Проблема переложения налогов. Непрямое налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:56, реферат

Описание работы

В конце XIX в. профессор Колумбийского университета Эдвин Селигмен (1861—1939 гг.) в книге «Переложение и падение налогов» (1892 год) изложил основные положения этой теории и указал две ее разновидности: переложение с продавца на покупателя (как правило, это происходит при косвенном налогообложении) и переложение с покупателя на продавца(косвенные налоги в случае, когда цена на какой-либо товар слишком велика из-за высоких ставок, например акцизов, что существенно ограничивает спрос на этот товар).

Содержание

Введение
1. Возможность переложения налогов
2. Непрямое налогообложение
Заключение

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ.docx

— 20.09 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

     ДОНБАССКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ 

     Кафедра «Учет и аудит» 
 
 
 
 
 
 

     Реферат

     по  дисциплине «Налоговая система»

     на  тему: «Проблема переложения налогов. Непрямое налогообложение» 
 

     Выполнила:

     Ст-ка гр. Ф05-2

     Косяченко В.

     Проверила:

     Заревчацкая Т.В. 
 
 
 
 
 

     Краматорск 2008

 

      Содержание 

Введение

  1. Возможность переложения налогов
  2. Непрямое налогообложение

Заключение 

 

      Введение 

     В конце XIX в. профессор Колумбийского  университета Эдвин Селигмен (1861—1939 гг.) в книге «Переложение и падение налогов» (1892 год) изложил основные положения этой теории и указал две ее разновидности: переложение с продавца на покупателя (как правило, это происходит при косвенном налогообложении) и переложение с покупателя на продавца(косвенные налоги в случае, когда цена на какой-либо товар слишком велика из-за высоких ставок, например акцизов, что существенно ограничивает спрос на этот товар).

     Проблема  переложения налогов окончательно не решена до сих пор. По словам современных  американских экономистов К. Макконнелла и С. Брю: «Налоги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложению. Некоторые налоги могут быть переложены. По этой причине необходимо точно определить сферу возможного переложения основных видов налогов и выявить конечные пункты, куда налоги перемещаются». По мнению других западных экономистов Р. Масгрейва и Д. Минза, «от 30 до 50% налогов, уплачиваемых капиталистами, перекладывается ими на потребителей». Проблема переложения особенно актуальна в настоящий момент, поскольку в структуре розничных цен на товары народного потребления, доля всех налогов, сборов и страховых взносов составляет 31%".

     Таким образом, для точного определения  тенденции переложения каждого  налогового платежа необходимо учитывать  природу налога, а также все  экономические и политические условия  его взимания.

 

      1. Возможность переложения  налогов 

     Проблема  переложения налогов — одна из самых сложных в теории и практике налогообложения. Речь идет об определении  того субъекта, который в конечном счете покрывает (оплачивает) указанные  налоги. Как отмечалось, в налоговой  практике проблема переложения налогов  решается просто: предполагается, что  прямые налоги полностью оплачиваются владельцами облагаемых доходов  и имущества; косвенные же налоги целиком покрываются конечными  потребителями продукции (хотя вносят эти налоги в бюджет либо производители, либо продавцы данной продукции).

     В действительности же вопрос о реальных субъектах налогообложения выглядит гораздо сложнее (за исключением  прямых налогов с населения). Например, в условиях хотя бы частичного управления рынком своей продукции и нормальной экономической конъюнктуры, компании могут перекладывать если не весь объем своего прямого налогообложения (вроде налога на прибыль), то хотя бы часть этого объема на покупателей и потребителей своей продукции, т.е., по сути дела, переводить подобные прямые налоги хотя бы частично из разряда прямых в разряд косвенных. И наоборот, при плохой реализации продукции компании подчас не могут полностью переложить возмещение косвенных налогов на покупателей и вынуждены покрывать их хотя бы частично за счет своей прибыли. Тем самым эта часть косвенных налогов превращается в прямое налогообложение предпринимательства.

     Проблема  переложения налогов из-за коммерческой тайны и других причин крайне трудна и сложна для чисто количественного  ее определения и соответственно для принятия каких-либо практических мер по ее решению. Поэтому в практике налогообложения в условиях нормального  экономического роста ее чаще всего  игнорируют.

     Переложение налогов бывает прямым и обратным. Прямое переложение налогов совершается  посредством включения налога в  цену. Так происходит с налогами на потребление, когда фигурирующий в качестве налогоплательщика производитель  или торговец перекладывает налог  на потребителя в повышенной цене. Обратное переложение налогов выражается в понижении цены и имеет место, например, при продаже земли, домов, акций, облигаций, когда налог переносится  на продавца посредством вычета из продажной цены капитализированной суммы налога.

     В действительности переложение больших  налогов на потребителя невозможно, т.к. существует реальное ограничение  в виде покупательской способности  населения. Ярким примером тому являются соляные бунты на Руси, когда безмерно взимался акциз на соль. И напротив, прямые налоги также могут быть переложены на потребителя посредством роста  цен.  

     2. Непрямое налогообложение 

     Налоги  – это плата обществу за выполнение государством его функций, это отчисление части стоимости валового национального продукта на общественные потребности, без удовлетворения которых современное общество существовать не может. Налоги устанавливаются для содержания государственных структур и для финансового обеспечения выполнения ими функций государства – управления, обороны, социальных и экономических функций.

     В зависимости от характера торговой деятельности, проводимой субъектами экономических отношений, косвенные  налоги делятся на 2 группы. Внутренняя торговля связана с использованием двух видов косвенных налогов: акцизов и фискальной монополии. Внешняя торговля связана с использованием таможенной пошлины на товары, которые экспортируются или импортируются.

     Акцизы – это косвенные налоги, которые устанавливаются в виде надбавки к рыночной цене. Они характерны для систем рыночного ценообразования, в котором государство прямо не вмешивается в этот процесс.

     В зависимости от метода установления надбавки различают фиксированные и пропорциональные ставки акцизов. Фиксированные – устанавливаются в денежном выражении на единицу товара. Они не зависят ни от цены, ни от качества товара. Пропорциональные ставки акцизов устанавливаются в процентах к обороту реализации. В отличие от фиксированных ставок они реагируют на колебания рынка. В зависимости от охвата товаров налогом пропорциональные акцизы делятся на специфические и универсальные.

     Специфические акцизы устанавливаются на отдельные  виды товаров с целью ограничения  их рентабельности, а также с целью ограничения выпуска и импорта вредных товаров (например, табачные изделия). Универсальные акцизы устанавливаются для всего объема реализации. Исторически сначала возникли специфические акцизы, а потом круг подакцизных товаров расширился на столько, что целесообразно было установить один акциз на весь объем реализуемых товаров. Этот акциз принял название универсального. Примером специфических акцизов на Украине может служить акцизный сбор, а универсальных – налог на добавленную стоимость.

     Другим  видом косвенного налогообложения  является фискальная монополия. Если при использовании акцизов государство устанавливает фиксированную надбавку к рыночной цене, то фискальная монополия заключается в том, что государство устанавливает такую цену, которая обеспечивает ему необходимые поступления. Экономический смысл фискальной монополии – прибыль государства от реализации монопольных товаров. Монополия государства может быть полной или частичной. При полной монополии государство предоставляет себе эксклюзивное право на производство и реализацию отдельных товаров (как правило товаров широкого потребления). При частичной монополии государство монополизирует либо только процесс производства, либо ценообразование и реализацию. Сейчас, как правило, фискальная монополия в странах с рыночной экономикой не используется.

     Третьим видом косвенных налогов является таможенная пошлина, которая взимается при перемещении товаров через границу страны. Исторически множество стран этим способом получали доход от использования своего выгодного географического положения.

     Крупнейшим  среди косвенных налогов, используемых в Украине, является налог на добавленную стоимость. Он введен в 1992г. и вместе с акцизным сбором количественно заменил ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж. Налог с оборота, основанный на применении фиксированных оптовых и розничных цен, в условиях их либерализации уже не мог существовать, поэтому его пришлось заменить налогом на добавленную стоимость. Однако взимание НДС в 1992г. отразило существенный недостаток вновь введенной налоговой системы – слабую увязку между собой отдельных ее элементов, допускающих возможность многократного обложения одних и тех же объектов. В будущем, совершенствуя систему косвенного налогообложения, следует осторожно обращаться с косвенными налогами, непродуманное применение которых может привести к резкому ухудшению материального положения значительной части граждан. 

 

      Заключение 

     Одна  из основных проблем налогообложения  нашла свое отражение в теории переложения налогов, исследование которой началось еще в XVII в. Эта  проблема до сих пор является одной  из наименее разработанных в налогообложении, и это с учетом того, что ее практическое значение огромно. Суть теории переложения заключается в том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и распределительные процессы юридический плательщик налога способен переложить налоговое бремя на иное лицо — носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения.

     Как и любое другое явление, косвенные налоги следует рассматривать комплексно. Непрямые налоги устанавливаются в ценах товаров и их размер не зависит прямо от доходов плательщика. Подчеркиваем, только прямо, так как косвенные налоги включаются в цены товаров, то в абсолютном размере их платит больше тот, кто больше потребляет, а больше потребляет тот, кто имеет более высокие доходы.

     В недалеком прошлом, косвенные налоги рассматривались лишь с негативной точки зрения. Но характеризовать косвенные налоги только лишь как финансовое бремя на население – бессмысленно, так как токовым являются все налоги. Речь может идти только про одно: насколько они затрагивают интересы разных слоев населения и как выполняют свое бюджетное назначение.

     Косвенные налоги относятся к общегосударственным  налогам и действуют на всей территории Украины.. С появлением НДС, акцизов и таможенных сборов в налоговой системе Украины косвенные налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов в бюджет. В сводном бюджете Украины поступления от косвенных налогов являются основной частью налоговых доходов государства. Налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.

Информация о работе Проблема переложения налогов. Непрямое налогообложение