Понятие бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

Бюджетная система является главным звеном финансовой системы гос-ва. В соответствии с конституцией РФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
бюджетов субъектов РФ – региональных бюджетов (бюджетов республик в составе РФ, краевых, областных бюджетов, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов федеральных городов – Москва и Санкт-Петербург) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

Работа содержит 1 файл

SEMINAR_po_FP.docx

— 31.17 Кб (Скачать)

1. Понятие бюджетной системы.

Бюджетная система  является главным звеном финансовой системы гос-ва. В соответствии с  конституцией РФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней: 

  • федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • бюджетов субъектов РФ – региональных бюджетов (бюджетов республик в составе РФ, краевых, областных бюджетов, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов федеральных городов – Москва и Санкт-Петербург) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов).В настоящее время в современной литературе местный бюджет подразделяют на 2 уровня:

1. Бюджеты муниципальных районов. городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и С-Пб. 2. Бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджеты, входящие в бюджетную  систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты  субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Кроме федерального и территориальных бюджетов, в бюджетную систему входят гос. внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, ФМС, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ, резервный фонд, фонд национального благосостояния). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных средств. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, в настоящее время имеется тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет. Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного фонда РФ. Государственные внебюджетные фонд - фонд денежных. средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и мед. помощь. Доходы и расходы ГВФ формируются в порядке, установленным ФЗ, либо в ином порядке, установленным БК РФ.

1. Местный бюджет - форма образования и расходование денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

2. Бюджеты субъекта РФ - форма образования и расходование денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Бюджеты субъекта РФ + свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории = консолидированный бюджет субъекта РФ.

Федеральный бюджет + консолидированные бюджеты субъектов РФ = консолидированный бюджет РФ.

Целевой бюджет фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствие с Законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства ЦБФ не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению ЦБФ. 

Межбюджетные  отношения в РФ осуществляются в  основном через внебюджетные фонды, и через предоставление вышестоящими бюджетам нижестоящим дотаций, субвенций, субсидий и бюджетных ссуд. 

Субвенции – бюджетные средства, передав. от одного уровня бюджетной системы другому для выполнения целевых программ.

Дотация – бюджетные средства, передав. от одного уровня бюджетные системы другому для покрытия текущих расходов.

Субсидия – бюджетные средства, передаваемые от одного уровня бюджетной системы другому при условии долевого участия в решении какой-либо проблемы. Данные виды платежей осуществляются на безвозмездной основе.

 

 

 

2. Понятие бюджетного устройства  РФ.

Бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством – в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня – государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней).

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» – свод бюджетов всех уровней  бюджетной системы на соответствующей  территории (ст.6БКРФ). Консолидированный  бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся  на его территории муниципальных  образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

3. Принципы бюджетного устройства  РФ.


Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены основные принципы бюджетного устройства РФ:

1.Принцип единства бюджетной  системы означает единство правовой  базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, единство принципов  бюджетного процесса, санкций за  нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования  расходов бюджета, единый порядок  финансирования расходов бюджетов  всех уровней бюджетной системы,  ведения бухгалтерского учета  средств федерального бюджета,  бюджетов субъектов РФ , местных бюджетов.

2.Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы означает закрепление  соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

3.Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

· законодательных органов  государственной власти и органов  местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

· наличие собственных  источников доходов бюджета каждого  уровня;

· законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

· органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с  законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

· недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о  бюджете, сумм превышения доходов над  расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

· недопустимость компенсации  за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением  установленных законом случаев.

4.Принцип полноты учета  бюджетных доходов и расходов  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные  определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению .в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

5.Принцип сбалансированности  бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

6.Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7.Принцип общего (совокупного)  покрытия расходов означает, что  все расходы бюджета должны  покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

8.Принцип гласности означает: обязательное опубликование в  открытой печати утвержденных  бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе  исполнения бюджетов, доступность  иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

9.Принцип достоверности  бюджета означает: надежность показателей  прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

10.Принцип адресности  и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные  средства выделяются в распоряжение  конкретных бюджетополучателей  с обозначением направления их  на финансирование конкретных  целей.

4. Принципы построения бюджетной  системы.

Бюджетным Кодексом РФ1 законодательно закреплены основные принципы, на которых строится бюджетная система страны. В их число входят:

  • принцип единства бюджетной системы;
  • принцип разделения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • принцип самостоятельности бюджетов;
  • принцип полноты отображения доходов и расходов в бюджете;
  • принцип сбалансированности бюджета;
  • принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • принцип общего покрытия расходов бюджетов;
  • принцип гласности;
  • принцип достоверности бюджета;
  • принцип адресности и целевого характера бюджетных средств по отдельным видам расходов.

Принцип единства бюджетной системы  означает единство правовой базы, единство денежной системы страны, где имеется  одно платежное средство – рубль, единство форм бюджетных документов, единство форм бюджетного процесса, единство ответственности и санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единообразный порядок бухгалтерского учета бюджетных средств всех уровней бюджетной системы.

Принцип разделения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы  означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий на осуществление соответствующих видов расходов за органами власти Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных  или представительских органов  государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы осуществлять бюджетный процесс. Он также означает наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным Кодексом определять направления расходов средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицита бюджета.

Потери в доходах и дополнительные расходы, возникающие в ходе исполнения бюджета в соответствии с принципом самостоятельности, не компенсируются за счет бюджетов других уровней, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты отображения доходов  и расходов в бюджете означает, что все доходы и расходы бюджета  и другие обязательные поступления, закрепленные налоговым и бюджетным  законодательством, подлежат отражению  в бюджете или бюджете государственного внебюджетного фонда в обязательном порядке и полном объеме. Это означает, что при вступлении Бюджетного Кодекса  в действие многие внебюджетные фонды  ликвидировались.

Сбалансированность бюджета проявляется  в том, что объем предусмотренных  бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников покрытия его дефицита. Причем при составлении бюджета необходимо исходить из минимизации его расходов.

Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета  должны покрываться общей суммой средств от доходов и источников покрытия бюджетного дефицита. Доходы и средства от источников покрытия дефицита бюджета могут быть привязаны  к определенным расходам бюджета  исключительно по целевым бюджетным  фондам, а также в случае централизации  средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчет об их исполнении, полноту информации об утвержденных бюджетах, а также доступность  иных сведений по решению законодательных и представительных органов власти. Кроме того, гласность означает обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе вопросов, вызывающих разногласия между представительными и исполнительными органами власти.

Вновь введенный и весьма актуальный в настоящее время принцип  достоверности бюджетов означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает выделение  средств в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением целей, для достижения которых используются выделенные средства.

 

5. Бюджетная классификация РФ: понятие,  значение, структура.

Бюджетная классификация  РФ – группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов2 бюджетной системы РФ, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Согласно статье 19 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная квалификация включает в себя:3

  • классификацию доходов бюджетов;
  • классификацию расходов бюджетов;
  • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).

Очень велико значение бюджетной  классификации в бюджетной системе  государства. Оно заключается в  том, что с ее помощью становится возможным наблюдение за движением  бюджетных ресурсов. На основе анализа бюджетных статей проводится анализ соответствующих показателей, что дает возможность формулировать выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов. Кроме того, это заметно упрощает объединение смет и бюджетов в общие сводные документы. Существование бюджетной классификации предполагает присвоение каждому учреждению и организации определенного кода.

Информация о работе Понятие бюджетной системы