Понятие и виды доходов бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 10:09, контрольная работа

Описание работы

Доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства - финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальными образованиями возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций.

Содержание

Понятие и виды доходов бюджетов……………………………………...2
Налоговая реформа в России — налоговая реформа, проведённая в России в 2000-х годах……………………………………………………..6
Планирование доходов бюджета………………………………………….8
Список использованной литературы………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

БСРФ.docx

— 27.11 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Понятие и виды доходов бюджетов……………………………………...2
  2. Налоговая реформа в России — налоговая реформа, проведённая в России в 2000-х годах……………………………………………………..6
  3. Планирование доходов бюджета………………………………………….8

Список использованной литературы………………………………………..15

 

  1. Понятие и виды доходов бюджетов.

 

Доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность  государства и муниципальных  образований денежные средства - финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальными образованиями возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций.

  В юридической литературе государственные доходы (то есть доходы федерального и регионального бюджетов) определяются как часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности государства.

  Под муниципальными доходами (доходами местных бюджетов) понимается часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение муниципального образования с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности органов местного самоуправления.

Для более глубокого изучения категории доходов бюджетов принято  классифицировать их по самым различным  основаниям. В зависимости от формы  образования выделяют следующие  виды доходов:

  • налоговые доходы бюджетов;
  • неналоговые доходы бюджетов;
  • безвозмездные перечисления.

Налоговые доходы

К ним относятся доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также  пеней и штрафов по ним.

Неналоговые доходы

К ним относятся:

• доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов;

• доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответствующих  органов власти;

• средства, полученные в  результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного  изъятия;

• доходы от продажи имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности  и т.д. Неналоговые доходы каждого  звена бюджетной системы различны. Неналоговые доходы зачисляются  преимущественно в соответствующие  бюджеты в полном объеме.

Безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов других уровней

К ним относятся:

• дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ (дотация - средства, предоставляемые бюджету другого  уровня на безвозмездной и безвозвратной  основе без установления направлений  и условий их использования)

• субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (субсидия - бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня, физическому  или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов)

• субвенции из федерального бюджета и/или из бюджетов субъектов  РФ (субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня или юридическому лицу на безвозмездной  и безвозвратной основах на осуществление  определенных целевых расходов)

• иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации;

• безвозмездные поступления  от физических и юридических лиц, международных организаций и  правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

К собственным доходам  бюджета относятся налоговые  и неналоговые доходы, доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных  и безвозвратных перечислений (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и региональных фондов компенсаций).

 

2. Налоговая реформа в России — налоговая реформа, проведённая в России в 2000-х годах.

 

Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших  экономический рост в России, начавшийся с 2000 года. Основные задачи налоговой  реформы — снижение налоговой  нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника  налоговых поступлений, а также  упрощение налогообложения малого бизнеса.

В отношении населения  была введена «плоская» шкала  по налогу на доходы физических лиц  — ставка налога для граждан с  любыми доходами была установлена в  размере 13 %. Бюджет в результате существенно  пополнился налогами с доходов, «вышедших  из тени».

В 2001 году произошла полная отмена налога на содержание жилищного  фонда и объектов социально-культурной сферы. Был отменён налог на приобретение автомобилей. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также  способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжала оставаться высокой. В 2002 году была снижена  ставка налога на прибыль предприятий  до 24 % (в 2001 году она могла доходить до 35 %). Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырьё на мировом рынке, что существенно  пополнило бюджет России.

Замена в 2003 году налога на пользователей автомобильных дорог  и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а  также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения  акцизов — на алкогольную продукцию  в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты  в пользу регионального — стабилизировало  ситуацию.

В сфере малого бизнеса  также произошли изменения, в  частности были снижены ставки налогов  для предпринимателей, применяющих  упрощённую систему налогообложения. На федеральном уровне утверждён  список предпринимателей, имеющих право  платить единый налог на вменённый  доход. В 2004 году был отменён налог  с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива  отчислений от налога на прибыль организаций.

Параллельно с изменениями  в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения  налогового администрирования. Так, в 2003 году был введён принцип «одного  окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в  налоговый орган. Однако в налоговой  сфере продолжали оставаться серьёзные  проблемы, связанные в первую очередь  с криминальными поборами, которые  осуществляют нечистоплотные налоговики в отношении предпринимателей, иногда даже разоряя компании. Множество  проблем доставляли запутанные формы  отчётности, заполнить которые под  силу только профессиональным бухгалтерам, что создавало серьёзные препятствия  для ведения малого бизнеса.

Несмотря на неоднозначные  результаты налоговой реформы, положительным  является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода  появилась работоспособная (пусть  и несовершенная) налоговая система.

 

 

3. Планирование доходов бюджета.

 

Этапы планирования доходов бюджета

Планирование доходов  объединяет три этапа.

Первый этап включает:

• анализ исходных условий  для разработки плана поступления  доходов бюджета

• формирование прогнозов  развития территории на перспективу

На втором этапе осуществляются:

• обоснование и корректировка  основных направлений налоговой  политики соответствующей территории

• разграничения налоговых  полномочий и доходных источников между  органами власти различных уровней  в соответствии с действующим  законодательством.

На третьем этапе осуществляется:

• расчет сумм налогов, зачисляемых  в бюджет всех уровней.

При определении объема налогов  используется понятие «контингент  налога», которое характеризует  общую сумму взимаемого на данной территории конкретного вида налога или иного платежа.

Расчет контингентов налогов  на федеральном, региональном и местном  уровнях бюджетной системы осуществляется на основе единых принципиальных подходов, но конкретная методика процесса планирования имеет свои особенности в зависимости  от уровня бюджета.

 

Исходные  данные, используемые при планировании доходов

При планировании доходов  используют следующие данные:

1. Показатели прогноза  социально-экономического развития  соответствующей территории в  стоимостном выражении:

• по материальному производству: объем отгрузки товаров собственного производства, объем выполнения работ, услуг собственными силами; амортизационные  отчисления; прибыль;

• по труду: фонд оплаты труда;

• по потребительскому рынку: розничный товарооборот; объем платных  услуг;

• по производству алкогольной  продукции: объем производства продукции  по видам (спирт, шампанское, вина, пиво, коньяк, водка и т.д.).

2. Динамику поступлений  налогов за ряд предыдущих  лет

3. Ожидаемый объем поступления  налогов в текущем году;

4. Ожидаемый объем недоимки  по налогам на начало планируемого  финансового года;

5. Индексы - дефляторы  изменения макроэкономических показателей,  рекомендованные Министерством  экономики РФ и Минфином РФ  при разработке прогнозов развития  экономики России и федерального  бюджета на планируемый финансовый  год.

6. Ставки налогов, установленные  действующим законодательством  и распределение налоговых платежей  по уровням бюджетов.

 

 

Краткосрочное и перспективное планирование доходов  бюджета

Под краткосрочным планированием  доходов бюджетов всех уровней понимается оценка бюджетных поступлений в  расчете на год. Установленная величина доходов законодательно утверждается в рамках бюджета в целом. В  процессе исполнения бюджета оценивается  и анализируется фактическое  исполнение доходов текущего периода, что отражается в оперативном  планировании.

Для контроля за ходом поступления  доходов в бюджет разрабатываются  квартальные, месячные, десятидневные  и пятидневные планы, которые  не изменяют показателей ранее составленного  прогноза доходов бюджета, утвержденного  в качестве закона, а конкретизируют их.

Последовательность этапов планирования бюджета представляет собой единую систему управленческих действий на текущий период и перспективу, тогда как составление краткосрочных  планов без тщательной проработки стратегии  развития может привести к разрыву  между бюджетными заданиями и  величиной реально поступивших  бюджетных доходов. В результате возникает необходимость в перспективном  планировании, основанном на результатах  анализа отчетных и аналитических  данных, получаемых в ходе выполнения текущих обязательств.

Перспективное планирование предполагает проведение предварительной  оценки поступления доходов при  условии следования выбранной концепции  развития экономики на средне- и  долгосрочную перспективу.

Разработка прогнозов  на среднесрочную перспективу включает в себя расчет объемов бюджетных  поступлений исходя из показателей, характеризующих темпы роста  экономики региона, состояние его  экономического потенциала, эффективности  использования территориальной  собственности, потребности регионов в дополнительных ресурсах.

В связи с неустойчивостью  экономических процессов в России долгосрочное планирование доходов  бюджета не получило достаточно полного  развития и является, как правило, частью процесса составления социально-экономического прогноза на долгосрочную перспективу, разрабатываемого в основном на федеральном  уровне Министерством экономического развития и торговли РФ.

 

Налоговое планирование в системе планирования и прогнозирования доходной части  бюджета

Основной задачей налогового планирования является определение  объемов налоговых поступлений  на краткосрочный и долгосрочный периоды на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий  и отраслей хозяйства.

Информация о работе Понятие и виды доходов бюджетов