Государственный бюджет и бюджет города Кургана

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:27, дипломная работа

Описание работы

В Российской Федерации идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой, замена его рыночными методами хозяйствования. Решающую роль, как в структуре рыночных отношений, так и механизме их регулирования играют финансы. Резко возрастает значение финансовой системы, основным звеном которой является бюджетная система государства.

Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Федеральный бюджет Российской Федерации – главный элемент бюджетной системы страны, который является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны. Он выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

     Введение 

     В Российской Федерации идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой, замена его рыночными  методами хозяйствования. Решающую роль, как в структуре рыночных отношений, так и механизме их регулирования  играют финансы. Резко возрастает значение финансовой системы, основным звеном которой является бюджетная система государства.

     Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации  и местные бюджеты.

     Федеральный бюджет Российской Федерации – главный элемент бюджетной системы страны, который является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны. Он выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

     Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования  социально-экономического развития Российской Федерации и реализации финансово-бюджетной политики страны.

     Варьируя  основные показатели государственного бюджета, прежде всего расходы, Федеральное  Собрание и Правительство РФ могут определенным образом влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наиболее важные государственные проблемы. Бюджеты муниципальных образований также влияют на экономическое развитие муниципалитетов. Поэтому исследование темы дипломной работы «Государственный бюджет и бюджет города Кургана» является своевременным и актуальным. Актуальность и своевременность изучения государственного бюджета Российской Федерации заключается также в том, что впервые в истории страны 24 июля 2007 года был принят трехлетний бюджет: на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов.

     Целью работы является раскрытие темы дипломной  работы «Государственный бюджет и бюджет города Кургана» в полном объеме. Тогда предметом исследования будет рассмотрение и раскрытие государственного бюджета и бюджета города Кургана.

     В соответствии с поставленными целями определяются основные задачи:

     - рассмотреть бюджетное устройство  и бюджетную систему РФ;

     - раскрыть содержание государственного бюджета как экономической категории;

     - изучить бюджетный процесс в России;

     - показать сущность бюджета города  Кургана

     - раскрыть вопросы, касающиеся  формирования, утверждения и исполнения бюджета города Кургана;

     - осветить другие вопросы, связанные с формированием доходов и расходов государственного бюджета и бюджета города Кургана, организацией межбюджетных отношений, контроля в бюджетной системе.

     При изложении темы дипломной работы «Государственный бюджет и бюджет города Кургана» используется действующее  законодательство: Конституция РФ, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», Решение Курганской городской Думы «О бюджете города Кургана на 2008 год», другие подзаконные акты и правовые нормы, связанные с бюджетными отношениями.  
 
 
 
 

     I. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации 

     Бюджетное устройство Российской Федерации определяется ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией Российской Федерации. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

     Субъекты  Российской Федерации имеют свои бюджеты, которые представляют в совокупности бюджетную систему РФ.

     Бюджетная система Российской Федерации представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней, основанную на принципах построения бюджетной системы федеративного государства.

     Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации  закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему:

     - первый уровень – федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

     - второй уровень – бюджеты субъектов  Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

     - третий уровень – местные бюджеты.

     Каждый  из бюджетов на своем уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных  или местных органов.

     Схема построения бюджетной системы Российской Федерации приведена в Приложении 1.

     Таким образом, бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет РФ; 21 республиканский бюджет республик в составе РФ; 55 краевых и областных бюджетов; бюджеты 2 городов: Москвы и Санкт-Петербурга; 1 бюджет автономной области; 7 бюджетов автономных округов; 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

     Главной особенностью правовых отношений является наличие у их участников юридических  прав и обязанностей, как правило, взаимосвязанных.

     Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет понятие консолидированного бюджета субъекта РФ, а также консолидированного бюджета Российской Федерации. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации (республики, края, области, автономного округа, муниципального образования и т.п.) представляет собой свод бюджетов территориальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации представляет собой свод бюджетов всех субъектов Российской Федерации. Консолидированные бюджеты не утверждаются органами представительной власти. Они составляются для аналитических целей.

     Законодательством Российской Федерации принята правовая форма бюджетов Российской федерации в зависимости  от бюджетного уровня.

     Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований (утверждаются местные бюджеты, как правило, в форме решений местных представительных органов – советов депутатов муниципальных образований).

     Годовой бюджет любого уровня составляется на один финансовый год, который соответствует  календарному году – длится с 1 января по 31 декабря.

     Каждый  из бюджетов служит финансовой базой  для деятельности соответствующих государственных или местных органов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     II. Государственный бюджет

     2.1. Экономическая сущность государственного бюджета 

     Целенаправленное  социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы страны.

     Общее понятие бюджета приведено в  статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения  задач и функций государства и местного самоуправления.

     В связи с тем, что Россия является федеративным правовым государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет), бюджеты субъектов Российской Федерации.

     Сущность  государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией  денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

     Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами), при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий (организаций) и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение  задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

     С позиций экономической сущности  государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории.

     Понятие государственного бюджета имеет  и правовой (законодательный) аспект, с позиции которого он рассматривается как финансовый план государства.

     Государственный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

     Сердцевиной государственного планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития  как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус -  главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

     Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы. Его главное назначение – с помощью финансовых средств  создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных  задач, укрепления обороноспособности. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода. 

     Формирование  и использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт:

     - Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер. Балансовый метод разработки планов является одним из основных способов  установления пропорций в экономике. Этот метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между  объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать выводы о необходимости изменения пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.

     - Формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления – экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.

Информация о работе Государственный бюджет и бюджет города Кургана