Эволюция бюджетной системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение норм бюджетного права, понимание механизма их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности за нарушение бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для современных юристов, экономистов, сотрудников представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и функции бюджета и бюджетной системы государства 5
1.1 Понятие бюджета как социально-экономической и правовой категории 5
1.2 Функции бюджета 7
2. Эволюция бюджетной системы России 11
2.1 Формирование бюджетной дореволюционной России 11
2.2 Бюджетная система СССР 17
2.3 Бюджетная система современной России 29
2.4 Бюджетные системы некоторых зарубежных государств 34
2.4.1 Бюджетные системы унитарных государств 34
2.4.2 Финансовая система федеративного государства 40
3. Перспективы развития и направления реформирования бюджетной системы РФ 46
Заключение 60
Список использованной литературы 63

Работа содержит 1 файл

Курсач по бюджетной системе готовый.docx

— 98.14 Кб (Скачать)

4. Повышение эффективности  налоговой системы. 

5. Создание пенсионной  системы, обеспечивающей достойный  уровень жизни пенсионерам. 

6. Разработка и реализация  совместно с Банком России  мер по поддержанию стабильности  банковской системы. 

1. Использование бюджета  в качестве одного из важнейших  инструментов стимулирования экономики  в период выхода из кризиса. 

В 2008 году рост мирового ВВП  составил 3,4% в сравнении с 5,2% годом  ранее. По последним прогнозам международных  организаций, в 2009 году падение мировой  экономики может составить до 3% на фоне значительного сокращения международной торговли. Россию кризис коснулся сразу по нескольким направлениям. Осенью прошлого года произошло резкое падение внешнего спроса на основные экспортируемые товары, что привело  к падению цен на экспорт. Быстрое  снижение экспортных доходов сократило  внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими странами почувствовала резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение притока дешевых иностранных займов и возросшая неопределенность существенно снизили объемы кредитования российской экономики.

В первом полугодии 2009 г. продолжилась тенденция к сокращению основных экономических показателей. Темпы  падения ВВП превышают 10%, промышленного  производства - почти 15%, инвестиций - более 18%. Отмечено также снижение потребительского спроса (оборот розничной торговли сократился на 3%) вследствие падения  заработной платы также почти  на 3%. Продолжается рост безработицы, за последний год она увеличилась  на 2,5 п.п. Тем не менее, наличие значительных золотовалютных резервов позволило  стране значительного ослабить влияние  мирового кризиса на российскую экономику, избежать существенных проблем в  банковской системе и сгладить резкие колебания валютного курса. Накопленные  в Резервном фонде и Фонде  национального благосостояния значительные средства - на 1 января 2009 года они составляли 4027,6 млрд. рублей (137,1 млрд. долларов США) и 2584,5 млрд. рублей (88,0 млрд. долларов США) соответственно - позволяют финансировать  бюджетные обязательства государства  и осуществлять поддержку реального  сектора экономики в текущем  и последующих годах.

В период 2010-2012 годов в  рамках достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

а) Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего  спроса и решения острых социальных проблем.

Россия, как и другие страны, сталкивается с различными социальными  проблемами в период мирового финансового  кризиса. С одной стороны, это  снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой -замедление развития отраслей социальной сферы. Эти проблемы придется решать и в посткризисном периоде. Бюджетная политика на 2010-2012 годы предполагает ряд мер по повышению обеспеченности незащищенных слоев населения. В частности, с 2010 года происходит существенное увеличение трудовых пенсий. Продолжится реализация национальных проектов социальной направленности.

б) Поддержка реального  сектора экономики в условиях рецессии и посткризисного периода.

В текущем году осуществляется целый комплекс мер, направленных на поддержку реального сектора  экономики. Поддержка оказывается  как отдельным предприятиям (в  рамках списка системообразующих предприятий, утвержденного в конце 2008 года), так  и отраслям в целом. Меры включают в себя прямую поддержку из бюджета, предоставление госгарантий по кредитам, дополнительную капитализацию банковской системы для восстановления кредитования, а также отдельные налоговые  стимулы.

В 2010-м и последующих  годах объем такой поддержки  снижен и будет постепенно сокращаться, по мере выхода экономики из кризиса. В первую очередь это касается помощи, оказываемой напрямую из бюджета. В ближайшее время фискальная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление нормального функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях. Реструктуризация предприятий и повышение эффективности их работы будет способствовать диверсификации экономики, сократит долю нефтегазового сектора, доминировавшего в последние годы. Это в свою очередь в дальнейшем станет залогом стабильного роста экономики.

2. Обеспечение средне- и  долгосрочной макроэкономической  и бюджетной устойчивости.

Как уже отмечалось, в  ближайшие три года российская экономика  столкнется с резким сокращением  ресурсов - причем это касается как  текущих доходов, так и накопленных  ранее резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области  расходов, которая бы, с одной  стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг.

До кризиса расходы  бюджетной системы и, в частности, федерального бюджета, из года в год  неизменно увеличивались. Рост расходов заметно опережал темпы роста  экономики и коснулся практически  всех направлений расходов. Сейчас перед правительством остро стоит  задача коррекции бюджетной политики, ее адаптации к периоду низких государственных доходов.

Ближайшие несколько лет  должны стать переходным периодом, когда правительству придется балансировать  между необходимостью проведения стимулирующей  бюджетной политики и восстановлением  макроэкономической стабильности.

После завершения переходного  периода необходимо будет как  можно скорее вернуться к тем  принципам бюджетной политики, которые  были закреплены в Бюджетном кодексе  в 2008 году. Величина расходов федерального бюджета должна находиться на уровне суммы нефтегазовых доходов, нефтегазового  трансферта в размере 3,7% ВВП и  финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно, долговое финансирование) в размере не более 1% ВВП. Использование средств фонда  национального благосостояния допустимо  лишь для поддержки пенсионной системы.

Такие бюджетные правила  позволят обеспечить стабильность бюджетной  системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание  государственного долга, создадут благоприятные  условия для внутренних и внешних  инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики.

Следует отметить, что при  больших объемах дефицита бюджета  могут возникнуть определенные затруднения  в результате конкуренции государства и частного сектора на рынках капитала. Из-за ограничения доступа к кредиту корпорации наращивают выпуск облигаций. В июне текущего года было зарегистрировано 27 новых выпусков корпоративных облигаций объемом в 221 млрд.рублей. Портфель корпоративных облигаций растет быстрее портфеля ОФЗ. Доходность корпоративных бумаг существенно выше доходности ОФЗ.

С начала 2009 года российские корпорации разместили 21 выпуск еврооблигаций. Объем размещения составил 10,4 млрд.долл.

3. Повышение эффективности  расходов бюджета 

Уровень эффективности многих государственных расходов в нашей  стране остается низким. Необходимо принять  целенаправленные меры по повышению  эффективности государственных  расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики  и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:

а) Комплексная инвентаризация бюджетных обязательств, особенно - в социальной сфере.

Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений  по отмене тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому экономическому росту  и развитию социальной сферы, но ложится  «тяжёлым грузом» на бюджетную систему.

б) Совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе.

В рамках этого направления  необходимо разработать и внедрить эффективную систему распределения  бюджетных средств по ведомственным  программам, которые нацелены на решение  острых социальных и экономических  проблем.

в) Сокращение государственного сектора и одновременное повышение  его эффективности.

Это, прежде всего, касается отраслей социальной сферы, особенно образования  и здравоохранения.

г) Развитие государственно-частного партнерства в рамках целевых  программ и отдельных проектов.

Без такого сотрудничества, особенно в текущих условиях, многие важные программы не могут быть реализованы.

Долгосрочные программы  повышения эффективности государственных  расходов должны интегрироваться в  рамках процедур долгосрочного бюджетного планирования. Это позволит учитывать  при распределении бюджетных  ресурсов как приоритеты социально-экономического развития, так и потенциал решения  важнейших задач с использованием меньшего объема государственных средств  и поддержания тем самым бюджетной  сбалансированности.

Ключевую роль в составлении  и реализации программ по повышению  эффективности бюджетных расходов должны играть непосредственно ведомства, отвечающие за расходы по тому или  иному направлению.

4. Повышение эффективности  налоговой системы 

В период экономического кризиса  соблюдение баланса между интересами государства и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для  правительства первоочередной задачей.

На сегодняшний день государственная  политика в области расходов (на поддержку экономики уже потрачен огромный объем ресурсов) привела  к ситуации, когда в условиях кризиса  среднесрочные задачи налоговой  политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о  снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями  предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось  с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов.

Во избежание такого расхождения  между долгосрочными целями и  среднесрочной политикой нужна  коррекция долгосрочных целей налоговой  политики. Новой целью налоговой  политики должно стать не простое  снижение налоговой нагрузки, а ее оптимизация и такое распределение  по секторам экономики для стимулирования экономического роста и высокотехнологичных  производств. Одновременно с этим нужно  оптимизировать налогообложение сырьевого  сектора, а также производства и  потребления товаров, наносящих  вред здоровью, таких как табак  и алкоголь.

5. Создание пенсионной  системы, обеспечивающей достойный  уровень жизни пенсионерам 

С 2010 года начался новый этап реформирования пенсионной системы. Он ставит задачу радикально повысить уровень пенсионного обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров.

Одним из источников дополнительного  финансирования пенсий станет повышение  страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Важной мерой станет введение механизма валоризации - переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002 году.

С 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки  пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. Это  подразумевает, что тем пенсионерам, у кого размер начисленной пенсии окажется ниже прожиточного уровня, будет  выделяться социальная доплата из федерального и при необходимости - регионального  бюджета.

Проведенные реформы позволят существенно повысить размер пенсий в России.

Повышение пенсий будет в  значительной степени обеспечено за счет трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, будет увеличено финансовое обеспечение государственных пенсий, ежемесячные денежные выплаты и предоставление материнского капитала. В результате трансферты в Пенсионный фонд Российской Федерации за счет общих доходов федерального бюджета возрастут с 2,3% ВВП в 2008 году до 6,0% ВВП в 2010 году и 4,7% ВВП в 2011-2012 годах.

6. Разработка и реализация  совместно с Банком России  мер по поддержанию стабильности  банковской системы 

Мировой финансовый кризис осенью прошлого года поставил в сложное  положение функционирование банковского  сектора Российской Федерации.

Возникший дефицит ликвидности  в сочетании с убытками на фондовом рынке спровоцировал кризис доверия, который грозил обернуться остановкой платежной системы и массовыми  банкротствами. Правительство Российской Федерации совместно с Банком России оперативно отреагировали на сложившуюся ситуацию и с помощью  ряда решительных мер предотвратили  системный банковский кризис. Основные усилия были направлены на обеспечение  стабильной работы банковской системы  и включали снижение нормативов обязательных резервов, расширение инструментов рефинансирования и либерализацию доступа кредитных  организаций к ресурсам Банка  России. Одновременно было принято  решение об увеличении размера страхового возмещения по вкладам физических лиц  в банках. Эти меры поддержали банковский сектор в 2008 году и первом полугодии 2009 года.

В ближайшее время функционирование банковского сектора будет определяться динамикой объема просроченной задолженности  в портфелях банков, а также  существенным ограничением доступа  к ресурсам с международных рынков капитала.

В этой связи в бюджете  предусматривались средства на дополнительную капитализацию банковского сектора - в 2009 году в размере 210 млрд. рублей и 250 млрд. рублей в 2010 году. Кроме того, в текущем году предусмотрены государственные гарантии по кредитам системообразующим предприятиям в размере 300 млрд. рублей.

В 2010-2012 годах одним из направлений деятельности Правительства  Российской Федерации совместно  с Банком России по-прежнему останется  поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

Также продолжится работа по следующим направлениям:

Информация о работе Эволюция бюджетной системы России