Государственный долг Кыргызстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:28, статья

Описание работы

Проблема внешнего долга Кыргызстана становится все более актуальной на сегодняшний день. Дело в том, что это один из важных факторов макроэкономической стабильности страны, от него зависят дееспособность страны, инвестиционный климат, валютные резервы, и, следовательно, стабильность национальной валюты и состояние всего финансового рынка.
Вместе с тем, государственный внешний долг, как одна из составляющих ключевых экономических угроз, влияет на состояние экономической безопасности страны в целом. Национальная безопасность каждой страны зависит от размеров задолженности, от условий выплат как процентов по долгам, так и самих долгов, в конечном счете – от финансового потенциала страны.

Работа содержит 1 файл

статья внешний долг.docx

— 21.97 Кб (Скачать)

 К чему нас приведет наш внешний долг?                                                              Маматова Нургуль

Кафедра Экономики

3-курс

Проблема внешнего долга Кыргызстана  становится все более актуальной на сегодняшний день. Дело в том, что это один из важных факторов макроэкономической стабильности страны, от него зависят дееспособность страны, инвестиционный климат, валютные резервы, и, следовательно, стабильность национальной валюты и состояние всего финансового рынка.

Вместе с тем, государственный внешний долг, как одна из составляющих ключевых экономических угроз, влияет на состояние экономической безопасности страны в целом. Национальная безопасность каждой страны зависит от размеров задолженности, от условий выплат как процентов по долгам, так и самих долгов, в конечном счете – от финансового потенциала страны.

Обретя недавно независимость, каждая республика бывшего СССР пошла  по своему пути развития. Ситуацию осложняет  факт, что экономика СССР была закрытой и все республики были взаимозависимы; после обретения независимости, все экономические связи были разрушены, и каждой из республик пришлось строить все свои отношения с нуля. Не имея собственных достаточных средств, каждой из республик пришлось ежегодно брать все новые и новые кредиты для сбалансирования своего бюджета. После распада Советского Союза, Кыргызская Республика столкнулась с дефицитом своих ресурсов, из-за чего начала брать долги. Кредиты берут свое начало еще с июля 1992 года, и не известно когда мы их выплатим. А теперь долг набрал свой темп, и он не уменьшается, а увеличивается.

По данным НБКР государственный  внешний долг на 1 марта 2011 года составил 2,6 млрд.долларов США. Основными крупными кредиторами Кыргызстана являются: Всемирный банк, Международный валютный фонд(6 кредитов), Азиатский банк развития (25 кредитов), Европейский банк реконструкции и развития(5 кредитов), правительства Японии (8 кредитов), России(5 кредитов) и Германии(8 кредитов). Их кредиты составляют 93% всей помощи, предоставленной Кыргызской Республике; 54% из этой суммы предоставили Всемирный банк и международный валютный фонд. Кредиты, полученные по линии Всемирного банка и Международного валютного фонда, являются самыми дешевыми ( от 0,5% до 0,75% годовых на 30-40 лет с льготным периодом 10 лет).

Чтобы оплачивать долг, имеются три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Но, ни один из них нам не подходит, рост налогообложения приводит к подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Еще один источник государственного долга - политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

 Согласно данным Минфина,  из всей кредитной внешней  финансовой помощи на консультационные  услуги было направлено около  11,7% от общего объема кредитной  помощи. За 1992-2003 гг. по обслуживанию  внешнего долга было выплачено  365 млн. долл., включая 194 млн. по основной сумме и 171 млн. – по процентам. Всего 32,7% структуры внешнего долга представляют нельготные кредиты. Это кредиты, процент по которым составляет не меньше 25%. В то же время 67,3% накопленного долга составляют льготные заимствования от международных финансовых институтов и стран - доноров. Основной долг – многосторонний государственный, включая МВФ, - составляет 69%. Сюда входят кредиты Азиатского банка развития, Всемирного банка, Исламского банка развития и других региональных банков. Следующий по значимости – государственный двусторонний долг – 30% и гарантии – 1%.

Большие долги - большие проблемы. Во-первых, рост государственного долга может сократить запас капитала в экономике. Человек предпочтет вложить свои деньги не в фирмы, а начнет покупать ценные бумаги США. Значит,  по мере роста бюджетного дефицита сбережения не будут увеличиваться, и наличие государственного долга отрицательно влияет на увеличение акционерного капитала. С сокращением запасов акционерного капитала потенциальный выпуск продукции будет меньше, чем он мог бы быть в противном случае. А это означает, что дефицит приводит к снижению уровня жизни в будущем. Необходимо отметить, что кредиты в основном использовались в государственном секторе на покрытие расходов преимущественно социального характера, а не производственного. Отсутствие действий, направленных на внутреннее развитие, приводит к тому, что мы просим деньги на повышение пенсий и зарплат, но не для создания рабочих мест. И это может сказаться на способности страны в недалеком будущем осуществлять выплаты по долгам.

Процентные платежи по внешнему долгу скоро начнут зашкаливать. Правительству приходится регулярно выплачивать проценты за долг. На долговые услуги каждый год уходит 50 млн. долл., среди них на оплату процентов уходит 20 млн. долл. Получаемые кредиты не используются рационально, и вместе с тем их воруют, съедают, и в этом процессе участвуют как сферы бизнеса и финансов, так и государство.

Если ВВП на душу человека по данным 2010 года составляет около 836 долларов, то из 5,5 миллионного населения (в том числе только родившиеся дети и пожилые) долг каждого составляет свыше 400 долларов. И это должно нам дать сигнал стоп, пора остановиться брать в долг. «Безопасным долгом» считается до 85 % ВВП, в нашей стране это цифра дошла до 140%. По прогнозу МВФ, в 2023 году, если добавить увеличивающие проценты, долг Кыргызстана увеличится вдвое.

Есть одна мудрая поговорка: «Мы  ответственны за то, что научили». И  в нашем случае, это считается  полностью правильным. Теперь мы стали  ответственными за это. Можно и самим догадаться, что Запад к этому и стремился, чтобы мы задолжали и оставались должны.

Предлагается много решений  этой проблемы. К примеру, по расчетам специалистов института экономики НАН КР, плотины и другие ирригационные строения, находящиеся на нашей территории, финансируются из государственного бюджета, хотя они работают также и для других стран (раньше они финансировались из всего союзного бюджета).   И значит, соседние страны нам уже задолжали порядка 2 млрд. долларов. Но они не платят, и скорей всего не будет этого и в будущем. Хотя в Кыргызстане плотины водохранилищ находятся в аварийном состоянии, в случае катаклизма, это может превратиться в экологическую и гуманитарную катастрофу регионального масштаба.

Что же получается, если мы не начнем решать проблему с внешним долгом, мы можем потерпеть кризис? Что же в таком случае возможно надо будет сделать? С приходом новой власти, не видно еще больших изменений, правительство не набирает смелости. Нам этого не хватает. Настал этот момент, правительство должно сделать смелые шаги, а народ его поддержит, и шаг за шагом, если  будем иметь терпение, мы поднимем голову…

Как решить проблему с внешним долгом, это сложный вопрос, и многие могут  тут думать, что из этих пут мы никак не развяжемся. В нашей истории немало было побед, и если вспомнить, что этого добились только единством, тут, думаю, все со мной согласятся. Государство предпримет смелый шаг, а народ его поддержит, вот что нам нужно. Если думать логично, избавиться от внешнего долга мы сможем тогда, когда у нас будет достаточно своих средств, мы не будем больше брать деньги в кредит, и постепенно начнем выплачивать свой внешний долг.

Тут, хотелось бы поделиться с тем, что я выяснила недавно. Задумывались ли вы над тем, как же такая страна как Япония выжила после двух кризисов, отсутствия достаточных ресурсов и все еще держится среди пятерки лидирующих стран? Это потому, что они мыслят по - другому. Наши реформы, концепции и разные программы основаны  обобщенно, в то время как люди в Японии прежде чем принять решения, обдумывают его мельчайшие детали, вплоть до ямок на дороге, которые приводят к авариям и уносят жизни сотен людей. И этой конкретности нам не хватает.

Сейчас нам не хватает стратегии развития страны и единой идеологии. Нужна единая конкретная концепция, обдуманная до мельчайших моментов, которая будет состоять из этапов, и в реализации этой концепции будут задействованы все силы и умы страны. Эти этапы следующие:

- ликвидация «теневой экономики»  обеспечат справедливость ко  всем людям экономического сектора.

- установление стабильных налоговых  ставок и ликвидация коррупции,  в результате рынок самостоятельно  обеспечит повышение конкурентоспособности  хозяйствующих национальных субъектов

- поднятие имиджа страны в  целом для обеспечения благоприятных  условий для инвесторов.

И постепенно проблема с выплатой внешнего и внутреннего долга будет решена.

 

 

Использованная литература:

  1. «Банковский вестник» 2008, Бишкек
  2. Вестник КРСУ 2010, том 10 №1
  3. http://www.nbkr.kg
  4. http://library.manas.kg

Информация о работе Государственный долг Кыргызстана