Организация управленческого учета в ОАО «Транскредитбанк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 15:27, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы: на основе экономического анализа доходов и расходов выявить центры возникновения прибыли и центры возникновения затрат, предложить систему бюджетов банка и мероприятия по организации управленческого учета.
В выпускной квалификационной работе рассмотрены центры финансовой ответственности — центры прибыли (бизнес-центры), центры затрат, взаимодействие структурных подразделений, а также внутрибанковское стратегическое и оперативное планирование и др.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические аспекты организации управленческого учета в коммерческом банке 4
1.1. Понятие управленческого учета в коммерческом банке 4
1.2. Формы управленческой отчетности..........................................................................................................................10
2. Анализ деятельности коммерческого банка 23
2.1.Организация сбора фактических данных для управленческого учета 23
2.2.Анализ доходов и расходов банка 27
3. Проектная часть 33
3.1. Разработка форм управленческой отчетности банка 33
3.2. Разработка предложений по организации управленческого учета в банке 39
Заключение 53
Приложения 56

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 1.49 Мб (Скачать)

       Аннотация

       Выпускная квалификационная работа 85 с., 6 рис., 16 табл., 11 источников, 9 прил.                                                                                               

Тема  выпускной квалификационной работы:

«Организация  управленческого учета в ОАО «Транскредитбанк»

       Объектом  исследования является открытое акционерное  общество «Транскредитбанк», оказывающий полный перечень банковских услуг физическим и юридическим лицам.

       Предметом изучения и анализа является деятельность банка для организации управленческого учета с целью минимизации расходов банка.

       Цель  выпускной квалификационной работы: на основе экономического анализа доходов и расходов выявить центры возникновения прибыли и центры возникновения затрат, предложить систему бюджетов банка и мероприятия по организации управленческого учета.

    В выпускной квалификационной работе рассмотрены центры финансовой ответственности — центры прибыли (бизнес-центры), центры затрат, взаимодействие структурных подразделений, а также внутрибанковское стратегическое и оперативное планирование и др.

       Практическая  значимость заключается в том, что  применение данных управленческого  учета по бизнес-центрам позволяет более эффективно управлять деятельностью банка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

Введение 

    Коммерческий  банк — это кредитная организация, основной целью которой, является получение прибыли от деятельности по продаже банковских продуктов, операционному обслуживанию клиентов и финансовому менеджменту. Эту деятельность отличает определенная специфика, связанная со структурной организацией банка и проходящими в нем технологическими и информационными процессами. Помимо этого для банка специфично то, что его деятельность находится под постоянным контролем — от ежедневного баланса до отчетности, представляемой в Банк России, от ручного контроля каждой операции до автоматизированного контроля большого числа параметров с использованием компьютерных систем.

      Четкая  и эффективная работа банка возможна при строгом определении параметров затрат и результатов. Бюджетирование как раз и определяет эти параметры, а управленческий учет позволяет осуществить учет и контроль за их исполнением. В экономическую жизнь нашей страны управленческий учет вошел вместе с возникновением и ростом предприятий, ориентированных на рынок. Рыночная экономика - это прежде всего конкуренция, а конкуренция - это постоянная борьба за рынок сбыта, за потребителя, а следовательно, это борьба за качество и низкую себестоимость.

      Очевидно, что от правильных, адекватных рыночной среде управленческих решений зависит  часто не только процветание бизнеса, но и само его существование. В этих условиях руководство подобных предприятий без оперативной и достоверной информации подвергается риску в принятии ошибочных управленческих решений. Задачу представления необходимой информации решает управленческий учет.

      Разделение  бухгалтерского учета на финансовый и управленческий, особенности функционирования управленческой бухгалтерии, оперативные методы учета и контроля позволяют предприятию использовать наиболее эффективные формы и методы производственного учета, контроля и управления затратами и результатами на всех уровнях производственного процесса.

      Цель  дипломной работы – разработать  систему управленческого учета  в коммерческом банке ОАО «Транскредитбанк».

      Для реализации поставленной цели в дипломной  работе решались следующие задачи:

      - разработка форм управленческой отчетности банка;

      - разработка предложений по организации  управленческого учета в банке.

      Объектом  исследования в дипломной работе является банк ОАО «Транскредитбанк» (удаленный центральный офис), предоставляющий  клиентам комплекс банковских продуктов и услуг на уровне международных стандартов.

      Информационной  базой послужили данные финансового  анализа банка, проводимого во время  преддипломной практики, научная  литература по данной тематике, официальный  сайт банка, нормативные документы, инструкции и положения банка.

      Практическая  значимость работы заключается в  возможности использования результатов  для составления  управленческой отчетности и принятия управленческих решений для эффективного управления банком.

      Структура дипломной работы представлена следующим образом:

      - во введении сформулированы актуальность  и практическая значимость дипломной  работы, описано краткое содержание  каждого раздела;

    - в первой главе определено  понятие управленческого учета  в банке, 

      - во второй главе рассмотрена организация сбора фактических данных для  управленческого учета, проанализированы доходы и расходы банка,

      - в третьей главе на основе  данных ОАО «Транскредитбанк»  предложены формы управленческой  отчетности и разработаны предложения  по организации управленческого учета в банке,

      - в заключении представлены выводы  и полученные результаты;

      -  в приложениях представлены агрегированные  балансы за 2007- 2009 гг., отчеты о  прибылях и убытках за 2007-2009 гг., выполнение нормативов за 2007-2009 гг..

1. Теоретические аспекты организации управленческого учета в коммерческом банке

  • 1.1. Понятие управленческого  учета в коммерческом  банке
  •  

        Специфика деятельности коммерческого банка, особенности этой деятельности приводят к необходимости разработки и  проведения гибкой и глубоко продуманной  управленческой политики. В основу реализации этой политики должен быть положен управленческий учет.

        Система управленческого учета в банке представляет собой управление краткосрочными и долгосрочными результатами деятельности тех объектов банка (бизнесов или бизнес-процессов), которые важны в настоящее время, а поскольку результат — это сопоставление расходов и доходов, то управлять результатом деятельности — значит управлять доходами и расходами. При этом происходит разделение по центрам ответственности, по центрам прибыли (бизнес--центрам), по центрам затрат, взаимодействие структурных подразделений, а также внутрибанковское стратегическое и оперативное планирование, анализ эффективности, ликвидности и др.

        Предмет управленческого учета — совокупность ресурсов, доходов и видов деятельности в процессе всего цикла управления банком.

        Управленческий  учет призван дать руководству банка точную и объективную информацию о положении дел. Не обладая такой информацией, невозможно эффективно управлять банком. Более того, само существование банка, в котором принимаются неэффективные решения, возможно только до тех пор, пока большинство конкурентов работают также. Как только кто-то из них начинает выходить вперед, перед аутсайдерами возникает проблема выживания.

        Управленческий  учет входит в качестве составного элемента в управленческий цикл, который включает следующие этапы:

    - планирование (прогнозирование) и организация  деятельности;

    - управленческий  учет (сбор информации) и контроль;

    - анализ (обработка данных учета);

    - принятие решений  (регулирование).

         Предпочтительно, чтобы все этапы управленческого  учета были интегрированы в единой системе управления (рис. 1), оперировали с одними и теми же данными на базе единой автоматизированной информационной системы

    Рис. 1 –  Функциональная схема управления коммерческим банком

         Схему генерации управленческого учета  можно представить в следующем виде (рис. 2)

    Рис.2 –  Схема генерации управленческого  учета

        В основе управленческого учета лежат  три источника:

    1. технология бизнеса в целом и конкретных видов деятельности в частности;
    2. внутрибанковские документы и учетная политика банка (правила бухгалтерского учета);
    3. нормативная база.

        На  их основе формируется собственно управленческий учет, который представляет собой  систему организации, сбора и  анализа данных в соответствии с  конкретной задачей управления. После  завершения процесса формирования управленческого учета формируется внешний интерфейс управленческого учета, состоящий из трех взаимосвязанных систем:

    1. учет затрат (интерфейс с финансами);
    2. показатели деятельности (интерфейс с регулярным менеджментом);
    3. управленческие отчеты (интерфейс с системой принятия решений).

        Типология управленческого учета включает следующие его специализированные виды:

      - продажу банковских  продуктов (услуг);

      - операционное  обслуживание;

      - финансовый  менеджмент;

      - инвестиционный  менеджмент;

      - управление  проектом (проект-менеджмент);

      - управление  обеспечением деятельности банка  (материально- 
      техническое обеспечение, связь, автоматизация, транспорт и т.д.);

         - управление филиалами и отделениями.

        Управленческий  учет внедрен в действующую структуру управления банком и по горизонтали и по вертикали. Горизонтальная интеграция происходит по структурным подразделениям. Это связано с тем, что система учета может быть эффективной только при условии, что данные управленческого учета по видам деятельности (управляемым подсистемам) сопоставимы между собой. Иными словами, менеджер волен регламентировать управленческий учет, но должен жестко следовать принципу сопряженности форм в разных элементах системы. Вертикальная интеграция управленческого учета охватывает цикл принятия решений:

    план — организация  — учет — контроль — анализ —  принятие решения.

          Как правило, в банке используются несколько  специализированных видов управленческого учета (т.е. банк имеет несколько видов деятельности, примерно равных по значимости). В целом такой банк управляется как финансовый объект с помощью финансового управленческого учета, реже — как специализированный объект с помощью специализированного управленческого учета.

          Последнее происходит обычно в том случае, когда бизнес банка имеет четкую ориентацию.

         Большинство западных банков специализированы по сферам обслуживания. Культура управленческого учета там весьма высока. В России в настоящее время наиболее распространены универсальные банки и соответственно финансовый управленческий учет.

         Перечислим  основные принципы управленческого  учета.          Непрерывность деятельности предприятия. Выражается в отсутствии намерений самоликвидации и сокращения масштабов деятельности. Этот принцип нацеливает руководство на создание информационного обслуживания решений долгосрочных проблем: на анализ конкурентоспособности, разработку и введение новых банковских продуктов и услуг и т.д.

         Использование единых планово-учетных единиц измерения. Этот принцип обеспечивает прямую и обратную связь планирования и учета. Планово-учетные единицы раскрывают сущность систем оперативного планирования на разных уровнях; с их помощью возникает реальная возможность разработки методологии системы учета, основанной на тесной взаимосвязи показателей учета, определения результатов деятельности отдельных структурных подразделений.

         На  разных уровнях оперативного планирования планово-учетные единицы или укрупнены, или детализированы. В основе детализации заложен принцип перехода от планово-учетных единиц на уровне банка (клиент, банковская услуга, банковский продукт, инвестиционный проект и т.п.) к более мелким - на уровне отдельного подразделения (счет, операция, комплекс операций и др.).

    Информация о работе Организация управленческого учета в ОАО «Транскредитбанк»