Контрольная работа по "Бюджету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Доходы бюджета как финансовая категория.
Эволюция форм доходов бюджета в России.
Современные тенденции развития системы доходов бюджета.
Классификации доходов бюджета и их значение.
Доходы бюджета как финансовая основа государственного регулирования экономики и реализации социальных программ.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

 

Для выполнения домашнего задания необходимо:

а) понять требования, предъявляемые кафедрой;

б) изучить  законодательную, учебную, научную, периодическую  литературу по теме;

в) подобрать  статистический и практический материал;

г) оформить список литературы.

Каждое  задание содержит 4-5 вопросов. Ответ  на них должен быть конкретным и  четким в объеме до 3-4 страниц,  формата  А4.

 

Литература: Бюджетная  система России/Под ред. Г.Б. Поляка - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

 

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

 

  1. Доходы бюджета как финансовая категория.
  2. Эволюция форм доходов бюджета в России.
  3. Современные тенденции развития системы доходов бюджета.
  4. Классификации доходов бюджета и их значение.
  5. Доходы бюджета как финансовая основа государственного регулирования экономики и реализации социальных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доходы бюджета как финансовая категория

 

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству  проводить социальную и экономическую  политику в нашей стране.

Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет– это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет– это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия.

Задачи бюджета:

1) перераспределение ВВП;

2) финансовое обеспечение бюджетной  сферы и осуществление социальной  политики государства;

3) государственное регулирование  и стимулирование экономики;

4) контроль за образованием и  использованием централизованных  фондов денежных средств.

Через формирование и использование  централизованных фондов денежных средств  на уровнях государственной и  территориальной власти проявляется  распределительная функция бюджета.

Государство с помощью государственного бюджета регулирует хозяйственную  жизнь страны, экономические отношения, направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две стадии.

1. Образование доходов бюджета.

В процессе образования доходов  бюджета происходит изъятие части ВВП в пользу государства. В связи с этим возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

2. Использование (расход) бюджетных  средств.

 

В основе системы  государственного регулирования социально-экономических  процессов лежат отношения по поводу перераспределения доходов через бюджет, который понимается как финансовый план государства. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, защиты окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, решения структурных проблем экономики и т.д.

Права, предоставленные  органам представительной и исполнительной власти, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять  бюджеты, распоряжаться переданными  в их ведение предприятиями и  получать от них доходы.

 

Бюджетный Кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет доходы бюджета как "доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК источниками  финансирования дефицита бюджета" (ст. 6 БК РФ).

Это определение  указывает, во-первых, на формирование доходов бюджетов исключительно в денежной форме.

Во-вторых, безвозмездный и безвозвратный характер перечисления средств в доходы бюджета подчеркивает индивидуально безэквивалентный характер отношений между их участниками. Суммы, перечисляемые каждым плательщиком в бюджет, никогда не равны сумме получаемых им из бюджета средств. В этом состоит перераспределительная функция бюджета. Кроме того, перераспределение предполагает получение средств конечными потребителями не только в денежной форме. Эта форма преобладает при оказании социальной помощи и носит название трансфертов населению. Значительная часть расходов бюджета предназначена для оказания услуг, потребляемых как индивидуально, так и коллективно: услуги здравоохранения, культуры, образования и др.

В-третьих, бюджет как "форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления" (БК РФ, ст.6) организационно в РФ существует в виде системы бюджетов трех уровней. Это соответствует государственному устройству страны в качестве федерации. БК РФ следующим образом определяет бюджетную систему РФ: "основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов" (ст.6).

Главным материальным источником доходов бюджета национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Основными методами, используемыми органами государственной власти для перераспределения национального дохода с целью финансирования расходных полномочий органов власти, являются налоги и займы. Соотношение между ними различно по странам и во времени. Оно определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политики государства.

Доходы могут  формироваться на налоговой и  неналоговой основе. Неналоговые  доходы бюджетов разных уровней имеют  существенные отличия от налоговых  поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, взимание отдельных санкций регламентируется Гражданским или Уголовным кодексами РФ. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

Как правило, большинство  неналоговых доходов зачисляются  в соответствующие бюджеты в  полном объеме. Так, за федеральным  бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, таможенные пошлины, доходы от реализации государственных запасов и резервов, прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральным законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эволюция форм доходов бюджета  в России

 

Развитие бюджетной системы в Российской Федерации

Реформа муниципального финансирования в России будучи составной  частью реформы российской экономики  в целом, имеет уже более чем 15-летнюю историю. Для муниципалитетов  эта реформа означает колоссальные изменения в условиях формирования доходов и расходов местных бюджетов, развитие новых бюджетных процедур, формирование в муниципалитетах способности «отвечать на вызовы» федеральной и региональной политики. По прошествии 15 лет можно провести условную периодизацию реформ.[4]

Первым этапом следует считать период 1990–1993 гг. – это период образования современного российского государства, завершившийся принятием Конституции РФ. Применительно к финансовым проблемам в ст. 132 Конституции РФ сказано, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы и т. д. В этой же статье говорится, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (к сожалению, дальнейшая история муниципальных финансов в России изобилует примерами, когда государственные полномочия передавались на муниципальный уровень без необходимых средств).

В это время бюджетное устройство России сочетало в себе черты унитарного и конфедеративного государства. С одной стороны, субъекты РФ практически полностью зависели от отчислений из федеральных налогов и финансовой помощи из федерального бюджета. Налоги собирались только федеральным ведомством – Государственной налоговой службой РФ, а бюджеты управления региональных и местных администраций финансировались из федерального бюджета. С другой стороны, субъекты РФ, распоряжаясь половиной консолидированного бюджета страны, пытались контролировать на своей территории федеральные расходы. Поэтому складывающуюся в тех условиях систему межбюджетных отношений можно скорее назвать «бюджетным феодализмом», чем «бюджетным федерализмом».[5]

Принятие Конституции РФ ознаменовало окончание первого этапа радикальных экономических реформ, в том числе реформы муниципального финансирования. Существование местного уровня самоуправления, не входящего в систему органов государственной власти, было закреплено в высшем законодательном акте страны.

Принцип самостоятельности местных  бюджетов был заложен уже в  Законе РФ от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 «Об  основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию  внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», вступившем в действие до принятия Конституции РФ.

Разграничение уровней бюджетной системы в соответствии с принципами федеративного устройства должно основываться на концепции фискальной автономии бюджетов разных уровней. При высокой степени вертикальной несбалансированности этих уровней бюджетная система в целом становится неустойчивой и работает неэффективно.

Вторым этапом реформы муниципального финансирования можно считать 1993–1994 гг. В 1994 г. федеральный центр ввел единую для регионов систему «расщепления» федеральных налогов взамен существовавших ранее дифференцированных ставок (Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год»). Эти решения существенно изменили систему формирования доходов субъектов РФ, сделали ее более предсказуемой. Соответственно, более предсказуемой стала и система формирования доходов местных бюджетов. Налоговые реформы в России и Казахстане стартовали одновременно – в середине 1990-х гг. Причем реформы в этих странах начинала одна команда – в г. Алма-Ате тогда работала большая группа налоговых специалистов со всего мира, консультировавших авторов и казахского, и российского Налогового кодекса. В 1994 г. казахская и российская группы создали модельные Налоговые кодексы на основе западных стандартов. Оба документа представляли собой образец налогового законодательства, каким его видели лучшие налоговики мира. Несмотря на это, ни тот ни другой не прошли обсуждений в парламентах. В 1995 г. парламент Казахстана пошел на самороспуск и, уходя, принял решение наделить президента правом издавать указы, имеющие силу закона. Пока не был избран новый состав парламента, в Казахстане указами президента были введены в действие 147 основных законов, включая Гражданский, Налоговый и Земельный кодексы.[6] Налоговый кодекс Казахстана был во многом несовершенным, предоставлял множество льгот индивидуального характера. В результате в Кодекс каждый год вносились изменения, стабильности налогового законодательства в стране не было. Однако затем картина кардинально изменилась: накопив опыт, казахские налоговики поняли, каким должен быть нормальный, эффективный, реально работающий в условиях экономики Казахстана Налоговый кодекс. И, что важно, научились использовать налоги не только для наполнения бюджета. В 2000 г. в Казахстане началась работа над новым Налоговым кодексом, который в отличие от предыдущего варианта не только решал фискальные задачи, но и позволял широко использовать регулирующие и стимулирующие функции налогов.

Часть первая Налогового кодекса РФ (НК РФ) была принята в 1998 г., часть  вторая – в 2002 г.; до принятия этих документов основным нормативным актом, регулирующим налоговые отношения в стране, был Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-I «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В это время были подписаны соглашения с Татарстаном, Башкорстаном, Якутией, легализовавшие особый бюджетный статус этих республик, в соответствии с которым с их территорий по-особому начали перечисляться налоги в федеральный бюджет.

Третий этап реформ – с 1995 по 1998 г. За этот период были приняты Закон РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-I «О местном самоуправлении в Российской Федерации» и Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Последний закреплял за местным уровнем доли от сбора важнейших федеральных налогов и тем самым вносил большую определенность и предсказуемость в процесс формирования муниципальных доходов. В 1996 г. более 53 % всех поступлений шли в бюджет субъектов РФ (табл. 2.1).

Единственный федеральный  налог, поступления от которого жестко закреплялись за уровнями бюджетной системы, – платежи за пользование недрами и природными ресурсами. Остальные федеральные налоги распределялись между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ ежегодным законом о федеральном бюджете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные тенденции развития системы доходов  бюджета

 

 

Доходы бюджета  представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с формированием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. По своему материальному воплощению — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Основным назначением доходов бюджета является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами власти и органами местного самоуправления своих задач. Вместе с тем доходы бюджета выступают одним из важнейших методов государственного регулирования социально-экономических процессов через установление форм финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, которые бы стимулировали устойчивые темпы экономического развития и рост накоплений. Используя те или иные формы бюджетных изъятий, государство влияет на совокупное потребление, перераспределяя денежные ресурсы между отдельными социальными группами, а также изменяет структуру накоплений субъектов хозяйствования.

Информация о работе Контрольная работа по "Бюджету"