Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:47, реферат

Описание работы

Актуальность исследования. В связи с бурным развитием бюджетного законодательства РФ в последние годы новое наполнение получают многие институты бюджетного права, в том числе институт ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Основой для создания благоприятных условий жизни граждан любого государства является устойчивая и контролируемая бюджетная система, поэтому правонарушения, посягающие на финансовые интересы государства, прежде всего причиняют наибольший вред социальным сферам общественной жизни.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нарушение бюджетного законодательства как основание юридической ответственности 4
1.1 Понятие и признаки нарушения бюджетного законодательства 4
1.2 Понятие юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства 8
Глава 2. Виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства 12
2.1 Виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства 12
2.2 Характеристика мер применяемых за нарушение бюджетного законодательства 14
Заключение 17
Глоссарий 18
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система.docx

— 41.29 Кб (Скачать)

  ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный  технический университет 
 

  Академия  параллельного образования 
 
 
 
 
 
 
 

  Дисциплина  – Бюджетная система РФ

  РЕФЕРАТ 

  Тема:

    « Ответственность за нарушение  бюджетного законодательства» 
 
 

                    Выполнила:

                    студентка АПО

                    группы  СФК – 41а 

                    Трегубова Анастасия

                    Проверила:

                    Толстых Ю.В. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Тамбов 2011

Содержание

Введение 3

Глава 1. Нарушение бюджетного законодательства как  основание  юридической  ответственности 4

1.1 Понятие и признаки  нарушения бюджетного  законодательства 4

1.2 Понятие юридической  ответственности  за нарушение бюджетного  законодательства 8

Глава 2. Виды  ответственности  за нарушение бюджетного законодательства 12

2.1 Виды  ответственности  за нарушение бюджетного  законодательства 12

2.2 Характеристика мер  применяемых за  нарушение бюджетного  законодательства 14

Заключение 17

Глоссарий 18

Список  использованной литературы 19 
 

 

Введение

   Актуальность  исследования. В связи с бурным развитием бюджетного законодательства РФ в последние годы новое наполнение получают многие институты бюджетного права, в том числе институт ответственности  за нарушение бюджетного законодательства.

   Основой для создания благоприятных условий  жизни граждан любого государства  является устойчивая и контролируемая бюджетная система, поэтому правонарушения, посягающие на финансовые интересы государства, прежде всего причиняют наибольший вред социальным сферам общественной жизни.

   К числу острейших проблем функционирования бюджетной системы относится  проблема повышения ответственности  за нарушения бюджетного законодательства.

   Ответственность за финансовые правонарушения в бюджетной  сфере предусмотрена бюджетным  кодексом Российской Федерации. Принятие бюджетного кодекса Российской Федерации  в части установления правовых основ  правопорядка и условий привлечения  к ответственности за нарушение  бюджетного законодательства на определенном этапе сыграло важную роль. Ответственность  за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации отражена в  четвертой части (ст.ст. 281-306) бюджетного кодекса. «Ответственность за нарушение  бюджетного законодательства Российской Федерации».

   Теоретической основой проведенного исследования является работы таких отечественных  ученых, как Горбунова О.Н., Селюков  А.Д., Другова Ю.В, Кучеров И.И., Карасева М.В. и других. При написании работы использовались некоторые общенаучные  и частнонаучные методы познания: системный, логический, аналитический, сравнительно-правовой, статистический и технико-юридический.

   Целью исследования является  анализ правоотношений, возникающих в связи с применением  бюджетно-правовой ответственности.

   Задачами  исследования являются:

   Рассмотрение  признаков нарушения бюджетного законодательства;

   анализ  отдельных мер государственного принуждения, применяемых в рамках бюджетно-правового регулирования

   Объектом  исследования являются общественные отношения, связанные с применением бюджетно-правовой ответственности.

   Предметом  исследования являются: нормы финансового  и других отраслей права, регламентирующие применение ответственности за нарушения  бюджетного законодательства.

 

Глава 1. Нарушение  бюджетного законодательства как основание  юридической ответственности

1.1 Понятие и признаки  нарушения  бюджетного законодательства

   В Бюджетном кодексе понятие «бюджетное правонарушение» отсутствует. Вместо него используется понятие «нарушение бюджетного законодательства», которым  в соответствии со ст. 281 Бюджетного кодекса признается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного данным Кодексом порядка составления  и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и  контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.[5]

   Бюджетное правонарушение (как разновидность  финансового правонарушения) – это  противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), выразившееся в  ненадлежащем исполнении участником бюджетного отношения обязанностей, предусмотренных  нормами бюджетного законодательства, за которое установлена финансово-правовая ответственность.

   Бюджетные правонарушение имеет свой состав и характеризуется определенными признаками[12].

   Первым  признаком бюджетного правонарушения является его противоправность –  правонарушитель совершает деяние, противоречащее предписаниям норм бюджетного законодательства, нарушает их.

   Вторым  признаком бюджетного правонарушения выступает виновность, что отражает психическое отношение правонарушителя  к своему деянию. При этом данное отношение порицается и осуждается государством. Вина может иметь форму  умысла или неосторожности. В свою очередь умысел может быть прямым м косвенным.

   Бюджетное правонарушение признается совершенным  с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность  или неизбежность общественно опасных  последствий и желало их наступления. Бюджетное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность  своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно  опасных последствий, не желало, но сознательно допускало наступление  этих последствий либо относилось к  ним безразлично.

   Бюджетное правонарушение признается совершенным  по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления  вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных  к тому оснований легкомысленно  рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.[10]

   Третьим признаком бюджетного правонарушения выступает вред, причиненный данным деянием. Бюджетные правонарушения нарушают интересы, обусловленные правом и охраняемые им. При этом в зависимости  от характера правонарушения могут  пострадать интересы государства и  субъекта Российской Федерации (например, в случае нецелевого использования  бюджетных ассигнований), либо интересы лиц, финансируемых из бюджета (например, в случае недофинансирования из бюджета).

   Четвертым признаком бюджетного правонарушения выступает  наличие причинной  связи между противоправным деянием  и наступившим в результате его  вредными последствиями.

   Пятым признаком бюджетного правонарушения выступает наличие юридической  ответственности за его совершение (иначе говоря, наказуемость деяния, составляющего содержание правонарушения). Следует иметь в виду, что не все нарушения норм бюджетного законодательства формируют собой состав бюджетного правонарушения – некоторые такие  нарушения не обеспечены возможностью применения финансово-правовой ответственности. Исполнение предписаний бюджетного законодательства, не подкрепленных  мерами юридической ответственности, государство обеспечивает другими  методами (например, мерами государственного принуждения, не являющимися мерами юридической ответственности).

   Каждое  бюджетное правонарушение имеет  свой состав. Состав бюджетного правонарушения – это совокупность предусмотренных  нормами права элементов, при  наличии которых деяние признается бюджетным правонарушением, являющимся основанием для применения к виновному  мер юридической ответственности.

   Элементами  бюджетное правонарушения являются: 1) субъект правонарушения; 2) объект правонарушения; 3) субъективная сторона правонарушения; 4) объективная сторона правонарушения[11].

   Субъект бюджетного правонарушения – лицо, его совершившее и подлежащее в силу этого юридической ответственности .

   Объектом  бюджетного правонарушения (то есть то, на что оно посягает) является установленный  правопорядок в сфере бюджетной  деятельности. 

   В более конкретном виде (то есть применительно  к конкретным видам бюджетных  правонарушений) объектом бюджетного правонарушения, например, выступают: нецелевое использование бюджетных  средств; неперечисление платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; непредставление или несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением и т. д.

   Субъективная  сторона бюджетного правонарушения – это психическое отношение  правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям и  выражается в виновности правонарушителя.

   Вина  может быть умышленной и неосторожной. Соответственно этому бюджетное  правонарушение может быть совершено  умышленно или по неосторожности, о чем уже было сказано выше при рассмотрении признаков этого  правонарушения. «Невиновных» бюджетных  правонарушений существовать не может.

   Отсутствие  вины в деяниях лица, не выполнившую  бюджетную обязанность, свидетельствует  об отсутствии самого правонарушения, что исключает юридическую ответственность  такого лица.[10]

   Объективная сторона бюджетного правонарушения – признаки, характеризующие внешний  акт противоправного деяния. Оно  может совершиться в форме  действия (например, нецелевое использование  бюджетных средств) или бездействия (например, неперечисление бюджетных средств их получателям).

   Каждый  элемент бюджетного правонарушения, предусмотренный нормами права, является обязательным: при отсутствии хотя бы одного из них деяние не может  быть признано бюджетным правонарушением, что исключает применение мер  юридической ответственности к  лицу, совершившему это деяние.

   Ответственность за финансовые правонарушения в бюджетной  сфере предусмотрена бюджетным  кодексом Российской Федерации. Принятие бюджетного кодекса Российской Федерации  в части установления правовых основ  правопорядка и условий привлечения  к ответственности за нарушение  бюджетного законодательства на определенном этапе сыграло важную роль. Ответственность  за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации отражена в  четвертой части (ст.ст. 281-306) бюджетного кодекса. «Ответственность за нарушение  бюджетного законодательства Российской Федерации». [9]

Информация о работе Ответственность за нарушение бюджетного законодательства