Проблемы и перспективы применения налога на добавленную стоимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы – охарактеризовать налог на добавленную стоимость.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть роль НДС в формировании доходов федерального бюджета,
рассмотреть особенности исчисления и уплаты НДС,
раскрыть направления реформирования взимания НДС в Российской Федерации.

Содержание

Введение 2
1.
Экономическая роль НДС.
4
1.1 Классификация налогов. Отличительные черты косвенных налогов. 4
1.2 Значение НДС в формировании доходной части бюджетов. 5
2. Элементы налогообложения. 8
2.1 Налогоплательщики НДС. Освобождение от уплаты НДС. 8
2.2 Объект налогообложения. Налоговая база. Ставки. 11
2.3
Порядок исчисления и уплаты НДС.
16
2.4 Применение счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах НДС. 19
2.5 Определение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет на примере ООО «Звезда». 22
3. Проблемы и перспективы применения налога на добавленную стоимость. 24
3.1 Особенности и проблемные вопросы в применении НДС. 24
3.2 Перспективы применения налога на добавленную стоимость. 29
Заключение. 31
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

nalogi_kurs.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

   Содержание.

Стр.     

             Введение    2
1.     

Экономическая роль НДС.

   4
     1.1 Классификация налогов. Отличительные черты косвенных  налогов.    4
     1.2 Значение НДС  в формировании доходной части бюджетов.    5
2.      Элементы налогообложения.    8
     2.1 Налогоплательщики НДС. Освобождение от уплаты НДС.    8
     2.2 Объект налогообложения. Налоговая база. Ставки.    11
     2.3

Порядок исчисления и уплаты НДС.

   16
     2.4 Применение  счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах НДС.    19
     2.5 Определение суммы  НДС, подлежащей уплате в бюджет на примере ООО «Звезда».    22
3.      Проблемы и  перспективы применения налога на добавленную  стоимость.    24
     3.1 Особенности и  проблемные вопросы в применении НДС.    24
     3.2 Перспективы применения налога на добавленную стоимость.    29
          Заключение.    31
          Список использованной литературы.    33
          Приложения.    35
     1. Структура доходов  федерального бюджета в 2004 г.    35
     2. Структура доходов  федерального бюджета в 2003 г.    35
     3. Декларация  по налогу на добавленную стоимость.    37
                   

   Введение.

    Любому  государству как рыночного, так  и нерыночного типа необходимы финансовые ресурсы для выполнения своих  функций, следовательно, ни одно государство  не может существовать без бюджета, а соответственно и без налогов. В связи с этим перед правительством России стоит сложная задача разработки грамотной налоговой политики в рамках финансовой политики государства  в целом.

   Оптимально  построенная налоговая система  должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности  государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.

   Косвенные налоги являются наиболее простыми для  государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что поступления их в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций.

   Российская  система налогообложения в части  соотношения косвенного и прямого  налогообложения замышлялась исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, основным из которых является налог на добавленную стоимость.

    Цель  написания данной курсовой работы –  охарактеризовать налог на добавленную  стоимость.

    Задачи  курсовой работы:

  • рассмотреть роль НДС в формировании доходов федерального бюджета,
  • рассмотреть особенности исчисления и уплаты НДС,
  • раскрыть направления реформирования взимания НДС в Российской Федерации.

    Работа  состоит из трех разделов:

    1. Экономическая роль НДС.

    2.Элементы налогообложения.

    3. Проблемы и перспективы применения  налога на добавленную стоимость.

   В курсовой работе использованы нормативные  документы: Налоговый кодекс РФ, Федеральный  закон « О федеральном бюджете  на 2004 г.», Методические рекомендации по применению главы 21 Налогового Кодекса РФ и др., а также учебная литература финансово – экономического профиля.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 1. Экономическая  роль НДС.

   1.1 Классификация налогов.  Отличительные черты  косвенных налогов.

   Наиболее  распространенной классификацией налогов является их разделение на прямые и косвенные. Такое деление налогов известно с глубокой древности. (В Римской империи взимались и налог с наследства, и налог с оборота.)

   Одна из первых классификаций налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов (XVII в.). Считалось, что доходы землевладельцев должны облагаться «прямым налогом», а все остальные являются перелагаемыми (косвенными). А. Смит, исходя из своей теории факторов производства (земля, труд, капитал), добавил к числу прямых налогов (с доходов землевладельцев) еще два — налоги на предпринимательскую прибыль владельца капитала и заработную плату наемных рабочих. К косвенным налогам А. Смит относил все те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на потребителей товаров и услуг. Таким образом, был принят первый действующий классификационный признак — разделение налогов на прямые и косвенные.

   Исторически в теории налогов сложились три  основные концепции их подразделения на прямые и косвенные. Сторонники первой считают, что примером такого деления является теоретическая возможность переложения налогов с номинального плательщика на конечного потребителя. В теории налогов дискуссии по этому вопросу занимают одно из центральных мест, поскольку переложение в значительной степени влияет на реальное распределение налогового бремени. Прямые налоги непосредственно падают на плательщика (производителя или потребителя) и не могут быть переложены путем включения в продажные цены товаров, остальные же налоги относятся к косвенным. Это является лишь теоретическим предположением, ибо на практике может происходить иное.

   Иногда  действительно очень сложно выявить  конечного плательщика, и в целом  ряде случаев законодатель, сознательно  устанавливая налог, предполагает его  переложение (налоги с оборота, акцизы). Как правило, законодатель всегда стоит перед выбором формы налогообложения, ибо здесь необходимо оценить все плюсы и минусы различных форм. Прежде всего, при введении того или иного налога исходят из тактических и стратегических целей государства, учитывают уровень социально-экономического развития страны и фискального аппарата. Так, введение косвенных налогов предполагает организационную программу взимания, но при этом слишком высоки затраты по контролю; введение прямых налогов сопряжено с высокими затратами по их учету и (относительно косвенных налогов) невысокими административными издержками по контролю.

   Общепризнанным  является то, что взимание косвенных  налогов менее болезненно и «незаметно» для плательщиков, кроме того, система косвенного       налогообложения обеспечивает устойчивость доходов бюджета, особенно в условиях инфляции. В частности, А. А. Соколов аргументировано доказал несостоятельность критерия переложения налогов, который был положен учеными в основу классификации всех налогов.

   Чем выше уровень экономического развития страны, тем больший удельный вес в общей сумме налоговых поступлений занимают прямые налоги. В налоговых системах высокоразвитых стран доминирующее положение занимают прямые налоги, их доля составляет более 50 % в общей сумме налоговых поступлений. В целом ряде стран важнейшим источником доходов бюджетов выступает прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий. Это относится, в частности, к Дании (59,9 % в общем объеме налоговых поступлений), Австралии (55,6 %), Финляндии (41,5 %), США (42,2 %). В России в 2000 г. прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий в общем объеме налоговых поступлений составляло 31,3 % (в 2001 г. — 32,7 %).

   Доминанта косвенного налогообложения четко прослеживается в структуре доходов федерального бюджета России - от 11,1 % к ВВП (в 1992 г.) до 17,6 % к ВВП (2000 г.). Следует отметить, что именно в федеральном бюджете удельный вес косвенных налогов наиболее высок.

   Наиболее  высок удельный вес доходов от обложения товаров и услуг  в странах, отличающихся, как правило, умеренным уровнем экономического развития (Греция — 44,6 %; Португалия — 42 % в общей сумме налоговых поступлений).

    1.2 Значение НДС  в формировании  доходной части бюджетов.

   Основное  место в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж и таможенная пошлина. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги.

   Наиболее  существенным из косвенных налогов, применяемых в Российской Федерации, является налог на добавленную стоимость.

   Схема взимания налога на добавленную стоимость (НДС) была предложена французским экономистом  М. Лоре в 1954 г. Это самый молодой  из налогов, формирующих основную часть доходов бюджетов. Во Франции он стал применяться с 1958 г. Однако показатель добавленной стоимости значительно раньше  использовался  и в статистических целях. Например, в США он применялся с 1870 г. для характеристики объемов промышленной продукции. В нашей стране показатель добавленной стоимости использовался в аналитических целях в период нэпа.

   Необходимость применения добавленной стоимости  как объекта налогообложения для европейских стран была обусловлена построенном общего рынка, так как Римский договор 1957 г. о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) предусматривал с этой целью меры гармонизации систем косвенного налогообложения (то есть стремление к выравниванию ставок и унификации налогообложения). Наличие НДС в налоговой системе было обязательным условием вступления в члены ЕЭС. Шестая директива Совета ЕЭС от 17 мая 1997 г. стала основой современной европейской системы НДС, так как была принята с целью унификации базы НДС во всех странах ЕЭС. Это очень важно, так как отчисления

от поступлений  НДС в бюджеты стран-членов Европейского Сообщества в определенном проценте направляются на формирование общего бюджета ЕЭС. Однако до сих пор системы НДС в разных странах имеют существенные различия. По состоянию на июнь 1992 г., поданным ОЭСР, НДС применялся в 82 странах мира.

   При решении задачи развития рыночных отношении в России возникла необходимость реорганизации налога с оборота, действовавшего до 1992 г., который более чем на 80 % мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. В новых условиях, предполагающих свободное ценообразование на основе спроса и предложения, исключается возможность формирования бюджета посредством налога с оборота в том его виде, в котором он применялся в СССР. В то же время государство должно иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в Российской Федерации с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость, Тем самым обеспечивается равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

   Налог на добавленную стоимость —  косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач:

   - ориентации на гармонизацию налоговых  систем стран Европы;

   - обеспечения стабильного источника  доходов в бюджет;

   - систематизации доходов.

   Основная  функция НДС - фискальная. В среднем  НДС формирует 13,5% доходов бюджетов стран, применяющих этот налог. Но доля НДС в бюджетах отдельных стран существенно различается. Так, во Франции НДС составляет 45 % налоговых поступлений в бюджет, в Нидерландах — 24 %. Удельный вес НДС в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета России в 1998 г. составил 40,0 %. в 1999 г. - 44,6 %, в 2000 г. - 41,1 %, в 2003 г. – 36 % , в 2004 г. – 34, 4 %  Доля доходов от НДС, выраженная в процентах к ВВП, в РФ но проекту на 1999 г, составила 4,08 %; ожидаемое исполнение — 4,53 %: по проекту на 2000 г. — 5,2 %. Для сравнения: среднее значение этого показателя в европейских странах-членах ОЭСР в 1992 г. составило 7,4 %; минимальное значение — 6,5 % в Германии; максимальное значение — 10,2 % в Греции.

Информация о работе Проблемы и перспективы применения налога на добавленную стоимость