Механизм исполнения бюджетов разных уровней бюджетной системы России

Автор: Светлана Сомикова, 16 Октября 2010 в 06:41, курсовая работа

Описание работы

Общие принципы исполнения бюджета

Содержание

Введение
1.Общие принципы исполнения бюджета
2.Казначейское исполнение бюджета
3. Исполнение бюджета по доходам
4. Исполнение бюджета по расходам
5.Кассовое исполнение бюджета
6.Бюджетный учет и отчетность об исполнении бюджета
7.Завершение бюджетного года
Выводы
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная БСРФ.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

     ПЛАН 

     Введение          3

     1.Общие  принципы исполнения бюджета.    5

     2.Казначейское  исполнение бюджета.     6

     3. Исполнение бюджета  по доходам.     10

     4. Исполнение бюджета по расходам.     12

     5.Кассовое исполнение бюджета.      16

     6.Бюджетный учет и отчетность об исполнении бюджета.  17

     7.Завершение бюджетного года.      19

     Выводы          20

     Список  используемой литературы      22 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     В современном мире бюджет - это не только и не столько экономическая  основа для осуществления традиционных функций государства (поддержание обороноспособности, безопасности, правопорядка), сколько важнейший инструмент государственного регулирования экономики.

     По  мере перехода российской экономики  к рыночным отношениям все большее  значение приобретает рациональное управление государственными финансами.

     Бюджетные расходы это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления.

Различаются бюджетные расходы по следующим  направлениям:

а) расходы  федерального бюджета;

б) расходы  бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) расходы  местных бюджетов.

       Задачи исполнения бюджета –  обеспечение поступления налогов  и других видов доходов по  каждому источнику, а также  финансирование расходов в пределах  утвержденных сумм.

     Объем средств, выделяемых для осуществления  мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования.

     Сейчас  планирование расходов является важнейшим  инструментом повышения эффективности  управления бюджетными финансами. От того насколько качественно будет осуществляться планирование, во многом зависит обоснованность подготовки и принятия решений, затрагивающих все области финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

     Я считаю, что вопрос планирования и  исполнения бюджета особенно актуален сейчас, т.к. на этапе некоторого провала в экономике страны, необходимо четко составить бюджетный план и правильно распределить финансирование между различными уровнями бюджетной системы РФ с целью повышения результативности расходов и доходов бюджета, оказывающих влияние на экономику страны.

     Цель  данной работы: рассмотреть какими способами происходит исполнение бюджета соответствующего уровня – федерального, регионального или местного. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Общие  принципы исполнения  бюджета.

     Исполнение бюджета – самостоятельная стадия бюджетного процесса.

     Цель стадии исполнения бюджета – практическая реализация бюджета.

     Задачей данной стадии бюджетного процесса является обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а так же финансирование мероприятий в пределах утвержденных в бюджете сумм в течение того финансового года, на который утверждается бюджет. Стадия исполнения бюджета имеет четкие сроки – с 1 января по 31 декабря, и заканчивается изданием распоряжения Министра финансов Российской Федерации о закрытии года и подготовке отчета об исполнении бюджета.

     Статья 114 Конституции Российской Федерации и статья 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации»[1] указывают, что Правительство Российской Федерации обеспечивает исполнение федерального бюджета.

      Таким образом, на Правительство Российской Федерации возложена функция по организации исполнения федерального бюджета. Эта функция реализуется Правительством Российской Федерации путем наделения соответствующими исполнительно-распорядительными полномочиями по исполнению бюджета специального органа исполнительной власти – Министерства Финансов Российской Федерации. В Положении о Министерстве Финансов Российской Федерации[2] определены его задачи, к которым относится обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета. Для этой цели Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года «О Федеральном казначействе» в структуре Министерства Финансов Российской Федерации была образована единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное Управление Федерального Казначейства Министерства Финансов Российской Федерации и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербурге, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

     Для того чтобы в процессе исполнения бюджета обеспечить правильное и экономически обоснованное распределение средств, составляется детальный оперативный план поступления доходов и осуществления расходов по отдельным статьям бюджетной классификации и периодам времени, называемый бюджетной росписью. Бюджетная роспись– это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией.[3] Она является основой для исполнения бюджетов всех уровней она составляется главными распорядителями бюджетных средств. В течение 10 дней со дня утверждения она представляется  в орган исполнительной власти. Затем Министерство финансов формирует сводную бюджетную роспись. Которая составляется и утверждается министром финансов в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Далее она передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в представительный и контрольные органы – Федеральное Собрание и Счетную палату.

     2.Казначейское  исполнение бюджета. 

     В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения и исполнение бюджетов осуществляется органами исполнительной власти. Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. От имени и по поручению бюджетных учреждений они осуществляют платежи за счет средств бюджета.[4]

Казначейство – это орган исполнительной власти, осуществляющий исполнение государственного бюджета. К его полномочиям относится ведение операций с бюджетными средствами: регистрация поступлений в бюджет, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешения на право осуществления расходов в рамках утвержденных лимитов, осуществление платежей от имени бюджетных учреждений. К числу задач, решаемых органами казначейства в России, относятся:

  • организация, осуществление и контроль за исполнением государственного бюджета, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства;
  • регулирование финансовых отношений между бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;
  • краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими;
  • сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; составление отчетности о финансовых операциях по бюджету и о внебюджетных фондах, представление ее законодательным и исполнительным органам власти;
  • управление и обслуживание совместно с Центральным банком и другими уполномоченными банками внутреннего и внешнего долга РФ;

      разработка методологических материалов и инструкций, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства; подготовка проекта бюджетной классификации, учет.

     Казначейство  ведет сводный реестр главных  распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, оно осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из бюджетных средств. К функциям казначейства относится предварительный и текущий контроль за исполнением бюджета, составление отчета о его исполнении. При выявлении нарушений оно направляет распорядителям средств, бюджетополучателям и банковским учреждениям представления с требованием об их устранении, обеспечивает контроль за выполнением этих требований. Казначейство обладает правом приостанавливать операции по лицевым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению. В пределах своей компетенции оно может налагать штрафы.

     Система органов казначейства в России создана по территориальному принципу и включает три уровня:

    1. Главное управление федерального казначейста. Осуществляет свою деятельность на федеральном уровне. Его главной задачей является сводный учет доходов и расходов федерального бюджета, управление бюджетными средств на счетах казначейства, а также информирование высших органов власти о ходе исполнения федерального бюджета. Главное управление федерального казначейства руководит работой нижестоящих подразделений, обеспечивает исполнение ими принятого закона о бюджете и получает от них оперативную информацию о ходе выполнения доходной и расходной части бюджета. Возглавляет его начальник в ранге заместителя министра финансов;

    2. управления федерального казначейства по субъектам федерации;

    3. отделения федерального казначейста по городам, районам и районам в городах (кроме городов районного подчинения). Осуществляют формирование доходной части бюджета на соответствующих территориях, обеспечивают целевое финансирование расходов по отдельным бюджетополучателям, а также информируют вышестоящие органы о ходе исполнения федерального бюджета на данной территории.

     Исполнение  федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств  в Центральном банке и его учреждениях (главных управлениях, расчетно-кассовых центрах). Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству; открывать или закрывать бюджетные счета без соответствующего его решения нельзя. В отдельных случаях казначейство может открывать счета федерального бюджета не в Центральном банке, а в других кредитных организациях (так называемых уполномоченных банках), которые определяются на конкурсной основе. Между банком и органом казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств по этим счетам на основании расчетно-денежных документов. По обязательствам казначейских органов банки не отвечают.

     Основным  принципом исполнения бюджета является принцип единства кассы. Он означает зачисление всех доходов и поступлений  из источников финансирования дефицита бюджета на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных  расходов с единого счета.

     Соблюдение  данного принципа необходимо для  обеспечения единства бюджетной  системы, сглаживания неравномерности  поступления доходов в бюджет, как по времени, так и по территориям. В России бюджеты всех уровней  бюджетной системы исполняются  на основе принципа единства кассы.

     Все операции и средства бюджета отражаются в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Осуществлять какие-либо операции с бюджетными средствами, минуя систему балансовых счетов казначейства, запрещено.

     Казначейство  несет ответственность за правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами, полноту и своевременность зачисления средств на счета получателей. Оно отвечает за своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета, осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства. В сферу ответственности казначейства входит также финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, а также финансирование расходов сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

2.Исполнение  бюджетов по доходам.

      Важнейшим элементом исполнения бюджета является формирование его доходной части  в соответствии с утвержденным планом. Участниками этого процесса являются:

  • налогоплательщики и плательщики сборов (юридические и физические лица), которые перечисляют в бюджет установленные налоги и другие обязательные платежи;
  • учреждения Центрального банка и коммерческие банки, производящие безналичные расчеты между плательщиками и получателем средств;
  • органы Федерального казначейства, которые получают перечисленные в бюджет средства и ведут их учет;
  • налоговые органы (Министерство РФ по налогам и сборам), ведущие учет налогоплательщиков, контролирующие правильность исполнения ими своих налоговых обязательств, а также регулирующие отношения по возврату и зачету уплаченных налогов.

      Источниками доходной части государственного бюджета  являются налоги, уплачиваемые в бюджеты  всех уровней, а также различные  виды неналоговых поступлений. Состав уплачиваемых налогов и порядок их исчисления определяется налоговым законодательством, пропорция распределения между уровнями бюджетной системы – законом о бюджете. Получателями налогов являются территориальные органы Федерального казначейства, имеющие лицевые счета в банках. Налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик, работает с определенным территориальным органом казначейства, решая с ним все вопросы по учету, возврату и зачету налогов. На счет данного казначейского органа плательщик и должен перечислить свои обязательные платежи.

Информация о работе Механизм исполнения бюджетов разных уровней бюджетной системы России