Национальный проект "Развитие АПК"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 09:11, доклад

Описание работы

ромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.

В современных условиях развитие АПК страны происходит неоднозначно. С одной стороны имеют место положительные результаты: в ряде регионов наметился рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью. Но с другой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными тенденциями, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики.

Работа содержит 1 файл

Агропромышленный комплекс.docx

— 270.87 Кб (Скачать)

     Агропромышленный  комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Значение его  не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность  всего национального производства.

     В современных условиях развитие АПК страны происходит неоднозначно. С одной стороны имеют место положительные результаты: в ряде регионов наметился рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью. Но с другой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными тенденциями, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики. Главными негативными моментами в сельском хозяйстве являются:

  • финансовая неустойчивость отрасли, связанная с недостаточным притоком инвестиций на  ее развитие, низкие темпы модернизации отрасли. Высокий физический и моральный износ основных средств - одна из причин низкой эффективности сельского хозяйства является. Нехватка свободных денежных средств не позволяет большинству предприятий полноценно обновить основные фонды, а основным источником финансирования продолжают оставаться собственные средства предприятий. В результате износ основных фондов в АПК достиг 80%. Проведённый специалистами анализ показал, что в сельском хозяйстве используются в основном устаревшие технологии. Из-за технологического отставания и дефицита техники ежегодно теряется до 30% урожая. По этим причинам из года в год сокращается рынок для отечественных производителей.
  • дефицит квалифицированных кадров – продолжается стремительный отток экономически активной части населения и квалифицированных кадров в города. Данная проблема вызвана низким уровнем и качеством жизни в сельской  местности, (одним из показателей которого является уровень денежных доходов сельскохозяйственных работников. - среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве составляет 4904 руб., или 36% общероссийского уровня).
 

     Также одной из насущных проблем, несмотря на определенные продвижения в этой сфере, продолжает оставаться недостаточная государственная поддержка. Т.е. сельское хозяйство находится в таком положении, что применение разовых мер уже недостаточно для его развития. Более конкретными мерами можно назвать национальный проект в сфере развития АПК, предполагающие крупные перемены.

     В периоде 2006-2007 г.г. на территории РФ действовал национальный  проект  « Развитие  АПК », который включал в себя три основных направления:

  • Ускоренное развитие животноводства;
  • Стимулирование развития малых форм хозяйствования;
  • Обеспечение доступным жильем молодых специалистов  на селе.

     Начиная с 2008 года национальный проект «Развитие  АПК» был преобразован в Государственную  программу развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на пятилетний срок (на 2008–2012 годы). Т.е. формально «Развитие АПК» перестал называться национальным проектом и стал базой для принятия гос программы развития сельского хозяйства. Эта программа полностью поглощает проект, существенно разворачивает масштаб поддержки, а также делает существующие меры в этой области более долгосрочными. 

В течение  действия данной программы намечено достижение следующих целей:

  • устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
  • повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости сельского хозяйства, а также на основе развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
  • сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
 

 

Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих направлений:

  • улучшение жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году);
  • увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 24,1% по отношению к 2006 году;
  • привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2008 - 2012 годы в размере 946,8 млрд. рублей;
  • доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70%
  • обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства;
  • улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;
  • улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия,
  • создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом к 2012 году 95% субъектов Российской Федерации;
  • повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях до 40%;
 

     Данная  гос программа была разработана  в соответствии с Федеральным  Законом «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 №264-ФЗ. При этом государственная программа разрабатывалась Министерством сельского хозяйства РФ с привлечением представителей союзов и ассоциаций производителей, науки, других министерств. С одной стороны, привлечение широкого круга экспертов к разработке программы позволило учесть мнение различных групп интересов, с другой стороны, компромиссный вариант программы получился несколько отличающимся от того, что задумывалось при разработке Закона «О развитии сельского хозяйства».

     Разработка государственной программы привела к решению в пользу резкого повышения бюджетных расходов на аграрный сектор. При этом увеличение бюджетных расходов не всегда приводит к увеличению прозрачности их планирования и осуществления, как это могло бы быть в случае бюджетирования в полном соответствии со структурой подпрограмм, закрепленной законом о развитии сельского хозяйства.

     В соответствии с требованиями Закона о развитии сельского хозяйства, каждая подпрограмма (направление) должна иметь цели, механизмы государственного воздействия и объемы финансирования. Такая структура Государственной программы давала бы четкие сигналы о направлениях государственной политики и регулировании рынков. На практике только часть соответствующих бюджетных подпрограмм выдерживает данную схему. В большинстве случаев, конкретные расходные мероприятия либо не прописаны вообще, либо прописаны настолько в общих чертах, что никакого сигнала бизнесу не содержат, индикаторы достижения целей никак не связаны с реализуемыми мероприятиями и объемами финансирования. 

     Объем финансирования Программы  в 2008 - 2012 годах составляет:

     - за счет средств  федерального бюджета  - 551,3 млрд. рублей 

     (2008 год - 76,3 млрд. рублей, 2009 год - 100 млрд. рублей, 2010 год - 120 млрд. рублей, 2011 год - 125 млрд. рублей, 2012 год – 130 млрд. рублей);

     - за счет средств  бюджетов субъектов  Российской Федерации  – 544,3 млрд. рублей 

     (2008 год - 83 млрд. рублей, 2009 год – 99,4 млрд. рублей, 2010 год - 108,3 млрд. рублей, 2011 год  – 121,2 млрд. рублей, 2012 год - 132,4 млрд. рублей).

     За  счет средств внебюджетных источников предусматривается  привлечь в 2008 - 2010 годах 311 млрд. рублей

     В то же время, увеличение расходов на сельское хозяйство позволило ввести в  программу новые направления  регулирования, в том числе и  такие, необходимость в которых  в секторе давно назрела. 

Таблица 1.

Распределение средств федерального бюджета по мероприятиям Программы и годам ее реализации, млрд. руб.

  Основные направления 2008 2009 2010 2011 2012 Всего за 2008-2012 гг.
I направление Устойчивое развитие сельских территорий 7,34 19.03 25,12 29,60 31,28 112,37
II  направление Создание общих условий функционирования сельского хозяйства  
9,86 
 
12,92 
 
13,78 
 
14,66 
 
15,33 
 
66,55 
III направление Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства 13,73 15,41 14,11 14,37 15,04 72,66
IV направление Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства 44,00 51,28 65,62 64,94 66,85 292,69
V направление Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия 1,36 1,36 1,36 1,43 1,50 7,01
  Итого: 76,30 100,00 120,00 125,00 130,00 551,30
 

     Прежде  всего, это касается части программы, посвященной сельскому развитию. Важным новшеством является размещение главы «устойчивое развитие сельских территорий», в начале программы. Такая постановка данной проблемы, еще совсем недавно совершенно не осознававшейся как приоритетная, уже само по себе сигнализирует о положительных сдвигах в агропродовольственной политике.

     Мероприятия в разделе «Устойчивое развитие сельских территорий» отчасти вполне традиционны - продолжение реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", продолжение  действующих мер по обеспечению  жильем, отчасти реализуются в  новой форме - путем поддержки  инвестиционных проектов, отбираемых на конкурсной основе. Однако, в такой форме будут финансироваться лишь проекты комплексной застройки и благоустройства сельских населенных пунктов, в то время как необходимые мероприятия по сельскому развитию выходят далеко за эти рамки.

     В целом, за  2010 г. для граждан, проживающих  в сельской местности, построено  и приобретено 1267,3 тыс. м2 жилья, в том числе для молодых семей и молодых специалистов 633,4 тыс. м2.

     В связи со снижением  государственной  поддержки мероприятий  федеральной целевой  программы «Социальное  развитие села до 2012 года» целевые  индикаторы Госпрограммы по вводу и приобретению жилья для граждан, проживающих в  сельской местности, в том числе  для молодых семей  и молодых специалистов, а также обеспеченности сельского населения  питьевой водой были скорректированы.

     Утвержденные  в Программе масштабы ввода и приобретения сельским населением жилых домов и  квартир сокращены  в 3,4 раза, в том  числе для молодых  семей и молодых  специалистов – в 2,7 раза 
 
 

 
 
Рис. 1. Выполнение целевых индикаторов по устойчивому развитию сельских территорий:

                     - индикаторы Государственной программы  на 2010 г.;

                     - скорректированные индикаторы;

                     - фактически выполнено.

 

     Гражданам – получателям государственной  поддержки в улучшении жилищных условий было выдано 663 ипотечных  жилищных кредита на сумму 339,3 млн руб., из них 405 молодым семьям и молодым специалистам на сумму 197,9 млн руб. Средний размер ипотечного жилищного кредита составил 512 тыс. руб.

Информация о работе Национальный проект "Развитие АПК"