Организационно-правовые основы построения бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

целью данной курсовой работы является исследование организационно-правовых основ построения бюджетной системы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
1. Исследовать организационные основы построения бюджетной системы РФ;
2. Раскрыть источники и содержание правовых основ построения бюджетной системы РФ;
3. Раскрыть основы построения бюджетной системы на примере формирования и исполнения консолидированного бюджета РФ.

Содержание

Введение 2
1. Организационные основы построения бюджетной системы Российской Федерации 4
1.1. Понятие бюджетной системы 4
1.2. Уровни построения бюджетной системы Российской Федерации 5
1.3. Принципы построения бюджетной системы РФ 10
2. Источники и содержание правовых основ построения бюджетной системы РФ 19
2.1. Правовые основы функционирования бюджетной системы РФ 19
2.2. Бюджетный кодекс РФ как основа построения бюджетных правоотношений 22
2.3. Бюджетная классификация как элемент построения бюджетной системы 24
2.4. Межбюджетные отношения: особенности и правовая характеристика 29
3. Практическая реализация основ построения бюджетной системы РФ на примере данных о формировании и исполнении бюджета на 2008 год и на период до 2010 года 32
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложение 1 43
Приложение 2 44
Приложение 3 47

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система РФ_Организационно-правовые основы построения_Курсовая работа.docx

— 350.95 Кб (Скачать)

     В последнее время наблюдается  активное развитие наделения субъектов федерации большей самостоятельностью и соответственно – отвественностью в управлении экономическими и социальными процессами. Поэтому роль региональных бюджетов в бюджетной системе РФ усиливается.

     С помощью региональных бюджетов государство  проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального  развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных  и других условий отстали в  своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.

     Местный бюджет – это третий уровень бюджетной системы РФ. Местный бюджет является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

     Местное самоуправление осуществляется самим  населением через свободно избранные  им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные  представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными  имущественными и финансово—бюджетными правами.

     Местные бюджеты – один из главных каналов  доведения до населения конечных результатов производства. Через  них общественные фонды потребления  распределяются между отдельными группами населения, из них финансируется  развитие отраслей производственной сферы.

     Местные бюджеты выполняют следующие  функции:

     1) формируют денежные фонды, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

     2) распределяют и используют эти фонды между отраслями хозяйства;

     3) контролируют финансово-хозяйственную деятельность предприятий, учреждений, которые подведомственны этим органам власти.

     Местные бюджеты в осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач  имеют большое значение, поскольку  они распределяют государственные  средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

     Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных  образований, которые входят в состав субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ также образуют консолидированный бюджет РФ.

     В соответствии со статьей 6 БК РФ, консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней, который включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты.

     В бюджетном планировании используются только показатели консолидированных бюджетов. Объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных преобразований принимаются в расчет при определении размеров дотаций и величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ.

     Роль  консолидированных показателей  важна при проведении анализа  формирования и использования централизованного  финансового фонда страны.

1.3. Принципы построения  бюджетной системы  РФ

     Принципы как исходные и основополагающие данные любого процесса и любой системы присущи и бюджетной системе. Они позволяют характеризовать бюджетную систему с различных сторон, анализировать ее по различным показателям в интересах оптимизации бюджетов различных уровней и бюджетного процесса в целом.

     Принципы, лежащие в основе бюджетов и бюджетной системы в целом, можно разделить на две группы3:

     - общие принципы или принципы бюджетности, характеризующие бюджет как научную категорию;

     - принципы системности, характеризующие бюджет как систему.

     К общим принципам, характеризующим бюджет, можно отнести следующие принципы.

     Принцип правомерности и  обязательности правовой базы означает, что становление бюджета базируется на исторически сложившихся нормах и правилах и непосредственно опирается на законодательную базу или бюджетное право. Под правомерностью следует понимать совокупность прав граждан через своих представителей участвовать в бюджетном процессе и юридических норм, законодательно закрепляющих содержание бюджетного плана4. В соответствии с бюджетным правом на основании юридических норм определено и закреплено бюджетное устройство РФ, бюджетные отношения и бюджетный процесс на всех этапах его формирования и исполнения, определен порядок контроля за формированием и исполнением бюджетов всех уровней, определены процедуры рассмотрения, изменения, утверждения и исполнения бюджетов в ходе бюджетного процесса.

     Под обязательностью понимается необходимость  принятия законодательных актов, определяющих бюджеты и бюджетную систему  как таковую, и, главное, выполнение всеми органами и должностными лицами, имеющими отношение к бюджетам, законодательно принятых в государстве актов.

     Принцип многосторонности бюджета подразумевает, что бюджет представляет собой сложное явление и одновременно отражает многие сферы деятельности: экономики, финансов, политики, права, социальной жизни и его невозможно сводить только к росписи по статьям доходов и расходов бюджетной классификации. Бюджет – это не только роспись, это еще и денежные отношения, фонд денежных средств, плановый государственный документ.

     Принцип многофункциональности  бюджета подразумевает, что бюджет – это, прежде всего, совокупность доходов и расходов, собираемых и расходуемых в течение целого финансового года в соответствии со сметами доходов и расходов. Многофункциональность бюджета определяется не только значительным количеством источников дохода, но еще большим количеством статей расхода по сферам деятельности, основным направлениям и конкретным мероприятиям.

     Среди множества принципов, характеризующих  бюджетную систему, наиболее важные принципы закрпелены в главе 5 Бюджетного кодекса РФ. Статья 28 БК РФ закрепляет перечень принципов, на которых основано функционирование бюджетной системы Российской Федерации, т.е. в основе построения бюджетов всех уровней в единую систему лежат определенные исходные начала, идеи, отражающие специфику бюджетной деятельности как особого вида государственного управления.

     Принцип единства бюджетной  системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы страны, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 29 БК РФ).

     Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов  бюджетов между бюджетами  бюджетной системы  Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами на формирование доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установление и исполнение расходных обязательств публично-правовых образований.

     Органы  государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами  не вправе налагать на юридические  и физические лица не предусмотренные  законодательством Российской Федерации  финансовые и иные обязательства  по обеспечению выполнения своих  полномочий.

     Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

     - право и обязанность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно  обеспечивать сбалансированность  соответствующих бюджетов и эффективность  использования бюджетных средств;

     - право и обязанность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно  осуществлять бюджетный процесс,  за исключением случаев, предусмотренных  Бюджетным кодексом;

     - право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления устанавливать в  соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах налоги и сборы,  доходы от которых подлежат  зачислению в соответствующие  бюджеты бюджетной системы Российской  Федерации;

     - право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления в соответствии  с Бюджетным кодексом самостоятельно  определять формы и направления  расходования средств бюджетов (за  исключением расходов, финансовое  обеспечение которых осуществляется  за счет межбюджетных субсидий  и субвенций из других бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации);

     - недопустимость установления расходных  обязательств, подлежащих исполнению  за счет доходов и источников  финансирования дефицитов других  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации, а также расходных  обязательств, подлежащих исполнению  одновременно за счет средств  двух и более бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации,  за счет средств консолидированных  бюджетов или без определения  бюджета, из средств которого  должны исполняться расходные  обязательства;

     - право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления предоставлять средства  из бюджета на исполнение расходных  обязательств, устанавливаемых иными  органами государственной власти  и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных  трансфертов;

     - недопустимость введения в действие  в течение текущего финансового  года органами государственной  власти и органами местного  самоуправления изменений бюджетного  законодательства Российской Федерации  и (или) законодательства о  налогах и сборах, законодательства  о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов  и (или) снижению доходов других  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации без внесения изменений  в законы (решения) о соответствующих  бюджетах, предусматривающих компенсацию  увеличения расходов, снижения доходов;

     - недопустимость изъятия дополнительных  доходов, экономии по расходам  бюджетов, полученных в результате  эффективного исполнения бюджетов (ст. 31 БК РФ).

     Принцип равенства бюджетных  прав субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом.

     Договоры  и соглашения между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами государственной  власти и органами местного самоуправления, не соответствующие Бюджетному кодексу, недействительны (ст. 31.1 БК РФ).

     Принцип полноты отражения  доходов, расходов и  источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах (ст. 32 БК РФ).

     Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

     При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации  размера дефицита бюджета (ст. 33 БК РФ).

Информация о работе Организационно-правовые основы построения бюджетной системы РФ