Организация бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение и анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) изучить основные черты бюджетной системы и бюджетного процесса.
2) обосновать принципы построения бюджетной системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ
1.1 Основные черты и принципы бюджетной системы и бюджетного устройства РФ……………………………………………………………………..5
1.2_Бюджетная_классификация,_доходы_и_расходы……………………11
1.3 Бюджетный процесс в РФ и его стадии………………………………. 14
1.4 Проблема формирования бюджета…………………………………….17
2. Анализ сбалансированности бюджета
2.1_Основные_параметры_Федерального_бюджета_2011-2012гг......….25
2.2 Динамика основных параметров бюджетной системы РФ…………..26
2.3 Исполнение консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-апреле 2012 г……………………………………………………………………28
2.4 Анализ основных параметров текущего исполнения госбюджета…30
2.5 Зарубежный опыт бюджетного устройства…………………………..31
3. Недостатки и пути совершенствования бюджетной системы………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….39
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….42

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

«Ижевский государственный технический  университет

им. М.Т. Калашникова »

(ИжГТУ)

Факультет «Менеджмент и маркетинг»

Кафедра «Финансы и Кредит»

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: «Финансовые институты»

 

на тему: «Организация бюджетной  системы».

 

 

 

 

     Выполнил:                                          студентка группы    Б03-521-1

                                        Доровских Е.О.

Проверил:                                           старший преподаватель

                                        Лабутина Л.М.

 

 

 

 

 

Ижевск 2012

Содержание                                                с.

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ

1.1 Основные черты и принципы бюджетной системы и бюджетного устройства РФ……………………………………………………………………..5

1.2_Бюджетная_классификация,_доходы_и_расходы……………………11

1.3 Бюджетный процесс в РФ и его стадии………………………………. 14

1.4 Проблема формирования бюджета…………………………………….17

2. Анализ сбалансированности бюджета

2.1_Основные_параметры_Федерального_бюджета_2011-2012гг......….25

2.2 Динамика основных параметров бюджетной системы РФ…………..26

2.3 Исполнение консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-апреле 2012 г……………………………………………………………………28

2.4 Анализ основных параметров  текущего исполнения госбюджета…30

2.5 Зарубежный опыт бюджетного  устройства…………………………..31

3. Недостатки и пути совершенствования бюджетной системы………..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….39

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….42

 

ВВЕДЕНИЕ

Главную роль в формировании и развитии экономики любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли  не затронуть сферу государственных  финансов, и, в первую очередь, бюджетную  систему. Государственный бюджет, являясь  главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

     Одним  из важнейших вопросов государственных  финансов  является проблема сбалансированности бюджета и государственного долга.  Дефицит бюджета и величина  государственного  долга -  это термометр состояния экономики, поэтому этой проблеме уделим большое внимание.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором  на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1998.г. нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации.

Тема курсовой работы достаточно актуальна, поскольку бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Целью настоящей работы является изучение и анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества. Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить основные черты бюджетной системы и бюджетного процесса.
  2. обосновать принципы построения бюджетной системы РФ.
  3. выявить наиболее значительные проблемы в функционировании бюджетного механизма и рассмотреть возможные пути их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) РФ.
  4. изучить зарубежный опыт становления и развития бюджетной системы.

Объектом исследования в данной курсовой работе основополагающие характеристики бюджетной системы. Предметом является определение особенностей структуры и принципов построения бюджетной системы РФ.

 

 

 

 

 

1. бюджетная система И Бюджетное устройство

РФ.

1.1 Основные черты и принципы бюджетной системы и бюджетного устройства РФ.

Центральное место в  финансовой системе любого государства  занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.

Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения.

После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей  регламентации бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

 БК РФ дает следующее  определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.      Принципы бюджетной системы:

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Бюджетная система РФ имеет следующие уровни бюджетов:

        Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны. Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях (внесены изменения в Кодекс). 13 декабря 2010 года был принят Федеральный закон № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:

  • 2011
    • Доходы — 14 106 000 000,0 тыс. рублей.
    • Доходы получаемые государством с налогов — 3 380 000 000,0 тыс. рублей.
    • Расходы — 11 022 477 366,9 тыс. рублей.
  • 2012
    • Доходы — 9 503 469 245,0 тыс. рублей.
    • Расходы — 11 237 919 245,0 тыс. рублей.
  • 2013
    • Доходы — 10 379 889 320,0 тыс. рублей.
    • Расходы — 12 175 569 320,0 тыс. рублей.

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень  бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, водный налог и т.д.).

        Местные бюджеты — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы». Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:

  • формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности
  • распределение этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления
  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.

В основе распределения  общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РФ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

Доходы местных бюджетов также, как и доходы других уровней  бюджетов, формируются за счёт налоговых и неналоговых доходов.

Информация о работе Организация бюджетной системы