Принципы налогооблажения

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:56, реферат

Описание работы

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1.История развития налогообложения……………………………………….3
2.Общие понятия налоговой системы……………….……………………….9
3.Принципы налогообложения……………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

принципы налогооблажени ифнб.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

отечественным предпринимателям,  защищала их   в   конкурентной   борьбе   с иностранцами. Начало XX века для России  ознаменовалось  несколькими  спадами  в  развитии экономики и налоговой системы. Так, например, октября  1917  года,  основным источником доходов временной власти стала эмиссия денег,  а  местные  органы существовали  за  счёт  контрубации.  Но  эти  явления   не   способствовали

налаживанию национального хозяйства. Положение  улучшилось,  после  перехода на новую экономическую политику. В 70  -  80-е  годы 20 века в западных странах распространилась  и  получила

признание  бюджетная  концепция,   исходящая   из   того,    что   налоговые поступления  являются продуктом двух основных факторов:  налоговой ставки  и налоговой  базы.   Рост  налогового  бремени   может   приводить   к   росту государственных  доходов только до какого -  то  придела,   пока  не  начнет сокращаться  облагаемая  налогом  часть  национального  производства.  Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к  увеличению, а к сокращению доходов бюджета. Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX  века  ведущие  страны  мира, такие,  как  США,   Великобритания,  Германия,  Франция,  Япония,  Швеция  и некоторые другие провели налоговые  реформы,  направленные  на  ускорение  и накопление капитала  и  стимулирование  деловой  активности.  В  этих  целях

снижена ставка налога на прибыль корпораций. Начало  девяностых  годов  явилось  периодом  возрождения   и   формирования налоговой системы Российской Федерации, которое, в сущности, продолжается  и

по сей день. Правительство России рассчитывает завершить налоговую реформу к  концу  2001

года.  Премьер  считает,  что  принятые  налоговые  законопроекты  "создадут

основу для бюджета 2002".

Сегодня налоговая  система  призвана реально влиять  на  укрепление  рыночных начал   в   хозяйстве,   способствовать   развитию   предпринимательства   и одновременно   служить   барьером    на    пути    социального    обнищания низкооплачиваемых слоев

Итак, подытоживая всё  вышесказанное можно сказать, что  налоги  появились  не в одночасье, а постепенно и формировались вместе с  государством.  Поскольку налоги  взимаются  деньгами,   собственники   должны   производить   излишки продукции, чтобы продавать  их,  и  иметь  живые  деньги.  Что  способствует расширению  торгово-денежных  отношений,  увеличению   процесса   разделения труда. Следовательно, налоги можно назвать одним  из  рычагов  регулирования национальной  экономики  государства  и  они  играют  очень  важную  роль  вэкономике государства.

 

2. Общие понятия налоговой системы

Прежде всего, остановимся  на  необходимости  налогов.  Налоги  появились  с разделением общества на классы и  возникновением  государства,  как  "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти...” В  истории развития общества еще ни одно государство не смогло  обойтись  без  налогов, поскольку  для  выполнения  своих  функций  по  удовлетворению  коллективных потребностей ему требуется  определенная  сумма  денежных  средств,  которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого,  минимальный размер  налогового  бремени  определяется  суммой  расходов  государства  на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд,  охрана  порядка,

— чем больше  функций  возложено  на  государство,  тем  больше  оно  должно собирать налогов.

Итак,  налогообложение   —   это   система   распределения   доходов   между юридическими или физическими лицами и государством,  а  налоги  представляют собой обязательные  платежи  в  бюджет,  взимаемые  государством  на  основе закона с  юридических  и  физических  лиц  для  удовлетворения  общественных потребностей. Налоги выражают  обязанности юридических и физических  лиц,

получающих  доходы,   участвовать   в   формировании   финансовых   ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны  гасить возникающие сбои в системе распределения и  стимулировать  (или  сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому  налоги  выступают важнейшим звеном финансовой политики  государства  в  современных  условиях.

Главные принципы  налогообложения  —  это  равномерность  и  определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам  с  точки зрения всеобщности,  единства  правил,  а  так  же  равной  степени  убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность  определенности  состоит  в  том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер  и  срок  уплаты  налога  известен  заблаговременно.   Государство   так   же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона. Денежные средства, вносимые в виде налогов  не  имеют  целевого  назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства.  Государство  не предоставляет налогоплательщику, какой-либо эквивалент за вносимые в  бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей – это и есть их сущность. Для того чтобы более  глубоко  вникнуть  в  суть  налоговых  платежей  важно определить основные принципы  налогообложения,  которые  сформулировал  Адам Смит в форме четырех положений,  четырех  основополагающих,  можно  сказать, ставших  классическими принципов,  с  которыми,  как  правило,  соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

"1.  Подданные   государства   должны   участвовать   в   покрытии   расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно  доходу,  который  он получает. Соблюдение этого  положения  или  пренебрежение  им  ведет  к  так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан  уплачивать каждый, должен быть  точно  определен,  а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть  ясны  и известны как самому плательщику, так и всякому другому...

3. Каждый налог должен  взиматься в  такое  время   и  таким  способом,  какие наиболее удобны для плательщика...

4. Каждый налог должен  быть  устроен  так,  чтобы   он  извлекал  из  кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства". Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности,  не  требуют  никаких иных разъяснений, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в  соответствии  с  духом  нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой  ставки должен  устанавливаться   с  учетом  возможностей налогоплательщика,  т.  е.  уровня  доходов.  Налог  с  дохода  должен  быть прогрессивным (то есть  чем  больше  доход,  тем  больший  процент  от  него уплачивается в виде налога). Принцип  этот  соблюдается  далеко  не  всегда, некоторые налоги во многих странах  рассчитываются  пропорционально  (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать  все усилия,  чтобы  налогообложение   доходов  носило однократный   характер.   Многократное   обложение   дохода   или   капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в  развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило  по  нарастающей

кривой, на НДС, где вновь  созданный чистый продукт облагается налогом  всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты  налогов.  Налоговая  система   не  должна  оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура  выплаты налогов должны  быть  простыми,  понятными  и удобными для налогоплательщиков и экономичными  для  учреждений,  собирающих налоги.

5. Налоговая система  должна быть гибкой и легко адаптируемой  к   меняющимся общественно политическим потребностям.

6. Налоговая система  должна обеспечивать перераспределение  создаваемого  ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Кроме  того,  схема  уплаты  налога  должна  быть  доступна  для восприятия налогоплательщика, а объект налога  должен  иметь  защиту  от  двойного  или

тройного обложения.

 

3Принципы налогообложения

первые принципы налогообложения  были сформулированы в XVIII в. великим  шотландским исследователем экономики и естественного праваАдамом Смитом (1725—1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Сегодня эти постулаты называютклассическими принципами налогообложения. Назовем важнейшие из них.

1. Принцип справедливости. Налоги — законная форма изъятия  части собственности налогоплательщика  для ее использования в общих  интересах (интересах общества, государства). Любое изъятие собственности  всегда было справедливо для  того, кто отнимает, и наоборот — не справедливо для того, у кого отнимают.

Известно, что справедливость — категория чрезвычайно тонкая, сложная для определения. Недаром  это распространенное в повседневной риторике понятие юридически не определено. С точки зрения права «справедливость» — чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае. Поэтому понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального и правового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий. Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «…соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». Таким образом, по Смиту, справедливость налогообложения — это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально обязанных лиц.

При этом проблема справедливости налогообложения напрямую увязывалась  с вопросами равенства налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложения налоговых тягот. Ведь на практике абсолютное равенство невозможно в первую очередь в силу различий в доходах и в имущественном положении налогоплательщиков.

Вместе с тем справедливость налогообложения на практике обретает одну из двух крайностей. В налоговых системах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В государствах с сильным налоговым администрированием налогообложение «наказывает» экономически эффективные предприятия.

2. Принцип определенности  налогообложения. Смит так формулирует  содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать  каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения — большее зло, чем неравномерность налогообложения.

3. Принцип удобства  налогообложения. Смысл этого  принципа заключается в том,  налогообложение должно осуществляться  тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее  всего платить его.

4. Принцип экономии. Сегодня  данный принцип рассматривается как чисто технический принцип построения налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог. По Смиту, содержание указанного принципа сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

Приведенные классические принципы дополнил немецкий кономист Адольф Вагнер(1835—1917):

1. Финансовые принципы  организации налогообложения:

достаточность налогообложения;

эластичность (подвижность) налогообложения.

2. Народнохозяйственные  принципы:

надлежащий выбор источника  налогообложения, т. е. решение вопроса  о том, должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;

правильная комбинация различных налогов в такую  систему, которая считалась бы с  последствиями и условиями их предложения.

3. Этические принципы, принципы справедливости:

всеобщность налогообложения;

равномерность налогообложения.

4. Административно-технические  правила или принципы налогового управления:

определенность налогообложения;

удобство уплаты налога;

максимальное уменьшение издержек взимания.

Исторически принципы налогообложения первоначально формировались как элемент налоговой идеологии на доктринальном уровне. Впоследствии, в конце XIX— начале XX в., они были положены в основу первых построенных «по науке» налоговых систем (в первую очередь в европейских государствах) и получили свою практическую реализацию.

 
В современных условиях правильно  организованная налоговая система  должна отвечать следующим основным принципам: -налоговое законодательство должно быть стабильно; -взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;-тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;  -взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщика; -существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации); 
- издержки по сбору налогов должны быть минимальны; 
-нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности; -доступность и открытость информации по налогообложению; - соблюдение налоговой тайны. Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодательством. Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает взаимную ответственность сторон в сфере налогового права. Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Грубейшее нарушение принципа равномерности распределения тяжести налогового бремени – уклонение от уплаты налогов. Распространение массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии контроля государства за сферой налогообложения. Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлений. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором. Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков – важная задача государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика – это не только установление сроков внесения налоговых платежей, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех странах мира. Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие:

Информация о работе Принципы налогооблажения