Понятие бюджета. Основные черты и структура бюджетной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 06:13, реферат

Описание работы

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет.

Работа содержит 1 файл

теория бюджет 1.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в  их назначении. Они выполняют следующие  функции:

·  формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

·  распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

·  контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Доходы  местных бюджетов

 

В основе распределения  общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов. Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В 2003 г. их удельный вес составил 23%. В состав собственных доходов местных бюджетов входят: 

1. Местные налоги и сборы:

·  земельный налог;

·  налог на наследство или дарение;

·  налог на имущество физических лиц;

·  налог на рекламу;

·  местные лицензионные сборы. 

В свою очередь, земельный налог включает: 

1) земельный налог и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда; 

2) земельный налог и арендную плату за земли несельскохозяйственного назначения; 

3) доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов; 

4) возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий. 

2. Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе:

·  доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

·  доходы от продажи земли;

·  доходы от продажи квартир гражданам. 

3. Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов. 

Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет. 

Постоянно увеличивающиеся  расходы местных бюджетов при  недостаточном росте объема собственных  доходов вызывали необходимость  наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов. 

Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом  урбанизации, следовательно, расширением  социальной инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов. 

Рост городских  поселений, увеличение числа городских  жителей, рост крупных городов, где  бюджетные расходы на одного жителя в пять-семь раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Расходы местных бюджетов

 

Расходная часть  местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти - разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест, влекут расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. 

В соответствии с  Бюджетным кодексом РФ исключительно  из местных бюджетов финансируются  следующие функциональные виды расходов:

·  содержание органов местного самоуправления;

·  формирование муниципальной собственности и управление ею;

·  организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

·  содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

·  организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

·  муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

·  благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

·  организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

·  содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

·  организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; обеспечение противопожарной безопасности; охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

·  проведение муниципальных выборов и местных референдумов. 

Главным направлением использования средств местных  бюджетов являются расходы, связанные  с жизнеобеспечением человека. Это  расходы на здравоохранение и  физическую культуру, расходы на образование, составляющие треть всех расходов, на жилищно-коммунальное хозяйство - примерно четвертая часть всех расходов. 

Одной их актуальных проблем является улучшение благоустройства  наших городов и сел. Этому  должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов не заработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскими специализированными организациями по благоустройству, жэковскими организациями. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, то и повысят качество работ по городскому благоустройству.

Расходы и доходы областного бюджета

 

Расходы областного бюджета 

Код Наимено- 
вание расхода
Исполнение  по бюджету субъекта РФ 2001 г., 
тыс. руб./%
Исполнение  по бюджету субъекта РФ 2002 г., 
тыс. руб./%
Исполнение  по бюджету субъекта РФ 2003 г., 
тыс. руб./%
01 Государствен- 
ное управление и местное само- 
управление
280060.0 
/3%
434122.0 
/3%
816062.0 
/5%
02 Судебная власть 12208.0 
/0%
23 022.0 
/0%
53201.0 
/0%
05 Право- 
охранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
365913.0 
/3%
464628.0 
/3%
583115.0 
/3%
07 Промышлен- 
ность, энергетика и строительство
506601.0 
/5%
840569.0 
/6%
224256.0 
/1%
08 Сельское хозяйство и рыболовство 444642.0 
/4%
425485.0 
/3%
886064.0 
/5%
12 Жилищно-коммунальное хозяйство 122420.0 
/1%
79957.0 
/1%
33081.0 
/0%
14 Образование 386703.0 
/4%
519535.0 
/4%
2485761.0 
/14%
17 Здраво- 
охранение и физическая культура
1 033 310.0 
/9%
1 546 5483.0 
/11%
2165 827.0 
/12%
21 Финансовая помощь бюджетам других уровней 3135387.0 
/28%
5157653.0 
/37%
47700.0 
/0%
30 Прочие расходы 322042.0 
/3%
142466.0 
/1%
917182.0 
/5%
  Иные  расходы 4419450.0 
/40%
4151244.0 
/30%
9592763.0 
/54%
  Всего расходов 11028736.0 
/100%
13785229.0 
/100%
17805012.0 
/100%
 

Выводы: 

В 2001-2002 гг. - преобладает  статья расходов "Финансовая помощь бюджетам других уровней" (2001 г. ~ 28%, 2002 г. - 37%), но в 2003 г., эта статья расходов резко снизилась. 

Расходы на здравоохранение и физическую культуру держатся практически на одном уровне (9%-11%-12%). 

Жилищно-коммунальное хозяйство 1% (2001 г. - 2002 г.), а в 2003 г. вообще нет. 

Расходы на образование  в 2003 г. возросли по сравнению с предыдущими 2001 г. и 2002 г. на 10%. 

Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства возрастает на протяжении трех лет и составляет 3% от общей суммы расходов.

Расходы и доходы областного бюджета (окончание)

 

Доходы  областного бюджета 

Код Наимено- 
вание дохода
Испол- 
нение по бюджету субъекта РФ 2001 г., 
тыс. руб./%
Испол- 
нение по бюджету субъекта РФ 2002 г., 
тыс. руб./%
Испол- 
нение по бюджету субъекта РФ 2003 г., 
тыс. руб./%
100000 Налоговые доходы 3837218.0 
/37%
5353142.0 
/42%
9465589.0 
/56%
200000 Неналоговые доходы 422878.0 
/4%
690451.0 
/5%
605218.0 
/4%
300000 Безвозмезд- 
ные перечис- 
ления
3448180.0 
/33%
4943796.0 
/38%
5068171.0 
/30%
400000 Доходы целевых  бюджетных фондов 2432950.0 
/24%
1626600.0 
/13%
1420 
/8%
500000 Доходы от предприни- 
мательской и иной приносящей доход деятель- 
ности
174490.0 
/2%
196089.0 
/2%
296532.0 
/2%
  Иные  доходы 0.00 
/0%
41813.0 
/0%
27219.0 
/0%
  Всего доходов 10315716.0 
/100%
12851891.0 
/100%
16882773.0 
/100%
 

Выводы: 

Основными доходами областного бюджета являются налоговые доходы (2001 г. -37%, 2002 г. - 42%, 2003 г. - 56%). 

Процент дохода от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности стабилен и составляет 2% от общей  суммы доходов. 

Произошло снижение доходов от целевых бюджетных  фондов (24%-13%-8%). 

Неналоговые доходы колеблются от 4% до 5%. 

Безвозмездные перечисления возросли в 2002 г. на 5% по сравнению с 2001 г. и снизились в 2003 г. на 8% по сравнению  с 2002 г.

Итоги бюджетной политики за 2002 - 2003 гг.

 

В прошедшем году бюджетная политика проводилась в соответствии с приоритетами, определенными на среднесрочную перспективу. 

Федеральный бюджет в 2002 и 2003 годах был исполнен, а  на 2004 год сформирован с профицитом. В составе бюджета образован  финансовый резерв, призванный обеспечить безусловное выполнение долговых обязательств и поддержание макроэкономической стабильности. 

Текущие, платежи  по обслуживанию и погашению государственного долга осуществляются своевременно и в полном объеме. В результате проведения взвешенной бюджетной политики и эффективного управления долгом смягчена долговая проблема. 

Увеличилась степень  концентрации бюджетных расходов на приоритетных направлениях, в том  числе в рамках сокращенного перечня  федеральных целевых программ. Проводится законодательная и организационная  работа по переводу социальных льгот в денежную форму, усиливается адресность социальной поддержки. 

Начата реализация Программы развития бюджетного федерализма  в Российской Федерации на период до 2005 года. 

Осуществлены меры по усилению казначейского контроля за использованием государственных средств. 

Федеральный бюджет в основном исполняется через  казначейство. Практически полностью  осуществлен перевод счетов организаций  Минобороны России, а также большей  части счетов по учету внебюджетных средств бюджетных учреждений в систему федерального казначейства. 

Бюджеты практически  всех субъектов Российской Федерации  переведены полностью или частично на кассовое обслуживание органами федерального казначейства. 

Принимаются меры, направленные на усиление бюджетной дисциплины. Вводятся элементы контроля над соблюдением бюджетополучателями лимитов бюджетных обязательств. 

Информация о работе Понятие бюджета. Основные черты и структура бюджетной системы Российской Федерации