Монополия как экономическое явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:23, доклад

Описание работы

Экономический монополизм достиг определенной завершенности в рыночной сфере. Тем не менее, это понятие не имеет однозначного толкования. Монополия практикуется как исключительное право, контроль над определенными видами деятельности, обладание определенными преимуществами, привилегиями, тип экономических отношений, вмешательство в свободную конкуренцию, рыночная структура, модель рынка и т.д.

Работа содержит 1 файл

МОНОПОЛИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.doc

— 39.00 Кб (Скачать)


МОНОПОЛИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

1.1.Сущность монополии и причины ее возникновения

     Понятие «монополия» известно с древних времен. Первобытные сообщества монопольно распоряжались определенной частью природных и материальных ресурсов. Типичными монополистами были рабовладельцы и помещики. Монопольная власть поддерживалась религиозными, военными, административными и другими рычагами.

     Экономический монополизм достиг определенной завершенности в рыночной сфере. Тем не менее, это понятие не имеет однозначного толкования. Монополия практикуется как исключительное право, контроль над определенными видами деятельности, обладание определенными преимуществами, привилегиями, тип экономических отношений, вмешательство в свободную конкуренцию, рыночная структура, модель рынка и т.д.

     Так Ф.Найф определял монополию как «вмешательство в действие сил свободной конкуренции». Л.А.Мельденсон видел сущность капиталистической монополии в том, что «гигантское капиталистическое предприятие (отдельная фирма или союз многих фирм) обладает огромным превосходством (это главное, где нет производства, - нет и монополии) экономической силы над тысячами и десятками тысяч предприятий обычного типа, это позволяет ему господствовать над ними, присваивать себе огромные прибыли за их счет и за счет всего общества, играть особенно крупную роль в экономике». И.К.Дашковский считал, что «монополия чисто рыночная ситуация, позволяющая взвинчивать цены».

     Чистая монополия означает положение, когда одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего аналогов.

     Английский экономист Адам Смит (1723-1790) в своем сочинении «Исследование о природе и причине богатства народов» писал: «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить».

     Каковы же все-таки конкретные характеристики монополии? Рассмотрим их подробнее.

     Единственный производитель. В качестве примера приведем фантастический роман «Продавец воздуха», наглядно иллюстрирующий это положение. Одна мошенническая фирма, сжигая воздух и распространяя слухи о разряжении атмосферы Земли, добилась ажиотажного спроса на баллоны со сжатым воздухом. Эта фирма была единственным производителем данного продукта.

     Товар уникален, то есть не имеет заменителей. Пример с продажей воздуха хорошо демонстрирует ситуацию, когда нет хорошего заменителя. Чистым кислородом человек сможет дышать лишь короткое время и будет вынужден опять обратиться к монополисту за порцией привычного воздуха.

     Ценовой диктат. Чистый монополист осуществляет полный контроль над ценами. Потребители вынуждены соглашаться с продажной ценой жизненно важных товаров. Цена легко повышается единственным производителем путем сокращения объема предлагаемых на рынке продуктов.

     Изоляция рынка. Абсолютный монополист всеми доступными ему средствами старается максимально ограничивать выход на рынок возможных конкурентов. Изоляция рынка от проникновения других продавцов означает закрепление его монополии на неопределенный срок.

     Неценовая конкуренция специфична. Монополист желает выглядеть едва ли не спасителем человечества, в связи с чем особенно усердствует в рекламе своих благотворительных акций. Такими как раз и старались предстать перед покупателями производителями сжатого воздуха в романе «Продавец воздуха».

     Существуют 4 фактора, каждый из которых или их сочетание приводит к тому, что фирма становится монополией.

     Во-первых, монополия может стать результатом нововведений и новаций. Не все индивиды обладают одинаково творческими или инициативными качествами. Принципиальное открытие нового товара или технологии, защищенное патентом, дающим исключительное право получения выгоды на всех стадиях использования изобретения, порождает монополию. Пока кто-то способен производить принципиально новый и уникальный продукт, держать технологию его создания «в секрете» - до тех пор существует возможность монополии.

     Вторая экономическая сила, которая имеет возможность создать монополию, - это экономия от масштаба. Существуют отрасли, в которых рыночный спрос может быть недостаточным для поддержания большого числа (или даже нескольких) эффективных фирм. Возможна ситуация, при которой в отрасли способен эффективно работать лишь один производитель. Такая ситуация получила название «естественной монополии» и характерна для многих общественных благ (энергетика, железнодорожный транспорт и т.п.). К примеру, в городе самым эффективным решением будет создание одной водопроводной городской сети, а не двух-трех конкурирующих между собой: невозможно представить ситуацию, при которой, к примеру, четные дома на Невском проспекте обслуживались бы одной водопроводной компанией, а нечетные – ее конкурентом. Если такая ситуация и возникает, то двум конкурирующим между собой фирмам все же выгоднее будет слиться, превратиться в монополию, так как при этом они способны существенно снизить свои издержки производства.

     Третьим фактором возникновения монополии является исключительная собственность на важнейшие средства и приметы производства. Одним из наглядных примеров такой монополии является деятельность фирмы «Де Бирс Даймонд Майнз», которая контролирует большинство мировых разработок по добыче и поставке необработанных алмазов. Монополистами данного рода можно считать и владельцев виноградников в провинции Шампань.

     Четвертым фактором существования монополии является государственная политика. Государство может создавать и поддерживать монополии, предоставляя исключительные права экономической деятельности определенным фирмам. Это достигается путем предоставления таким фирмам лицензий или определенных привилегий.

 

 

1.2.Виды монополии

     Экономическая теория никогда не имела четкой классификации видов монополии. Так, исследуя капиталистическую монополию конца ХІХ – начала ХХ веков, В.И.Ленин выделял четыре главных вида монополий:

      промышленную;

      сырьевую;

      банковую;

      колониальную.    

    Промышленная монополия выросла из концентрации производства на очень высокой ступени развития. Это – монополистические союзы капиталов (картели, синдикаты, тресты).

     Сырьевая монополия -  это сосредоточение важнейших источников сырья в руках крупного капитала.

     Банковская монополия характеризовалась В.И.Лениным как концентрация банкового дела в немногих крупных банках, распоряжающихся почти всем денежным капиталом, а также большей частью средств производства и источников сырья в данной стране и в целом ряде стран. Она представляла собой соглашение между «концернами крупных банков», ограничивающих конкуренцию.

     Колониальная монополия – соглашение между крупными государствами  о предоставлении в монопольное владение части мирового рынка.

     Основу современного монополизма в экономической сфере составляют три формы монополии, которые в той или иной мере присущи все хозяйственным системам.

     Первая из них связана с абсолютной ограниченностью тех или иных факторов в условиях производства (это могут быть природные ресурсы - плодородные земли, месторождение ископаемых) либо с благоприятным расположением объекта (например, на важнейших транспортных путях). Такую монополию называют естественной.

     Повсеместно существуют предприятия, удовлетворяющие коммунальные нужды жителей или поставляющие жизненно важные товары. К их числу относятся, например, энерго- и радиосети, предприятия электротранспорта и некоторые другие. Государство и местные органы власти допускают монополию в этих отраслях, поскольку это естественная монополия.

     Естественные монополии получают от государства привилегии и исключительное право деятельности на конкретном рынке, и это оправдывает себя. Так, например, поощрение конкуренции в области традиционной телефонной связи означало бы возникновение многих неудобств для пользователей (разные номера, аппараты, системы обслуживания). Однако взамен этих привилегий государство оставляет за собой право регулировать сферу деятельности монополиста, уровень качества его продукции и услуг и цену на них.

     Вторая форма монополии – техническая или производственная. Ее объектом, как правило, становится технология изготовления того или иного продукта. Такая монополия тесно связана с научно-технологическим процессом и стимулирует нововведения и усовершенствования. Ее действие заканчивается тогда, когда конкуренты осваивают появившиеся у монополиста новые технологии и конструктивные решения или находят альтернативные варианты.

     Самая опасная для развития конкуренции форма монополии третья - организационная. Ее особенность состоит в том, что в поле зрения монополиста попадают практически любые факторы производства и создаются предпосылки для бурного развития монополизма, в результате чего он принимает всеобъемлющий характер.

     Экономическая монополия – исключительный контроль над определенным видом торгово-промышленной деятельности. Она возникает путем договоренности и соглашений между различными хозяйственными субъектами, либо в результате конкуренции. Объектами соглашений выступают квоты, цены, рынки сбыта.

     Монополии, созданные государством в целях концентрации и специализации производства, относят к разряду искусственных. В их роли зачастую выступают отсталые в техническом и экономическом отношениях предприятия. Цель государства при этом – обеспечить решение социальных задач, в частности, сохранения рабочих мест.

     В рыночной экономике фирма может быть единственным производителем, если она защищена от конкуренции, благодаря наличию юридических ограничений (запретов), экономии на масштабах производства, выпуску совершенно новой продукции.

     Исходя из этого, в экономической теории выделяют три вида монополии – закрытые, естественные и открытые. Закрытая монополия защищена юридическими запретами на конкуренцию (патентами, авторскими правами). Открытая, напротив, является незащищенной от конкуренции монополией, являющейся единственным производителем в течение некоторого времени. Естественная монополия, как отмечалось выше,  - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны: одна фирма обслуживает весь рынок.



Информация о работе Монополия как экономическое явление