Местные бюджеты в бюджетной системе страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:42, реферат

Описание работы

Доля местных бюджетов в консолидированном бюджете Российской Федерации сравнительно невелика. В ряде европейских стран эта доля больше в 2 - 3 раза. Хотя в абсолютных цифрах размеры местных бюджетов растут, процесс этот неравномерен, например, в 2005 г. они уменьшились. Причем характерно неуклонное уменьшение расходов местных бюджетов по отношению к внутреннему валовому продукту.

Содержание

Местные бюджеты в бюджетной системе страны.
3
Изменение состава и структуры доходов местных бюджетов.
8
Пути укрепления доходов местных бюджетов.
16
Приложение
21
Список литературы
22

Работа содержит 1 файл

курсовая доходы.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

  1. Местные бюджеты в бюджетной системе страны.

3

  1. Изменение состава и структуры доходов местных бюджетов.

8

  1. Пути укрепления доходов местных бюджетов.

16

  1. Приложение

21

  1. Список литературы

22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 . Местные бюджеты в бюджетной системе страны.

 

Бюджетная система  Российской федерации состоит из общего консолидированного бюджета  РФ, который включает в себя Федеральный  бюджет РФ и консолидированные бюджеты  субъектов РФ. Местные бюджеты  входят в состав консолидированных  бюджетов РФ.   (приложение 1)

Местный бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  вопросов местного значения.

Местный бюджет составляется на год. Последнее время  органы местной власти ряда муниципалитетов стали одновременно разрабатывать перспективные финансовые планы муниципального образования на предстоящий трехлетний период.

Перспективный финансовый план муниципального образования  представляет собой документ, содержащий прогнозные данные о возможностях бюджета в предстоящие три года по мобилизации в бюджет муниципального образования доходов, финансированию из бюджета муниципального образования расходов, привлечению и погашению муниципальных заимствований, выдаче муниципальных гарантий.

Перспективный финансовый план разрабатывается финансовым органом местной администрации одновременно с проектом бюджета муниципального образования на очередной финансовый год в порядке и по форме, которые утверждены местной администрацией.

Перспективный финансовый план разрабатывается в целях:

  • информирования представительного органа муниципального образования о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы муниципального образования;
  • комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, нормативных правовых актов;
  • выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;
  • отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

В структуре  перспективного финансового плана  муниципального образования обособленно  приводятся объемы бюджета действующих  обязательств и бюджета принимаемых  обязательств, а также перечень принимаемых  обязательств.

Перспективный финансовый план утверждается местной администрацией, учитывается при формировании бюджета на очередной финансовый год в порядке, установленном местной администрацией, и представляется в качестве информации в представительный орган муниципального образования одновременно с внесением проекта решения о бюджете на очередной финансовый год.

Перспективный финансовый план представительным органом  муниципального образования не утверждается.

Утвержденный  местной администрацией перспективный  финансовый план пересмотру, изменению  и уточнению не подлежит.

Местный бюджет для деятельности муниципальных  органов имеет очень большое  значение. Муниципальные услуги в  части своей предоставляются  на возмездной основе (население их непосредственно оплачивает), но значительную долю социальных благ члены территориальных сообществ получают от органов местного самоуправления бесплатно. Организация дошкольного образования, отдых детей в каникулярное время, первичная медицинская помощь, содержание и строительство местных автомобильных дорог, благоустройство и озеленение территории городов и поселков - все это и многое другое требует бюджетных средств. Иными словами, решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения прямым образом зависит от наполненности местного бюджета. Вот почему бюджет заключает в себе главный нерв всей деятельности органов местного самоуправления. Не случайно Федеральный закон N 131-ФЗ регулированию местных бюджетов уделяет столь большое внимание. В Законе вопросам местного бюджета посвящена отдельная, довольно объемная - восьмая глава.

Доля местных  бюджетов в консолидированном бюджете  Российской Федерации сравнительно невелика. В ряде европейских стран  эта доля больше в 2 - 3 раза. Хотя в  абсолютных цифрах размеры местных  бюджетов растут, процесс этот неравномерен, например, в 2005 г. они уменьшились. Причем характерно неуклонное уменьшение расходов местных бюджетов по отношению к внутреннему валовому продукту.

Структура расходов местных бюджетов показательна в  том отношении, что многие вопросы  местного самоуправления, которые должны решаться органами местного самоуправления, либо вовсе не финансируются, либо финансируются в крайне малых дозах (строительство дорог, например).

При всем при  том в отличие от Федерального закона N 154-ФЗ в Федеральном законе N 131-ФЗ заложена более прогрессивная идеология формирования местных бюджетов. К позитивным моментам обновленного бюджетного планирования относятся приведение бюджетной системы в соответствие с изменениями территориального устройства местного самоуправления, усовершенствование "технологии" пополнения местных бюджетов денежными средствами. Местные бюджеты определяются теперь как бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения, городских и сельских поселений. Введен принцип равенства бюджетных прав муниципальных образований, запрещающий установление индивидуальных, не соответствующих Бюджетному кодексу взаимоотношений между органами власти разных уровней в бюджетном процессе.

Главный упор сделан на четкое разграничение расходных обязательств между местными и государственными - региональными и федеральными - бюджетами. Хотя Федеральный закон N 154-ФЗ тоже различал расходы местных бюджетов, затрачиваемые на решение вопросов местного значения и выполнение отдельных государственных полномочий, на деле это различие часто не учитывалось. Как уже отмечалось выше, средства муниципалитетов затрачивались на порученные государственные дела в ущерб делам местным. Федеральный закон N 131-ФЗ содержит защитные правовые механизмы против такой практики. Как уже упоминалось, он, в частности, устанавливает, что положения федеральных законов, законов субъектов Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. При этом размер субвенций должен определяться раздельно по каждому из передаваемых государственных полномочий и устанавливаться с учетом объективных условий, влияющих на стоимость бюджетных услуг, связанных с выполнением органами местного самоуправления соответствующих государственных полномочий. Данное правило сочетается еще с одним - о том, что федеральные законы, законы субъекта Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

Каждое муниципальное  образование по закону должно иметь  собственный бюджет. В качестве составной  части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений.

Будучи относительно самостоятельным экономическим  инструментом, обеспечивающим финансовые потребности муниципального образования, местный бюджет входит составной  частью в бюджетную систему Российской Федерации - основанную на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации и регулируемую нормами бюджетного права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система  Российской Федерации основана на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств. Эти принципы в значительной части своей применимы и к местным бюджетам.

Все, что связано  с местными бюджетами, в значительной мере регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации. С содержанием гл. 8 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" корреспондируют многие положения Бюджетного кодекса. Кроме того, общественные отношения, возникающие в связи с формированием, утверждением, исполнением местного бюджета и контролем за его исполнением, регулируются федеральным законом о бюджетной классификации, Налоговым кодексом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Федерации. Правовое регулирование части вопросов, связанных с местными бюджетами, регулируется правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ местный бюджет в своих основных частях состоит из доходов и расходов. Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления; доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Изменение  состава и  структуры доходов местных бюджетов.

 

Доходы местных  бюджетов формируются за счет налоговых  и неналоговых поступлений, а  также за счет безвозмездных и  безвозвратных перечислений из бюджетов других уровней и прочих источников.

К налоговым  доходам местных бюджетов относятся  предусмотренные налоговым законодательством  Российской Федерации местные налоги и сборы, пени и штрафы (за неуплату налогов и иные нарушения законодательства о налогах и сборах), а также отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов.

Принципиально новым подходом к порядку отчисления в местные бюджеты от федеральных  налогов является то, что для каждого  уровня местных бюджетов Бюджетным кодексом, а не ежегодными федеральными законами, как это было до принятия Федерального закона N 131-ФЗ, установлены нормативы отчислений. Например, в бюджеты поселений зачисляются 10% налога на доходы физических лиц и 30% единого сельскохозяйственного налога; в бюджеты муниципальных районов - 20% налога на доходы физических лиц, 90% единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, 30% от единого сельскохозяйственного налога; в бюджеты городских округов - 30% налога на доходы физических лиц, 90% единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, 60% единого сельскохозяйственного налога. Если указанные нормативы реализуются, это позволяет повысить предсказуемость и стабильность доходов каждого уровня местных бюджетов, дает возможность обоснованно планировать деятельность муниципалитетов, создает определенные стимулы для экономического развития муниципальных образований и повышает эффективность использования бюджетных средств.

Одновременно  в Кодекс введены нормы, регулирующие установление нормативов отчислений в местные бюджеты органами государственной власти субъектов Федерации. Полномочия по установлению этих нормативов теперь у регионов. Практика установления указанных нормативов федеральными законами отменена. В случае передачи налоговых доходов региональных бюджетов в местные бюджеты соответствующие нормативы отчислений (сверх уровня, установленного Кодексом) должны быть стабильными и едиными для всех муниципальных образований соответствующего типа данного субъекта Федерации. Запрещено устанавливать эти нормативы на ограниченный срок. Органам государственной власти субъектов Федерации вменяется в обязанность передать местным бюджетам по единым или дополнительным (т.е. дифференцированным) нормативам не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Федерации от налога на доходы физических лиц.

Если перечислить  все виды доходов местных бюджетов, как это делает Федеральный закон N 131-ФЗ, к ним относятся:

средства самообложения  граждан;

доходы от местных  налогов и сборов;

доходы от региональных налогов и сборов;

доходы от федеральных  налогов и сборов;

безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации, включая  дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые ;

доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

часть прибыли  муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

штрафы, установление которых в соответствии с федеральным  законом отнесено к компетенции  органов местного самоуправления;

добровольные  пожертвования;

иные поступления  в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации  и решениями органов местного самоуправления.

В состав собственных  доходов бюджетов муниципальных  районов, в которых формирование представительных органов муниципальных  районов осуществляется из представителей поселений, включаются субсидии, предоставляемые  в случаях, установленных уставами муниципальных районов, из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.

Информация о работе Местные бюджеты в бюджетной системе страны