменение

рейтинга

Общее место

58

82

+24

Регистрация предприятий

7

98

+91

Получение разрешений на строительство

44

62

+18

Наем рабочей силы

32

40

+8

Регистрация собственности

10

13

+3

Кредитование

113

109

-4

Защита инвесторов

109

105

-4

Налогообложение

183

183

0

Международная торговля

129

134

+5

Обеспечение исполнения контрактов

12

14

+2

Ликвидация предприятий

74

74

0

Информация о работе Государственная поддержка предпринимательства